Самообразование
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Иркутска детский сад № 97
Тема самообразования:
«Развитие творческого воображения в коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством теории решения изобретательских задач».
Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Панфилова Марина Юрьевна |
Иркутск 2021
Актуальность темы самообразования.
В современном обществе все более актуально встает вопрос о воспитании творческой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно мыслить, решать новые жизненные проблемы. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение. В связи с этим усилился интерес к развитию творческого воображения личности, способной к инновационной деятельности, что свидетельствует об актуализации данной темы.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие качество дошкольного образования также указывают на актуальность развития творческого воображения детей дошкольного возраста, так например:
в документе об организации взаимодействия образовательного учреждения и обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования. Методическое письмо Министерства образования РФ от 25.03. 94 г. № 35-М., выделены основания преемственности, которые обеспечивают общую положительную психологическую готовность детей к освоению программы I ступени, является ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в тоже время исходными ориентирами начального общего образования одним из пунктом в котором является: «формирование творческого воображения как направление интеллектуального и личностного развития ребенка».
В рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации. Методическое письмо Министерства образования РФ от 24.04. 95 № 46/19-15: «п.3.5.: Программы должны быть нацелены на: формирование творческого воображения; развитие коммуникативности;
п.3.6. Программы должны обеспечивать:
- создание условий для развития личности, его творческих способностей;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».
В ФГОС дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 ноября 2013 г.) в пункте 2.6. указано на то, что «…познавательное развитие предполагает развитие воображения и творческой активности», так же область речевое развитие включает «…владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества».
Из всего выше изложенного актуальность и значимость процесса развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте не вызывает сомнений.
Цель работы по самообразованию:
- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность по теме самообразования.
Задачи:
- Проанализировать литературу по данной теме;
- Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду [Текст] / С.И. Гин. М., 2008.
- Дьяченко, О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. – М., 2008.
- Развитие речи и творчества дошкольников [Текст]: Игры, упражнения, конспекты занятий / под ред. О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Сидорчук, Т.А. Методика формирования у дошкольников классификационных навыков [Текст]: Практическое пособие / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. – 5-е испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2017.
- Сидорчук, Т.А. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине [Текст]: Методич. пособие для воспитателей детских садов и родителей / Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх. – М.: АРКТИ, 2017.
- повысить собственный уровень знаний путём изучения представленной литературы;
- подобрать методики для диагностирования и коррекции творческого воображения для детей старшего дошкольного возраста;
- определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе коммуникативной деятельности;
- пополнить дидактические игры на развитие воображения;
- для педагогов и родителей детей старшего дошкольного возраста разработать консультацию на тему: «Значение развития творческого воображения у детей» и рекомендации по развитию творческого воображения;
-разработать серию тематических карточек для детей старшего дошкольного возраста «Развиваем творческое воображение»
План работы по самообразованию
План | Сроки | Форма работы | Практические результаты |
Изучение методической литературы; статей ученых, педагогов по теме самообразования | В течении года | Просвещение (чтение литературы, слушание вебинаров) | Повышение собственного уровня знаний |
Подбор методик для диагностики развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. | Сентябрь-октябрь | Изучение методической литературы | Отбор методик для определения развития творческого воображения у детей. |
Диагностика развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. | Октябрь ноябрь | Диагностическое обследование детей | Выявление у воспитанников уровня развития творческого воображения. |
Подбор методик для развития творческого воображения у детей | В течении года | Подбор методик | Определение возможных путей развития творческого воображения детей в процессе коммуникативной деятельности. |
Развитие творческого воображения у детей через подобранные методики. | Ноябрь - май | Развитие творческого воображения у детей | Повышение уровня развития творческого воображения у детей |
Обогащение предметно – развивающей среды. | Ноябрь - май |
Обогащение среды. | Пополнение группы дидактическими играми по данной теме. |
Работа с родителями | Декабрь | Консультация «Значение развития творческого воображения у детей» | Просвещенность родителей по данной теме |
Работа с педагогами | Апрель | Сообщение с презентацией. «Значение развития творческого воображения у детей» | Просвещенность педагогов по данной теме |
Повторная диагностика | Май | Диагностика | Динамика результата проделанной работы с детьми по развитию творческого воображения. Анализ работы по теме самообразования. |
Свой педагогический опыт предлагаю представить на мастер – классе «Диагностика и коррекция творческого воображения детей старшего дошкольного возраста», а также предложить занятия с детьми с использованием тематических карточек.
Список литературы:
- Письмо Минобразования РФ от 25 марта 1994 г. N 35-М "Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования".
- Методическое письмо Минобразования РФ от 24.04.1995 N 46/19-15 "Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации".
- ФГОС дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.
План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....
План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...