«Взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в предшкольный период в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»
материал
Выступление на "Круглом столе" в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования на тему: «Взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в предшкольный период в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка» (ММО южный округ «Обеспечение непрерывности образования — преемственность начального общего и дошкольного образования» г.Рубцовск, 29.03.2023г.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_kruglyy_stol_-_vzaimodeystvie_pedagogov_s_roditelyami_vospitannikov.docx | 33.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: воспитатель 1 категории
Страчкова Нина Анатольевна
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»
Алтайский край, г.Рубцовск 2023г.
«Взаимодействие педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в предшкольный период
в МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»
Взаимодействие педагогов и семьи - это целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются проблемы воспитания детей. Только в тесной взаимосвязи педагога и родителей достигается успешный результат в воспитании и подготовке ребенка к школьному обучению
Конечно, практика преемственности между семьей, дошкольнымобразовательным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. И тому есть причины. (2 слайд)
Поэтому, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, мы считаем именно взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений для обеспечения успешной подготовки ребёнка к школе, а также полноценного общего развития детей.
Интеграция образовательных задач образовательного учреждения и семьи при подготовке детей к школе обеспечивает решения многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на последующих ступенях образовательной системы. (3 слайд)
Целью нашего ДОУ в данном случае является: (4-5 слайд)
- вовлечение семьи в единое образовательное пространство для содействия в создании полноценных условий для развития ребенка и подготовки его к школе, осознания проблем в межличностных отношениях ребенка со взрослыми и детьми, поиска путей их решения.
С задачами можно ознакомиться на слайде:
1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
2.Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений
родителей.
3.Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и
образовательном учреждении на основе Федеральных государственных
требований.
Для оказания помощи и получения максимально положительных результатов в вопросах подготовки ребёнка к школе мы используем в ДОУ разные формы работы с родителями дошкольников.
Прежде всего, это традиционные формы, которые подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. (6 слайд)
К коллективным формам относятся: родительские собрания, круглые столы, и др. (7 слайд)
Как правило тема собраний в начале года традиционно звучит так - «Вот и стали мы на год взрослее», на которых для родителей мы раскрываем не только возрастные особенности развития детей, но и обязательно знакомим их с целевыми ориентирами дошкольного образования в каждом конкретном возрасте, а также знакомим с особенностями построения образовательного процесса в старшей (подготовительной) группе. Особенно это важно донести до родителей старших дошкольников поскольку целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка инаправлены на стремление, как у нас, педагогов, так и у родителей, формированию активного, инициативного и самостоятельного ребенка.
В процессе дискуссии за «круглым столом», также традиционной - «Мой ребёнок – будущий первоклассник», мы раскрываем понятие «что значит быть готовым к школе», из чего складывается готовность ребёнка к школе и как сделать так, чтобы ребёнок был подготовлен. Вместе с родителями обсуждаем такие значимые вопросы как приобщения детей к здоровому образу жизни, готовим памятки каждому родителю «Что должен знать и уметь ребёнок к концу подготовительной группы» для определения родителями интеллектуальной готовности своего ребёнка к школе. Так, постепенно, подводим родителей к основной мысли о том, что, подготавливая ребёнка к школе, необходимо, прежде всего, научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать и перерабатывать полученную информацию, а также чтобы ребёнок был здоров и социально адаптирован. (8 слайд)
Как правило, начиная со старшей группы, мы работаем в тесном сотрудничестве с нашим педагогом-психологом, у которого в практике общение на родительских собраниях с родителями. Важной темой является «Психологическая готовность ребёнка к школе». Педагог-психолог подробно рассказывает о психологических особенностях будущего первоклассника. Также, на основе анализа данных предварительного тестирования детей подготовительных групп на предмет психологической готовности к школе, приглашает родителей прийти на индивидуальные консультации для обсуждения результатов тестов и получения рекомендаций. (9 слайд)
Кроме педагога-психолога, мы приглашаем на родительские собрания логопеда, и узких специалистов. Узкие специалисты в нашем саду в течении года постоянно проводят индивидуальную работу с детьми, которые требуют особого внимания. Это могут быть дети, конечно, прежде всего с ОВЗ, либо часто болеющие дети, а также наиболее способные. Поэтому в их работу также входит взаимодействие с родителями наших воспитанников и определено время индивидуальных консультаций. Такая работа относятся к индивидуальным формам работы с семьёй и способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни.
