Тренинг на сплочение педагогов «Работать ВМЕСТЕ – это успех»
материал
В нашем детском саду педагогом-психологом 2-3 раза в год проводятся интересные тренинги. Цель таких тренингов-развитие коммуникативных навыков, доброжелательного отношения друг к другу, сплочение педагогического коллектива. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_splochenie.docx | 758.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг на сплочение педагогов «Работать ВМЕСТЕ – это успех»
Цель тренинга: сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга.
Задачи тренинга:
- формирование благоприятного психологического климата;
- нахождение сходства у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
- развитие умения работать в команде;
- сплочение группы;
- повысить коммуникативные навыки педагогов;
- повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех;
- снятие мышечного и эмоционального напряжения, переключение внимания.
Оборудование: бумажные салфетки, мяч, листы бумаги, карандаши, карточки с буквами (15 шт.), очки-игрушка, фигурки разной формы и разных цветов, ватман, клей.
Ход тренинга
Собраться вместе - это начало.
Остаться вместе - это прогресс.
Работать вместе - это успех.
Генри Форд
Разминка.
1. Упражнение «Возьми салфетки»
Цель: расслабление, создание веселой позитивной атмосферы.
Материал: бумажные салфетки.
Инструкция. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток». После того как все участники взяли салфетки, ведущий просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.
2. Упражнение «Найди общее»
Цель: Формирование чувства близости с другими людьми, принятие участниками тренинга друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности.
Материал: мяч
Инструкция. Участники тренинга сидят в общем кругу. Ведущий передаёт по кругу мяч. «Посмотрите внимательно на всех и подумайте, что нас всех может объединять». Каждый участник с передачей мяча называет 1 общий признак для всех присутствующих, нельзя повторяться.
3. «Передача ритма»
Группа усаживается в тесный кружок на полу или на стульях. Участники легко держат друг друга за руки. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа. Теперь скажите игрокам примерно следующее: «Сжатые руки — сигнал, который мы будем использовать в игре. Игра начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать его направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать совсем медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».
Когда первый раунд завершен, Вы можете предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду предлагайте слегка ускорять темп игры. В заключение участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.
4. Упражнение "На что похоже мое настроение сейчас?"
Педагоги сидят в кругу. Мяч передается по кругу. Каждый рассказывает о своем настроении, сравнивая его с каким-либо состоянием, событием или предметом, фруктом, природным явлением.
5.Упражнение "Хип-хоп". При слове "хип" нужно назвать имя соседа слева, при слове "хоп" - соседа справа. Психолог называет педагога по имени, добавляя "хип" или "хоп" (пример: "Татьяна, хип!" - Татьяна должна быстро назвать имя соседа слева и выбрать следующего педагога, добавив "хип" или "хоп").
6.Игра «Волшебные очки».
Участники становятся в два круга лицом друг к другу. Ведущий: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на своих коллег и попытается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть даже то, что раньше не замечал.
7.Упражнение "Встаньте..."
Все педагоги садятся по кругу. Психолог: «Я буду называть числа. Какое число названо - именно столько человек должны встать (не больше и не меньше). Например, если я говорю "четыре", то как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того, как я скажу "спасибо". Выполнять задание надо молча. Тактику действий следует вырабатывать в процессе выполнения, ориентируясь на действия друг друга.
8. Упражнение «Групповое рисование по кругу» (8-10 мин)
Цель: способствовать сплоченности, появлению положительных эмоций в процессе рисования.
Материал. Лист бумаги, карандаши
Инструкция: На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору.
Вопросы для обсуждения:
- Какие эмоции вы хотели передать с помощью рисунка?
- Какие трудности возникли во время выполнения упражнения?
9.Упражнение «Мои соседи»
Цель упражнения — помочь участникам ближе узнать друг друга.
Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им может быть ведущий) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, он говорит: «Пересядьте все те, кто родился весной» — и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре крута, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру.
Убирается один стул, и водящий, стараясь занять освободившееся место.
Предлагает поменяться местами тем, кто:
- родился зимой;
- в брюках,
- любит яблоки,
- умеет играть на гитаре,
- носит часы,
- любит читать;
- приехал на работу на личном авто;
- приехал на работу на лыжах;
- отдыхал в этом году на море;
- любит болеть.
