Тренинг для педагогов "Я педагог-работаем в коллективе"
материал по психологии
Тренинг для педагогов направлен на сплочение педагогического коллектива и создание позитивного настроения для эффективного рабочего процесса.
Материал может быть полезным педагогам-психологам дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_ya_pedagog.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
Тренинг для педагогов ДОУ: «Я-педагог. Работаем в коллективе».
Подготовила: Старицына
Альбина Андреевна
\
Цель: Сплочение педагогического коллектива и создание позитивного настроения для эффективного рабочего процесса.
Задачи:
- способствовать расширению и систематизации психолого-педагогических знаний педагогов ДОУ;
- способствовать развитию умения работать в коллективе, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- содействовать раскрытию творческого потенциала, самопознанию педагогов ДОУ;
- способствовать созданию благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе.
Ход тренинга
Добрый день, дорогие участники тренинга!
Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
Упражнение «Знакомство»
Цель: Вовлечение участников в совместную работу, активизация личностной динамики.
Коллеги, каждый возьмите, пожалуйста, листок и карандаш именно такого цвета, который наиболее близок вам (если карандаш нужного цвета занят, дождитесь пока он освободится). Вам необходимо сделать бейджик – придумайте и напишите имя (как сегодня к вам можно обращаться).
Представление участников.
Упражнение «Друг к дружке»
Цель: Раскрепощение участников тренинга.
Коллеги, встаньте, пожалуйста, со стульчиков те, кого когда-нибудь, кто-нибудь обнимал?
Какие чувства вы при этом испытывали?
А знаете ли вы о волшебных свойствах объятий?
Объятия — это не только приятно, но и полезно. Объятия способствуют выработке окситоцина и эндорфинов — гормонов, которые благоприятно воздействуют на организм и психику человека.
Окситоцин повышает уровень доверия, усиливает эмпатию.
Также это вещество:
- Снижает уровень тревоги — окситоцин уменьшает концентрацию некоторых «гормонов стресса» в организме, в том числе кортизола, и угнетает мозговые центры, ответственные за появление страха.
- Ускоряет лечение депрессии благодаря снижению уровня кортизола и формированию у человека чувства нужности, любви и принятия.
- Укрепляет иммунитет, уменьшает воспалительные процессы.
- Ускоряет регенерацию, что способствует заживлению физических ран.
- Снижает аппетит — когда мы чувствуем недостаток ярких впечатлений, любви, беспокойство и тревогу, мы пытаемся заглушить боль вкусной пищей, переедаем, а объятия близкого человека дают позитивные эмоции и чувство защищённости, поэтому потребность перекусить пропадает.
- Предположительно, замедляет старение мышц.
Эндорфины уменьшают боль и стресс. Это гормоны:
- сглаживают болевые ощущения;
- улучшают настроение;
- ускоряют процессы регенерации;
- снижают уровень стресса.
Поэтому сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и повысить уровень важных гормонов в организме – немного пообниматься
Найдите себе пару. Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны обнять друг друга и поменяться партнерами.
- Правая рука к правой руке!
Спина к спине!
Друг к дружке.
- Носок к носку!
Живот к животу!
Друг к дружке.
- Бок к боку!
Колено к колену!
Друг к дружке!
- Мизинец к мизинцу!
Пятка к пятке!
Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
Локоть к локтю!
Друг к дружке.
Упражнение «Узнай рисунок»
Цель: Способствовать созданию благоприятной атмосферы.
Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга? Вот сейчас это и проверим! Нарисуйте, пожалуйста, за 3 минуты свой портрет. Рисунки подписывать не надо.
(После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске. Участники угадывают автора рисунка).
Упражнение «Дружный коллектив»
Цель: Раскрытие понятия «Коллектив».
Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы на многие вопросы.
Возьмите ручки и бумагу.
Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
Если коллектив— это постройка, то она…
Если коллектив — это цвет, то он…
Если коллектив — это музыка, то она…
Если коллектив — это геометрическая фигура, то она…
Если коллектив — это название фильма, то это…
Если коллектив — это настроение, то оно…
Обсуждение: опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
Какие ответы были для вас самыми интересными?
Какие ответы удивили вас?
Упражнение «Подчинение инструкциям»
Цель: вызвать эмоциональную реакцию и взбодрить группу.
Для коллектива важно, что бы каждый член коллектива грамотно выполнял сою работу и четко следовал инструкциям.
