Районный семинар , открытое занятие по направлению речевое развитие с детьми дошкольного возраста с изучением башкирского языка "Башкирская юрта"
план-конспект занятия (средняя группа)

Утягулова Альфия Булатовна

Районный семинар для воспитателей

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по направлению «Речевое развитие»

с  детьми среднего дошкольного возраста

«Башкирская юрта»

(реализация проектной деятельности

 с детьми среднего дошкольного возраста

 на тему

«Изучение башкирского языка»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: воспитатель МАДОУ детский сад «Теремок»

с. Красная Башкирия

Утягулова Альфия Булатовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь 2022 года

 

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Башкирская юрта»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Обогащение словарного запаса детей, развитие умения употреблять изученные слова в речи; выработка правильного произношения башкирских слов.

Программные задачи:

Образовательные:

- продолжать обогащатьсловарный запас детей, развивать умение употреблять изученные слова в речи,  вырабатывать правильное произношение башкирских слов;повторить ранее изученные и познакомить с новыми словами на башкирском языке, обозначающие юрту, предметы утвари и быта башкирского народа, название членов семьи, домашних животных, основных цветов;           

- продолжать знакомить детей с особенностями быта башкирского народа, с жилищем - юртой (ее устройством, особенностями интерьера, спецификой оформления); 

- продолжать знакомить с особенностями башкирского орнамента, его цветового решения, композиционного оформления;

- продолжать закреплять понятие «семья» - круг близких людей (члены семьи – бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра);

- закреплятьзнания о домашних животных и условиях их обитания (живут рядом с человеком, человек ухаживает и заботится о них, приносят пользу человеку);

- продолжать знакомить с новым раздаточным материалом из фетра;

- закреплять знание основных цветов и геометрических форм.

Развивающие:

- развивать внимание, память, познавательный интерес детей, самостоятельность;

-  развивать умение отвечать на вопросы;

- развивать умение выполнять движения физкультминутки, пальчиковой гимнастики согласно тексту; умение соблюдать правила дидактической игры;

- развивать умение на местах работать с раздаточным материалом – составлять целое из частей по определенному алгоритму.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению башкирского языка, к культуре и быту башкирского народа, любовь к родному краю;

- воспитывать у детей желание заниматься с различными дидактическими  материалами;

- воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.

 

Средства: макет юрты, башкирская утварь, посуда, палас, детская люлька, сундук, фигурки членов семьи, дидактическое пособие «Круг», карточки к дидактическому пособию «Домашние животные», раздаточный материал и готовый образец из фетра, детали к нему, угощение.

Формы и методы работы: оргмомент, беседа, поощрение, использование наглядного дидактического материала, показ, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра «Домашние животные», рассматривание макета юрты, индивидуальная работа, физкультминутка «Юрта», самостоятельная работа с раздаточным материалом, угощение, сюрпризный момент, рефлексия.

Ход ООД

Дети входят в группу. Организационный момент в кругу

Воспитатель:Доброе утро, девочки и мальчики, какие вы сегодня все нарядные, в красивой одежде. А я знаю, что когда люди наряжаются, то собираются в гости. Посмотрите, и у нас в группе  сегодня сидят красивые, нарядные гости. Давайте с ними поздороваемся на русском и на башкирском языке «Здравствуйте!», «Һаумыһығыҙ.

Дети здороваются с гостями на русском и башкирском языке, повторяют за воспитателем слова приветствия.

Воспитатель:Молодцы, я  сегодня вас тоже приглашаю в гости. Проходите и присаживайтесь на свои места.

Дети садятся на стульчики перед макетом «Юрта»

Воспитатель:Дети, посмотрите по сторонам, как вы думаете, куда я вас пригласила? Где мы с вами оказались? Правильно, я вас пригласила в башкирскую юрту. Юрта - это жилище башкир, давайте скажем на башкирском языке – тирмә.Давным - давно башкиры жили в специальном жилище - тирмә, которое легко разбиралось и собиралось, чтобы его можно было перенести на другое место. Башкиры издревле были кочевым народом – они переезжали с одного места на другое и перевозили свои юрты –тирмә.Хотитепосмотреть, что есть в моей юрте?

Дети рассматривают, проговаривают вместе с воспитателем слова на башкирском языке и перечисляют увиденное - на столе посуда (һауыт –һаба, сынаяҡ, кәсә), самовар (самауыр), на полу - палас (балаҫ), детская люлька (сәнгелдәк), кукла в национальном платье, сундук (һандыҡ).

Воспитатель: Дети, вам понравилась моя юрта? А как вы думаете, кто может жить в юрте? Да, правильно, здесь в юрте может жить семья – самые родные и любимые люди.

