Методические рекомендации по взаимодействию педагогов с родителями (законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)
методическая разработка на тему
Методические рекомендации разработаны для педагогов дошкольных образовательных учреждений, посвящены вопросу взаимодействия ДОУ и семьи, вовлечению родителей в образовательный процесс, что обеспечивает реализацию федерального государсвенного образовательного стандарта дошкольного образования, развитию у профессиональных компетенций педагогов для организации работы с родителями(законными представителями).В методических рекомендациях описаны принципы организации работы с семьей, вариативные формы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 573.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №497 комбинированного вида «Мишутка»»
Методические рекомендации по
взаимодействию педагогов с родителями
(законными представителями) воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО)
Разработала: воспитатель
первой кв. категории
Горожанкина Н.Н.
Семья для ребенка – это источник общественного опыта.
Здесь он находит примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение.
И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,
то должны решать эту проблему «всем миром»:
детский сад, семья, общественность.
(С.В.Глебова)
Методические рекомендации разработаны в соответствии с
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»,
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ д/сад №497.
Характерной тенденцией современного периода в развитии образования является стремление образовательных учреждений к открытости, которая предполагает активное взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Немаловажную роль в процессе становления открытости играют родители (законные представители), которые являются основными социальными заказчиками детского сада. Взаимодействие педагогов с ними невозможно без учёта интересов и запросов семьи.
- соответствии с ФГОС ДО, ведущая идея системы работы педагогического коллектива с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого обучающегося (воспитанника), создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Взаимодействие с семьями воспитанников является органичной составляющей деятельности организации, его трудно выделить в отдельный блок. Поэтому любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в рамках триады: совместная деятельность с педагогом - самостоятельная деятельность - совместная деятельность с родителями (законными представителями).
Взаимодействие – это не только обмен информацией в процессе деятельности
или общения. Это еще и важный аспект установления связей и отношений, определяющих эффективность совместной деятельности, повышающий
интерес, развитие и совершенствование.
Анализ таких взаимоотношений необходим педагогу для правильного определения форм и методов работы с коллективом с учетом знаний, возможностей, свойств и качеств личности родителей (законных представителей).
Участие родителей в жизни детского сада, влияет не только на развитие образования в целом, расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и заинтересованных в его положительном результате, но и вселяет уверенность в получении качественного дошкольного образования, повышает уровень доверия родителей (законных представителей) к образовательной организации, содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку воспитанников, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.
Основная цель взаимодействия с семьей воспитанников – сделать родителей (законных представителей) активными участниками образовательных отношений.
Из цели вытекают следующие задачи:
- изучить фактическое социальное, физическое и психическое развитие ребенка в семье,
- установление доверительных отношений в детском саду и семье каждого ребенка;
- повышать психологическую компетентность родителей (законных представителей);
- познакомить с разнообразными формами организации досуга в семье;
- реализовывать единый подход к ребёнку с целью его личностного развития;
- осуществлять постоянную работу по профилактике нарушений и защите прав и достоинств дошкольника.
- связи с этим можно выделить основные направления взаимодействия детского сада с семьями воспитанников:
- обеспечение комфортной адаптации ребёнка и его семьи к условиям детского сада;
- формирование здоровья детей, построение индивидуального маршрута развития;
- установление контакта с родителями (законными представителями) и согласовывание с ними целей и ценностей образовательной деятельности;
- обеспечение постоянной содержательной информации о жизни детей в детском саду;
- создание условия для повышения педагогической компетентности у родителей
- (законных представителей);
- создание ситуации совместного досуга с участием семей воспитанников;
- создание условий для реализации творческого потенциала семей.
Условиями для успешной работы с родителями (законными представителями)
является:
- изучение социального состава родителей (законных представителей), уровень образования, состав и социальное благополучие, выявление семей риска, спрос и предложения на услуги;
- дифференцированный подход к работе с родителями (законными представителями) с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
- возрастной характер работы с родителями;
- целенаправленность, систематичность, плановость;
- доброжелательность и открытость.
