Реализация образовательной области "Речевое развитие" с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
консультация на тему
Для педагогов дошкольного образования. Материал основан на занятии в подготовительной группе по развитию речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 21.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Одной из главных задач, стоящих перед педагогами в детском саду, является формирование у дошкольников связной речи. К сожалению, речевые навыки детей становятся все хуже. У детей вызывает затруднение пересказ прочитанных им сказок, рассказов, они плохо запоминают стихи и владеют монологической речью. В наше время дети перенасыщены информацией. С раннего возраста они много времени проводят у экрана телевизора. Огромный поток информации и невозможность справиться с ее обработкой самостоятельно. Взрослые очень мало уделяют своим детям внимания в плане общения. Дети разучились говорить. Возросло количество речевой патологии. Нарушения речи, отрицательно влияют на формирование личности ребенка, их эмоционально-волевую сферу, способствует развитию отрицательных черт характера, и соответственно, дальнейшее обучение в школе не может не волновать педагога
И для того, чтобы наши выпускники справились с такими проблемами и достигли в начальной школе высоких результатов, мы активно работаем над важнейшими приемами учебной деятельности. Ведь поступление в школу – важное событие в жизни каждого ребёнка.
Учёба в школе нелёгкий труд, к которому ребёнок должен быть подготовлен. Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы.
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
И для того, чтобы добиться полноценной подготовки своих воспитанников к школе, мы работаем со всеми образовательными областями. На данный момент хочу более подробно рассмотреть образовательную область как развитие речи. С начала учебного года мне предоставилась возможность более углубленно поработать над данной тематикой. На неделе профмастерства мною было показано открытое занятие по развитию речи «Осень». И сейчас, на примерах занятия, хочу более подробно исследовать задачи и целевые ориентиры ведущих образование ФГОС и программы «Истоки» Парамоновой Л.А.
Целевые ориентиры речевого развития по ФГОС включают в себя:
- владение речью как средством общения и культуры. Обсуждение с детьми разные темы - на занятии рассматривали время года - осень, совершенствование способов диалогического взаимодействия со сверстниками – дети самостоятельно проводили физкультминутки и пальчиковые гимнастики, показали умение вежливо обращаться друг к другу по имени, соблюдать очередность, слушать и не перебивать других.
- обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи – дети актививизировали словарный запас, также в речи детей часто присутствовали правильно построенные сложноподчиненные предложения.
- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха – выученные загадки были рассказаны интонационно правильно.
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы – дети задавали самостоятельно друг другу загадки.
- способствует налаживанию скоординированного диалогического общения детей со сверстниками в совместных сюжетно-ролевых, театрализованных, настольно-печатных играх и деятельности кооперативного типа (коллективный труд, конструирование, рисование); развивает диалогическое общение в процессе коллективных бесед, совместного рассказывания, сочинения – дети самостоятельно изображали на листе нетрадиционной техникой рисования осенние деревья, договаривались друг с другом.
- побуждает к словесному творчеству и рассказыванию с использованием игрушек, картинок, потешек, скороговорок, настольного театра; развивает умение высказываться в форме небольшого рассказа-повествования, описания, рассуждения; в форме пересказа – некоторые ребята при слайдах высказывались с несколькими предложениями.
Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение каждой задачи меняются методы средства обучения.
При подготовке и планировании занятий я использую программу Л.А.Парамоновой «Истоки», которая имеет свои задачи по развитию речи:
Образовательные задачи
— развивать общение со взрослыми и сверстниками, организуя словесные игры и занятия, жизнь и быт детей, являясь приятным собеседником, источником интересной познавательной информации.
— обсуждать нравственные проблемы, темы, связанные с понятиями о том, что такое хорошо и что такое плохо (вообще и в конкретной ситуации).
— уделять внимание общению со сверстниками, перерастающему в дружбу, учить способам диалогического взаимодействия (соблюдению очередности, вежливому обращению друг к другу по имени, умению аргументированно отстаивать свою точку зрения, координировать высказывания с партнером).
— способствовать налаживанию скоординированного диалогического общения со сверстниками в совместных сюжетно-ролевых, театрализованных, настольно-печатных играх и деятельности кооперативного типа (коллективный труд, конструирование, рисование), развивать диалогическое общение в процессе коллективных бесед, совместного рассказывания, сочинения.
— побуждать к словесному творчеству и рассказыванию с использованием игрушек, картинок, потешек, скороговорок, настольного театра, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа-повествования, описания, рассуждения, в форме пересказа.
Рассматривая данные задачи, можно сказать, что они все были решены, посредством диалогического взаимодействия, словесного творчества, деятельности кооперативного типа и др.
Также хочу отметить осуществление взаимосвязи речевого развития со всеми образовательными областями. Мы знаем, что развитие речи присутствует во всех видах деятельности. Без участия речи, словарной работы, не может осуществиться и проводиться ни одно занятие, включая занятие по физическому развитию, изобразительной деятельности, математики, музыки и т.д. Потому на моем занятии были использованы и мультимедийная техника, музыкальное сопровождение с классической музыкой, нетрадиционная техника рисования. Согласно этой системе я провела занятие по развитию речи, интегрируя его со многими областями и обозначила то, что основополагающим разделом в любом интегрированном занятии является раздел «Развитие речи». Даже если материал по развитию речи не новый и дается для упражнения, развития умений, закрепления.
Конечно, наши дети пойдут учиться в разные школы нашего комплекса, но проделанная работа по речевому развитию помогает детям легко адаптироваться и успешно учиться.
По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. И все проблемы, которые я перечислила изначально, могут быть успешно решены при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт педагогической работы «Формирование коммуникативно-речевой активности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»
Преддошкольный период, является именно тем синзетивным периодом, в обучении детей способствующим закладке к основам коммуникации. И именно речь является ярким показателем развития ребенка. Чем лучше б...
" Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО"
В основе ФГОС ДО лежит важнейший дидактический принцип - правильное организованное обучение ведет за собой развитие, результат которого - успешность воспитания и ...
Организация и проведение непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.
Консультация для воспитателей с презентацией...
«Коррекционно-развивающая работа по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»
Подробная психолого-педагогическая характеристика на воспитанника с речевыми нарушениями.Подбор игр и упражнений по коррекции выявленных особенностей у ребенка с ОВЗ.Разработка конспекта занятия с дет...
Конспект НОД образовательная область «Речевое развитие» с детьми старшего возраста с использованием игровых технологий в соответствии с ФГОС ДО Тема: «Профессии»
Цель: формирование знаний детей о профессиях....
Организация и проведение занятий по развитию речи с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Образовательная деятельность по ФГОС должна быть развивающей; должна стать для детей интересной, подразумевающей их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информа...
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы
Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...