Воспитатель выставляет фигурки членов семьи, вместе с детьми проговаривая каждое слово (папа –атай, мама –әсәй, дедушка –олатай,

бабушка – өләсәй, брат- ағай, сестра – апай).

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Был бармаҡ –олатай,

Был бармаҡ –өләсәй,

Был бармаҡ – атай,

Был бармаҡ-әсәй,

Был бармаҡ – бәләкәй,

Был бармаҡ –мин.

Воспитатель:Ребята,что же интересно лежит в сундуке? Как мы его называем на башкирском языке?һандыҡ

Воспитатель открывает сундук и достает конверты для дидактического пособия «Круг».

Воспитатель:Дети, знакомые конверты? Кто догадался из вас, что мы сейчас будем делать? Правильно, играть в дидактическую игру. Давайте пройдем к нашему игровому кругу и вспомним правила игры – раскладываем карточки из конверта, крутим по очереди стрелку на круге, на что она нам укажет – громко называем и повторяем.

Дидактическая игра «Домашние животные» на дидактическом пособии «Круг».

Дети повторяют вместе с воспитателем названия домашних животных на русском и башкирском языке (бесәй – кошка, эт – собака,  һыйыр– корова, ат – лошадь,  кәзә – коза, һарыҡ – овца, сусҡа – свинья),  закрепляют знания о пользе домашних животных для человека, о том, что человек должен заботиться и ухаживать за ними.

Воспитатель: Молодцы, понравилось играть? Мы еще с вами потом поиграем. Амир, скажи, куда я вас приглашала сегодня в гости? В юрту. Теперь скажи на башкирском языке – тирмә. Давайте поиграем с вами в игру «Юрта».

Физкультминутка «Юрта»

Юрта, юрта -   круглый дом (дети встают в круг)

Побывайте в доме том! (шагают на месте)

Гости явятся едва(разводят руки)

В печку прыгают дрова(прыжки на месте)

Печка жарко топится (хлопают в ладоши)

Угостить торопится (показывают ладоши).

Воспитатель:Молодцы, отдохнули, поиграли, а сейчас я вас приглашаю на свои рабочие места.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Дети садятся за столы на рабочие места для работы с раздаточным материалом. Воспитатель показывает готовый образ собранной юрты из деталей, акцентирует внимание на цвете и форме деталей, проговаривает в речи слова на башкирском языке - название определенного цвета.

Воспитатель:Посмотрите, какую юрту я сделала сама. Посмотрите, какие на ней есть узоры? Квадраты, прямоугольник, треугольники.  Какого цвета каждая деталь? Красная (ҡыҙыл), зеленая (йәшел), белая (аҡ), желтая (һары). Вы хотите сами сделать свои юрты? Сегодня мы с вами будем делать юрты из очень мягкого материала, потрогайте его пальчиками, какой он на ощупь? Это фетр, он мягкий. А на обратной стороне детали есть специальный материал, он нужен для того, чтобы наши детали хорошо зацепились на основе. Потрогайте его пальчиками, какой он? Он колючий. Найдите основу юрты, каким она цветом у нас? Зеленая (йәшел). Что стоит по середине юрты? Дверь. Какого она цвета? Белого (аҡ) Аделия, найди белый прямоугольник, покажи нам. Куда мы его поставим? По середине. Какого он цвета? Белого (аҡ)  А что еще у нас есть белого цвета? Треугольники. Найдите их у себя. Прикрепляем их снизу. Молодцы! Назгуль, найди у себя и покажи нам большие квадраты. Какого они цвета у нас? Красного (ҡыҙыл) Прикрепляем наши квадраты уголком вверх. Ильназ, найди и покажи нам желтые квадраты. Они больше или меньше красных? Меньше. Какого они цвета? Желтого (һары) Я вижу, какие красивые юрты у вас получились!Вам они нравятся?Давайте спросим у наших гостей, красивые наши юрты? Спасибо, наши дети очень старались.

Рефлексия в кругу

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Куда я вас приглашала в гости? В юрту - тирмә. Что сложного было сегодня для вас? Мне сегодня очень понравилось, как вы старались заниматься и играли. В моем сундуке что-то еще осталось - это вкусное угощение чак-чак (сәк - сәк). Для того, чтобы его отведать, нам нужно попрощаться с нашими гостями и помыть руки перед едой. Давайте скажем всем гостям «До свидания!», «Һаубулығыҙ

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_alfii.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

Районный семинар для воспитателей

Конспект занятия по направлению «Речевое развитие»

с  детьми среднего дошкольного возраста

«Башкирская юрта»

(реализация проектной деятельности

 с детьми среднего дошкольного возраста

 на тему

«Изучение башкирского языка»)

Подготовил: воспитатель МАДОУ детский сад «Теремок»

с. Красная Башкирия

Утягулова Альфия Булатовна

Ноябрь 2022 года

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Башкирская юрта»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: Обогащение словарного запаса детей, развитие умения употреблять изученные слова в речи; выработка правильного произношения башкирских слов.