Сотрудничество с родителями (законными представителями) должно строится на основе следующих принципов:
- осознать, что только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребенку;
- помнить о том, что ребенок уникальная личность;
- воспитывать в детях безграничное уважение к родителям (законным представителям);
- учитывать пожелания и предложения родителей (законных представителей), высоко ценить их участие в жизни группы;
- рассматривать воспитание и развитие детей не как свод общих приемов, а как искусство диалога с конкретным ребенком и его родителями на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов,
- способностей и трудностей;
- с уважением относится к тому, что создается самим ребенком;
- регулярно в процессе индивидуального общения с родителями
- (законными представителями) обсуждать вопросы, связанные с воспитанием и развитием детей;
- проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей (законных представителей).
Формы взаимодействия и сотрудничества с родителями (законными представителями):
- деятельность родительского комитета;
- общие родительские встречи;
- родительские лектории;
- индивидуальные консультации и беседы;
- семинары-практикумы;
- мастер-классы;
- круглые столы;
- тренинги;
- анкетирование;
- интервьюирование;
- образовательные события с детьми по разным видам детской деятельности;
- участие в подготовке и проведении детских праздников и развлечений,
- образовательных событиях;
- совместное создание развивающей предметно - пространственной среды для детей;
- совместное проведение субботников по благоустройству территории;
- проведение Дня Дублера;
- выставки, конкурсы на которых отражается совместное творчество взрослых и детей;
- сайт детского сада.
Дальнейшие контакты и связь между родителями и педагогами детского сада:
- ежедневное непосредственное общение, когда родители приводят или забирают детей;
- неформальные беседы о детях или запланированные встречи, чтобы обсудить достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем;
- ознакомление родителей с письменным материалом о детях;
- предложения посещения специалистов;
- доска объявлений для родителей;
- дни или вечера для родителей с посещением группы, чтобы увидеть, как занимается их ребенок или ознакомиться с работой детского сада.
консультационная помощь семье.
В методическом кабинете хранится банк информационных ресурсов, содержащий материалы для работы с родителям (законными представители):
- подборка консультаций и бесед;
- мультимедийные презентации;
- видеотека;
- электронные книги, периодика;
- анкеты, опросники.
В детском саду ежегодно составляется план сотрудничества с семьей на год. Педагоги возрастных групп составляют свои планы с учетом плана детского сада и особенностей коллектива родителей (законных представителей).
- целях совершенствования стилей общения и сотрудничества, установления равноправных, творческих взаимодействий с семьями обучающихся для педагогов организуются консультации, педагогические советы, конкурсы, выставки, интернет -
поиск по определенному заданию, копилки педагогического мастерства.
Список используемой литературы:
1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях [Текст] / Е.П. Арнаутова // Детский сад от А до Я. –2004. – № 4.
2. Доронова, Т.Н. О взаимодействии дошкольного учреждения с семьей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3.
3. Стожарова, М.Ю. Как помочь родителям «Трудных детей» / М.Ю. Стожарова // Ребенок в детском саду. – 2003. - №5.
4. Стожарова, М.Ю. Как помочь родителям «Трудных детей» / М.Ю. Стожарова //
Ребенок в детском саду. – 2004. - №1, 2, 3.
5. Миленко, В.М. Родительские собрания-студии / В.М. Миленко, Г.Мисенко.// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-467627-1417515356.jpg)
ПЛАН проведения методической недели по теме «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Цель: сформировать знания ФГОС по направлению «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»Длительность семинара – 3 дня...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/02/picture-467627-1417515356.jpg)
ПЛАН проведения методической недели по теме «Физическое развитие дошкольников в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Цель: сформировать знания ФГОС по направлению «Физическое развитие дошкольников»Длительность семинара – 3 дня...
«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)
«Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (ФГОС ДО)...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/17/picture-684959-1671290896.jpg)
Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования
В материале описаны новые требования ФГОС ДО к образовательной "Речевое развитие" и способы ее реализации....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-812377-1473145544.jpg)
Положение о взаимодействии с семьями воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Настоящее Положение определяет цели, задачи, принципы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, определяет формы и методы данной деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1002031-1516947891.jpg)
«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»
Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...
Методическое пособие "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
В предлагаемом методическом пособии представлены механизмы реализации эффективных форм взаимодействия с родителями.В пособии представлены практические материалы из опыта работы педагогов Муницип...