Кроме этого, одной из наших традиций является выступление учителей из школ нашего района на родительских собраниях в подготовительных группах, где они знакомят родителей с современными требованиями, которые предъявляет сейчас школа к ученикам, дают рекомендации по подготовки детей к школе, предлагают игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, рекомендации по адаптации. (10 слайд)
К индивидуальным формам помимо индивидуальных консультаций относятся также: педагогические беседы, «заочные» консультации (когда готовится ящик для вопросов родителей).
К наглядно-информационным формам относятся, например, аудиозапись беседы с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности; фотогазеты, выставки детских работ, стенды, папки-передвижки, консультации, рекомендации родителям. (11 слайд)
Как показывает практика, в настоящее время популярностью, как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Нашими педагогами ведётся работа по привлечению родителей к сотрудничеству, используя и такие направления, как
1. Информационно-аналитическое направление, досуговое и познавательное направление. : (12 слайд)
Одной из эффективных форм работы с родителями мы считаем метод анкетирования. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания и обучения ребёнка, об особенностях его воспитания. Важным для нас педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. С помощью анкеты мы узнаём о том, какие проблемы их волнуют, а мы эти вопросы берём на вооружение при планировании работы с родителями. В предшкольный период мы используем анкеты для родителей, с целью помочь им выяснить готовность ребенка к ДОУ и школе, разобраться в проблемах адаптационного характера, повысить уровень педагогических знаний, улучшить качество общения с ребенком, такие как «Знаете ли вы своего ребенка?», «Готовы ли Вы стать родителем первоклассника?».
Ещё одной эффективной формой информационно-аналитической работы является так называемый «почтовый ящик». Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими предложениями или вопросами к педагогу, узким специалистам, руководителю учреждения. Заданные вопросы затем освещаются на родительских собраниях. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями, когда нехватка времени мешает родителям встретиться с педагогом лично, а также
даёт возможность анонимно задавать вопросы педагогу или другому специалисту в саду. (13 слайд)
2. Досуговое направление: призвано устанавливать теплые доверительныеотношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Формы общения: совместные досуги и праздники с привлечением родителей, где родители могут стать непосредственными участниками, а также совместноеучастие родителей и детей в выставках, конкурсах, проектирование.
Праздники, утренники, спортивные развлечения в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Зачастую, на проводимых нами праздниках, родители являются полноценными участниками, они вместе с детьми танцуют, играют, соревнуются, что позволяет развивать взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить отношения через эмоциональное общение. («Праздник мам», «Папа, мама, я – спортивная семья», «Встреча Нового года», «День здоровья» и др.) (14 слайд)
Ещё одна, довольно эффективная форма работы с родителями в предшкольном периоде - это конкурсы (совместное детско-родительское творчество) и акции. Мы стараемся привлечь родителей к участию в конкурсах и акциях различного уровня. Как правило, они не остаются равнодушными: рисуют рисунки, подбирают нужные фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки, шьют или приобретают костюмы, разучивают стихотворения. А также очень хорошо откликаются и участвуют в акциях, проводимых в ДОУ, таких как «Подари Добро», «Какое счастье просто жить», «Посади рябинку», «Лучший зимний участок», «Самый зелёный участок» - летний конкурс, в городской «неделе Добра». Цель этой работы — это развитиетворческогопотенциала личности дошкольника, активизации совместного творчества детей и родителей. Это помогает детям стать уверенными в себе, поскольку они чувствуют поддержку родных и близких и родителям более ответственно подходить к своим родительским обязанностям, особенно на пороге школьного обучения. (15 слайд)
3. Познавательное направление
В последние годы в нашем детском саду мы всё больше уделяем внимание познавательному развитию воспитанников и всё больше практикуем вовлечение родителей в образовательныйпроцесс детского сада. Познавательное направление направлено на информирование родителей о воспитательном и образовательном процессе в ДОУ, ознакомление родителей с работой педагогов с детьми старшего дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания, обучения и развития детей.
Вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, мы реализуем через: как я уже говорила,
- праздники (развлечения);
- «дни открытых дверей»;
- совместно-проведённые занятия;
- участие в конкурсах (совместное детско-родительское творчество);
- мастер-классы;
- проектную деятельность. (16 слайд)
Открытые занятия для родителей, или совместные занятия, где родители также становятся участниками образовательного процесса, позволяют повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах образования, помогают привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании и обучении ребёнка, особенно в предшкольный период. Также, они дают возможность научить родителей наблюдать за своим ребёнком, изучать его, видеть его успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться и как следствие проявляют уже большуюзаинтересованность в успешности своих детей. (17 слайд)
«Мастер-классы для родителей» - тоже довольно эффективная форма работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями в пространстве ДОУ, обмениваться эмоциями, знаниями, опытом так, чтобы воспитатель не навязывал свою точку зрения, а давал возможность каждому родителю принять активное участие в обсуждении актуальных проблем. (18 слайд)
Вовлечение семей в образовательную деятельность в нашем саду, мы реализуем в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка. Вовлечение родителей в этот процесс имеет очень большую ценность:
- у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;
- развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста;
- появляется возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома. (19 слайд)
Конечно, очень здорово, когда родители откликаются на просьбы воспитателей и оказывают посильную помощь. В прошлом году в нашей группе было проведено 2 проекта, один из них познавательно-творческий, приуроченный к дню победы - «9 мая – праздник со слезами на глазах». Данный проект предполагал активное участие родителей не только в мероприятиях, проводимых внутри группы, но и ознакомление с темой Великой Отечественной войны в семье. Была проведена очень большая работа по проекту, надо отметить, что родители приняли самое непосредственное участие, проявили большую заинтересованность. А это значит, что одна из основных задач, которую мы предполагали достигнуть в работе над этим проектом- осознание родителями важности патриотического воспитания дошкольников, была достигнута.
(20-21 слайд)
4. Наглядно-информационное направление: (информационно-ознакомительная форма; информационно-просветительская форма). Ознакомление родителей с учреждением, особенностями его работы. Направлено на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Формы общения выступают: «Дни открытых дверей», открытые занятия, выставки совместных работ детей и родителей, конкурсы, фотоотчёты об экскурсии в школу, совместное создание предметно - развивающей среды. (22 слайд)
Использование всех этих форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать нашим педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом. Совместная работа способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни, а также подготавливает родителей совместно с детьми к следующей ступени в их образовательном развитии. (23 слайд)
О преемственность детского сада и школы в полной мере невозможно говорить, не отследив успехи своих воспитанников.
Если раньше в нашем саду педагогами подготовительных групп писалась только характеристика на выпускника, которая затем направлялась в школу, тов этом году мы улучшили работу в этом отношении, организуя обратную связь со школами, в которые пошли учиться наши воспитанники.В прошлом году наши педагоги имели возможность посетить своих воспитанников в школе «Гимназия № 8», посмотреть и понаблюдать за их деятельностью на уроке. (24 слайд)
А также, теперь благодаря обратной связи - характеристикам на наших воспитанников педагогов школ, мы уже можем проследить (или сравнить) результаты наших выпускников после начала обучения в школе, на первом его этапе.
Рассмотрев сравнительные характеристики 10-ти выпускников на выходе из школы и на начальном этапе обучения в школе, а именно уровень сформированности учебных предпосылок, уровень адаптации и уровень сформированности коммуникативных навыков, можем отметить что у наших воспитанников в основном хорошие показатели успешной учёбы, учебные предпосылки сформированы на среднем и высоком уровне, у основной массы выпускников адаптация прошла вполне успешно, как и по результатам нашей диагностики. Уровень сформированности коммуникативных навыков также соответствует показателям мониторинга на конец выпуска из сада. (25 слайд)
Вывод: сравнительный анализ даёт возможность определить (вычленить) проблемы и наметить пути их решения. Таким образом, тесное взаимодействие, сотворчество, сотрудничество педагогов с родителями и учителями способствуют успешной адаптации ребёнка в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы «Взаимодействие воспитателей с родителями(законными представителями) воспитанников
опыт работы с родителями в старшей и подготовительной группе....
Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)
Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивае...
Основные направления взаимодействия воспитателя с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной к школе группе
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17584668","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"398"}}]]...
Партнерское взаимодействие педагога с родителями (законными представителями) воспитанников.
Цель взаимодействия ДОУ с семьей — установление партнерских отношений с родителями в процессе развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста в усло...
Перспективный план взаимодействия воспитателей с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной группы
Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе «Солнышко»на 2018-2019 учебный годЦель: формирование позиции сотрудничества педагогов и родителей воспитанников для эффекти...
Мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников музыкальным воспитанием в МБДОУ детский сад №10 и работой музыкального руководителя.
Мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанниковмузыкальным воспитанием в МБДОУ детский сад №10 и работой музыкального руководителя...