Программные задачи:

Образовательные:

- продолжать обогащатьсловарный запас детей, развивать умение употреблять изученные слова в речи,  вырабатывать правильное произношение башкирских слов;повторить ранее изученные и познакомить с новыми словами на башкирском языке, обозначающие юрту, предметы утвари и быта башкирского народа, название членов семьи, домашних животных, основных цветов;           

- продолжать знакомить детей с особенностями быта башкирского народа, с жилищем - юртой (ее устройством, особенностями интерьера, спецификой оформления); 

- продолжать знакомить с особенностями башкирского орнамента, его цветового решения, композиционного оформления;

- продолжать закреплять понятие «семья» - круг близких людей (члены семьи – бабушка, дедушка, мама, папа, брат, сестра);

- закреплятьзнания о домашних животных и условиях их обитания (живут рядом с человеком, человек ухаживает и заботится о них, приносят пользу человеку);

- продолжать знакомить с новым раздаточным материалом из фетра;

- закреплять знание основных цветов и геометрических форм.

Развивающие:

- развивать внимание, память, познавательный интерес детей, самостоятельность;

-  развивать умение отвечать на вопросы;

- развивать умение выполнять движения физкультминутки, пальчиковой гимнастики согласно тексту; умение соблюдать правила дидактической игры;

- развивать умение на местах работать с раздаточным материалом – составлять целое из частей по определенному алгоритму.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к изучению башкирского языка, к культуре и быту башкирского народа, любовь к родному краю;

- воспитывать у детей желание заниматься с различными дидактическими  материалами;

- воспитывать любовь и заботливое отношение к членам семьи.

Средства: макет юрты, башкирская утварь, посуда, палас, детская люлька, сундук, фигурки членов семьи, дидактическое пособие «Круг», карточки к дидактическому пособию «Домашние животные», раздаточный материал и готовый образец из фетра, детали к нему, угощение.

Формы и методы работы: оргмомент, беседа, поощрение, использование наглядного дидактического материала, показ, пальчиковая гимнастика, дидактическая игра «Домашние животные», рассматривание макета юрты, индивидуальная работа, физкультминутка «Юрта», самостоятельная работа с раздаточным материалом, угощение, сюрпризный момент, рефлексия.

Ход ООД

Дети входят в группу. Организационный момент в кругу

Воспитатель:Доброе утро, девочки и мальчики, какие вы сегодня все нарядные, в красивой одежде. А я знаю, что когда люди наряжаются, то собираются в гости. Посмотрите, и у нас в группе  сегодня сидят красивые, нарядные гости. Давайте с ними поздороваемся на русском и на башкирском языке «Здравствуйте!», «Һаумыһығыҙ!».

Дети здороваются с гостями на русском и башкирском языке, повторяют за воспитателем слова приветствия.

Воспитатель:Молодцы, я  сегодня вас тоже приглашаю в гости. Проходите и присаживайтесь на свои места.

Дети садятся на стульчики перед макетом «Юрта»

Воспитатель:Дети, посмотрите по сторонам, как вы думаете, куда я вас пригласила? Где мы с вами оказались? Правильно, я вас пригласила в башкирскую юрту. Юрта - это жилище башкир, давайте скажем на башкирском языке – тирмә.Давным - давно башкиры жили в специальном жилище - тирмә, которое легко разбиралось и собиралось, чтобы его можно было перенести на другое место. Башкиры издревле были кочевым народом – они переезжали с одного места на другое и перевозили свои юрты –тирмә.Хотитепосмотреть, что есть в моей юрте?

Дети рассматривают, проговаривают вместе с воспитателем слова на башкирском языке и перечисляют увиденное - на столе посуда (һауыт –һаба, сынаяҡ, кәсә), самовар (самауыр), на полу - палас (балаҫ), детская люлька (сәнгелдәк), кукла в национальном платье, сундук (һандыҡ).

Воспитатель: Дети, вам понравилась моя юрта? А как вы думаете, кто может жить в юрте? Да, правильно, здесь в юрте может жить семья – самые родные и любимые люди.

Воспитатель выставляет фигурки членов семьи, вместе с детьми проговаривая каждое слово (папа –атай, мама –әсәй, дедушка –олатай,

бабушка – өләсәй, брат- ағай, сестра – апай).

