Кружковая деятельность как одно из направлений речевого развития детей старшего дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
На сегодняшний день дошкольное образование является главной возможностью для ребенка научиться полноценно общаться с другими людьми, приобрести необходимые навыки, развить личностные характеристики. Именно поэтому каждое образовательное учреждение сегодня должно постоянно доказывать свою продуктивность. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством образовательного процесса, чему эффективно может поспособствовать кружковая деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кружковая деятельность как одно из направлений речевого развития детей старшего дошкольного возраста
Ключевые слова: дополнительное образование, кружковая деятельность, техника оригами, речевое развитие детей.
Дополнительное образование в дошкольных образовательных учреждениях обеспечивает возможность выявить и развить творческие способности детей, углубить и применить приобретённые знания, умения и навыки. Подобная кружковая работа позволяет дать каждому ребёнку удовлетворить свои познавательные или творческие запросы.
Дети в любом возрасте любят работать с бумагой, творить из нее свои маленькие шедевры, и одним из любимых детьми видов творческой деятельности являются занятия оригами. Искусство оригами – интригующая загадка. В одном листке скрыты многие образы и предметы. Но помимо эстетической ценности, оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания. У них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, что эффективно воздействуют на ум, волю, речь и чувства детей.
Именно поэтому в течение 2023-2024 учебного года в старшей группе «Любознайки» МБДОУ «Детского сада «Солнышко» реализуется кружковая деятельность под названием «Волшебный мир оригами».
Работа по данному направлению строилась на основе главных методических принципов с учетом возрастных особенностей детей, доступности материала, постепенности его усложнения. Начиная с более простых работ, мы постепенно переходили к созданию оригами из нескольких частей, использовали элементы рисования, практиковали работу по схемам. Тема оригами определялась в соответствии с лексической темой недели. Также, во время кружка нами использовались художественное слово, различные игровые приемы, физкультминутки, пальчиковые гимнастики, музыкальное сопровождение.
Было отмечено, что при систематической работе дети стали лучше ориентироваться на бумаге, понимать указания и последовательность действий. Спустя время воспитанники уже запомнили основные элементы и способы складывания, и даже применяли их на личной практике, пробуя вне кружковой деятельности самостоятельно сделать оригами.
Но также мы обратили внимание на то, что работа в кружке положительно сказалась на речевом развитии детей:
- вспомним главную особенность оригами - она развивает мелкую моторику рук. Ее развитие играет важную роль, так как тренировка пальцев ускоряет процесс функционального созревания мозга. В процессе складывания поделок из бумаги формируются кинетическая (удержание позы) и кинестетическая поза (переключение с одного движения на другое) пальцев рук;
- в речи у детей появляются математические понятия: название геометрических фигур, закрепляются понятия – левая, правая сторона, нижний верхний угол и т.д., идет сенсорное развитие (цвет, форма, размер);
- улучшается грамматический строй речи и ее связность, развивается диалогическая речь в ходе беседы со сверстниками и педагогом, а также монологическая. Например, дети могут придумать сказку о своем получившимся оригами или составить описательный рассказ о нем;
- увеличивается объём знаний и представлений об окружающем мире, что приводит к обогащению и активизации словаря детей.
Эти изменения были отмечены не только нами. В рамках методического муниципального семинара, прошедшего 15 мая 2024 года на базе МБДОУ «Детского сада «Солнышко», в эффективности кружковой деятельности смогли убедиться гости семинара, присутствующие на мастер-классе по технике оригами «Медведь-народный символ России». На данном мастер-классе рассказывалось о значении образа медведя у разных коренных народов, а также детьми и гостями были сделаны оригами «Мишка косолапый» по схеме. Гости семинара смогли лично приди к убеждению о действенности работы кружковой деятельности и ее применения для всестороннего развития детей, в том числе и речевого.
Помимо работы в группе, мы имеем возможность применять кружковую деятельность в различных мероприятиях. Например, мы создали коллективный плакат «Наша прекрасная планета» с использованием техники оригами для районной творческой выставки «Живи, Земля!», на которой стали победителями в нашей номинации. Участвовали в акции «Подарок от Деда Мороза», на которой делали новогодние оригами детям города Шахтерск (Донецкой народной республики). Во время всероссийской акции «Есть такая профессия – Родину защищать», ребята ходили к малышам средней группы и учили их делать оригами «Солдатик». Наши воспитанники смогли не только учить малышей, но и учились сами правильно объяснять и давать инструкции для других. И это лишь малая часть мероприятий, в которые мы успешно интегрировали кружковую работу.
Таким образом, мы на практике увидели, что работа кружковой деятельности в дошкольном образовательном учреждении, будь то оригами или другой вид работы, при системности и интеграции с другими видами деятельности, может служить эффективным инструментом развития речи. Главное действовать!
Список используемых источников:
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997. - 224 с.
- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведении — М.: Академия, 2002. - 192 с.
- Кирсанова С.В. Обучение технике оригами детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией. – СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 134 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ. Тема: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность , новизна, высокая результативность опыта....
Выступление на МО воспитателей на тему: Ознакомление с родным краем, как одно из направлений патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, заложенных в «Программе обучения и воспитания в детск-ом саду», является патриотическоевоспитание детей.Патриотические чувства закла...
ПРОГРАММА Кружковой деятельности по рисованию нетрадиционными техниками «Акварелька» для детей старшего дошкольного возраста
ПРОГРАММА Кружковой деятельности по рисованию нетрадиционными техниками «Акварелька» для детей старшего дошкольного возраста...
ПРОГРАММА кружковой деятельности по рисованию нетрадиционными техниками «Акварелька» для детей старшего дошкольного возраста
Программа разработана в соавторстве с Штаборовой Н.В....
Доклад из опыта работы «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста на основе совместной деятельности воспитателя и детей в течение дня»
Доклад из опыта работы по речевому развитию старших дошкольников на основе совместной деятельности...
Сценарий родительского собрания "Главные направления в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
Показать родителям важность сформированности всех компонентов речи для успешного обучения ребенка в школе....
Рабочая программа кружковой деятельности «Волшебные ладошки» (нетрадиционные техники рисования) для детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, поэтому программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Таким обр...