Умеете ли вы четко следовать инструкции? Сейчас проверим. Тест.
Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.
Тест
1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
5. В каждом квадрате поставьте крестик.
6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.
7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.
8. Шепотом назовите номер, который вы написали.
9. Обведите этот номер.
10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. Обведите этот знак треугольником.
12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
13. Заключите в прямоугольник слово «угол»
14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».
Обсуждение итогов теста.
Упражнение «Сплетни»
Цель: продемонстрировать педагогам тренинга, каким образом рождаются слухи, мифы и сплетни, подчеркнуть важность передаваемой информации и значимость каждого члена коллектива в процессе передачи.
В современном мире без информации не обойтись, важно не просто ею обладать, а грамотно управлять.
В большом коллективе очень часто возникают конфликтные ситуации из-за неправильно переданной или понятой информации.
Сейчас мы разделимся на 2 команды – участники и зрители.Участники будут заходить по одномув аудиторию и прослушивать рассказ, а затем пересказывать следующему участнику все то, что он запомнил. Зрители не должны подсказывать участникам.
Задача зрителей будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому.
«Письмо»
Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т.к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку... и началось бурление. И вдруг все исчезло. На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем - мальчик или девочка, так, что пока непонятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат.
Р.S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт».
Какие чувства возникали при проведении упражнения?
На каком моменте произошел сбой информации?
Что изменилось после этого?
Как внимательно лично вы отнеслись к передаче информации?
Какой вывод можем сделать?
Упражнение «Сплочение»
Цель: сплочение коллектива.
Перед вами фигурки разной формы. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив.
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.
В завершении нашего тренинга мне хотелось бы рассказать вам притчу про Ад и Рай.
Однажды добрый человек беседовал с Богом и спросил его:
Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.
Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь. Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, которая пахла очень вкусно.
Добрый человек почувствовал, что у него слюнки потекли. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными. Все они выглядели умирающими от голода. У всех их были ложки с длинными - длинными ручками, прикрепленными к их рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Добрый человек был потрясен видом их несчастья.
Господь сказал: "Только что ты видел Ад."
Господь и добрый человек затем направились ко второй двери. Господь отворил ее. Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей. Тут был такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаща, которая заставляла его рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Добрый человек сказал Господу: "Я не понимаю."
"Это просто", - ответил ему Господь, - "Эти научились кормить друг друга. Другие же думают только о себе."
Ад и рай устроены одинаково. Разница - внутри нас.
Тест
1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
5. В каждом квадрате поставьте крестик.
6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.
7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.
8. Шепотом назовите номер, который вы написали.
9. Обведите этот номер.
10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. Обведите этот знак треугольником.
12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.
14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».
Тест
1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
5. В каждом квадрате поставьте крестик.
6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.
7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.
8. Шепотом назовите номер, который вы написали.
9. Обведите этот номер.
10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. Обведите этот знак треугольником.
12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.
14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила)!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на снятие психоэмоционального напряжения педагогического коллектива в ДОУ
Цель тренинга: снятие эмоционального и мышечного напряжения для укрепления психологического здоровья педагогов....
Тренинг на тему: «Я -педагог. Работаем в коллективе.»
Цель: создание благоприятного микроклимата в педагогическом коллективе.Задачи:- развивать умение работать в коллективе, аргументировано отстаивать свою точку зрения;- формировать деловые качеств...
Тренинг для педагогов: «Я – педагог. Работаем в коллективе»
Тренинг для педагогов: «Я – педагог. Работаем в коллективе»...
Психологический тренинг "Формирование благоприятного психологического климата в коллективе педагогов ДОУ"
В момент написания магистерской диссертации, мной была проведена диагностика психологического климата в коллективе ДОУ, на основании которой проводился тренинг по сплочению коллектива и повышению степ...
Тренинг для педагогов: «Я педагог-работаю в коллективе»
Цель тренинга: создание благоприятной атмосферы и сплочение коллектива....
Тренинг на сплочение педагогов «Работать ВМЕСТЕ – это успех»
В нашем детском саду педагогом-психологом 2-3 раза в год проводятся интересные тренинги. Цель таких тренингов-развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу, сплочени...
Тренинг для педагогов: «Я -педагог. Работаем в коллективе»
Цель: сплочение педагогического коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.Задачи:способствовать расширению и систематизации психолого-педагогических знаний педагогов ДОУ;способств...