Воспитатель: Давайте встанем и поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Был бармаҡ –олатай,

Был бармаҡ –өләсәй,

Был бармаҡ – атай,

Был бармаҡ-әсәй,

Был бармаҡ – бәләкәй,

Был бармаҡ –мин.

Воспитатель:Ребята,что же интересно лежит в сундуке? Как мы его называем на башкирском языке?һандыҡ

Воспитатель открывает сундук и достает конверты для дидактического пособия «Круг».

Воспитатель:Дети, знакомые конверты? Кто догадался из вас, что мы сейчас будем делать? Правильно, играть в дидактическую игру. Давайте пройдем к нашему игровому кругу и вспомним правила игры – раскладываем карточки из конверта, крутим по очереди стрелку на круге, на что она нам укажет – громко называем и повторяем.

Дидактическая игра «Домашние животные» на дидактическом пособии «Круг».

Дети повторяют вместе с воспитателем названия домашних животных на русском и башкирском языке (бесәй – кошка, эт – собака,  һыйыр– корова, ат – лошадь,  кәзә – коза, һарыҡ – овца, сусҡа – свинья),  закрепляют знания о пользе домашних животных для человека, о том, что человек должен заботиться и ухаживать за ними.

Воспитатель: Молодцы, понравилось играть? Мы еще с вами потом поиграем. Амир, скажи, куда я вас приглашала сегодня в гости? В юрту. Теперь скажи на башкирском языке – тирмә. Давайте поиграем с вами в игру «Юрта».

Физкультминутка «Юрта»

Юрта, юрта -   круглый дом (дети встают в круг)

Побывайте в доме том! (шагают на месте)

Гости явятся едва(разводят руки)

В печку прыгают дрова(прыжки на месте)

Печка жарко топится (хлопают в ладоши)

Угостить торопится (показывают ладоши).

Воспитатель:Молодцы, отдохнули, поиграли, а сейчас я вас приглашаю на свои рабочие места.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом.

Дети садятся за столы на рабочие места для работы с раздаточным материалом. Воспитатель показывает готовый образ собранной юрты из деталей, акцентирует внимание на цвете и форме деталей, проговаривает в речи слова на башкирском языке - название определенного цвета.

Воспитатель:Посмотрите, какую юрту я сделала сама. Посмотрите, какие на ней есть узоры? Квадраты, прямоугольник, треугольники.  Какого цвета каждая деталь? Красная (ҡыҙыл), зеленая (йәшел), белая (аҡ), желтая (һары). Вы хотите сами сделать свои юрты? Сегодня мы с вами будем делать юрты из очень мягкого материала, потрогайте его пальчиками, какой он на ощупь? Это фетр, он мягкий. А на обратной стороне детали есть специальный материал, он нужен для того, чтобы наши детали хорошо зацепились на основе. Потрогайте его пальчиками, какой он? Он колючий. Найдите основу юрты, каким она цветом у нас? Зеленая (йәшел). Что стоит по середине юрты? Дверь. Какого она цвета? Белого (аҡ) Аделия, найди белый прямоугольник, покажи нам. Куда мы его поставим? По середине. Какого он цвета? Белого (аҡ)  А что еще у нас есть белого цвета? Треугольники. Найдите их у себя. Прикрепляем их снизу. Молодцы! Назгуль, найди у себя и покажи нам большие квадраты. Какого они цвета у нас? Красного (ҡыҙыл) Прикрепляем наши квадраты уголком вверх. Ильназ, найди и покажи нам желтые квадраты. Они больше или меньше красных? Меньше. Какого они цвета? Желтого (һары) Я вижу, какие красивые юрты у вас получились!Вам они нравятся?Давайте спросим у наших гостей, красивые наши юрты? Спасибо, наши дети очень старались.

Рефлексия в кругу

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше занятие? Куда я вас приглашала в гости? В юрту - тирмә. Что сложного было сегодня для вас? Мне сегодня очень понравилось, как вы старались заниматься и играли. В моем сундуке что-то еще осталось - это вкусное угощение чак-чак (сәк - сәк). Для того, чтобы его отведать, нам нужно попрощаться с нашими гостями и помыть руки перед едой. Давайте скажем всем гостям «До свидания!», «Һаубулығыҙ!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Моделирование как форма работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста».

Модели многофункциональны. На  основе моделей можно создать многообразные дидактические игры....

«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/

В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...

Реализация образовательной области "Речевое развитие" с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС

Для педагогов дошкольного образования. Материал основан на занятии в подготовительной группе по развитию речи....

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) «В гостях у бабушки Федоры»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми дошкольного возраста (4-5 лет) «В гостях у бабушки Федоры»...