Когда правила игры становятся понятны, условия перемены мест
усложняются. Теперь вопросы должны касаться особенностей
профессиональной деятельности участников, образования, специфики
работы с детьми и т. п.
Например, поменяются местами те, кто:
• работает всю жизнь в одном учреждении;
• любит свою работу;
• работает педагогом уже больше 10 лет;
• мечтал быть педагогом с детства.
После выполнения упражнения можно спросить у участников:
— Как вы себя чувствуете?
— Как ваше настроение?
— Не правда ли, общего у нас больше, чем различий?
10.Игра «Эрудит»
Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Игрокам раздаются 15 карточек с буквами из слова «воспитательница» (приложение 1). Каждый участник получает по карточке с буквой. Правила игры. Когда Вы говорите «Начали!», каждый игрок в течение минуты находит людей с буквами, из которых (вместе с его буквой) можно составить слово. Как только игроки образовали слово, они должны выстроиться в соответствующей последовательности, поднять карточки и ждать. Через минуту Вы говорите «Стоп!». Пройдитесь от одной группы к другой и предложите «четверкам» хором и громко выкрикнуть свое слово. Вы можете поблагодарить группы за успешную работу.
Как только «четверки» выкрикнут свои слова, вновь скажете «Начали!», запуская тем самым второй раунд. Прежние «квартеты» распадаются, и каждый игрок должен за минуту вновь сойтись с тремя другими людьми и образовать новое слово. Проведите пять-восемь раундов, чтобы у каждого игрока был шанс поучаствовать в создании слова.
11.Упражнение «Узнай рисунок» (хорошо ли вы знаете друг друга)
Цель: способствовать созданию доброжелательной атмосферы.
Психолог: Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга? Вот сейчас это и проверим! Нарисуйте, пожалуйста, за 3 минуты свой портрет. Рисунки подписывать не надо». После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске. Участники угадывают автора рисунка.
12.Упражнение «Расскажите историю»
Упражнение показывает, насколько участники способны эффективно передавать друг другу инициативу, что важно в тренинге эффективных коммуникаций или командообразованию.
Описание: тренер пишет на доске список каких-либо объектов (или событий), с помощью которых и будет придумываться история (приложение 2)
∙ Название любого предмета, который можно увидеть в магазине (стиральный порошок)
∙ Название любого предмета, который можно подарить на день рожденье (книга)
∙ Любой вид спорта. (футбол)
∙ Любую еду (хлеб)
∙ Историческое событие (Куликовская битва)
∙ Имя любой знаменитости (Алла Пугачева)
∙ Любое преступление (кража)
∙ Любую профессию (вахтер)
После чего тренер даёт группе задание придумать историю. Первый участник
должен начать историю с предложения: «Однажды я обнаружил совершенно
необычную вещь...»
Следующий в группе продолжает историю, дополняя её своим предложением (или двумя если необходимо). Его предложение должно включать одно слово из списка. Слова из списка выбираются в том порядке, как они записаны.
В завершении упражнения можно провести обсуждение, чтобы определить
насколько в группе получается эффективно передавать коммуникативную инициативу. Получилась ли история интересной? Что можно сделать, чтобы сделать коллективное сочинение историй ещё более интересным?
Поведение итогов: Для эффективного общения в группе необходимо уметь передавать инициативу и давать каждому высказаться.
Упражнение повторяется несколько раз. Это упражнение является к тому же и диагностическим. Если игра стопорится на каком-либо участнике несколько раз подряд, значит, он недостаточно активизирован, либо он чем- то взволнован. Это сигнал тренеру – обратить на него внимание.
13.Игра-сплочение (за основу взята игра-метафора «Мандала»).
Цель: сплочение коллектива.
Материал: фигурки разной формы и разных цветов, клей, ватман.
Психолог: Предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть. Перед вами фигурки разной формы и разных цветов. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней ручкой что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т.д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив. (Обсуждение, приклеивание фигур на ватман).
А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.
14.Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Ведущий предлагает участникам группы встать в круг. Затем он предлагает игру «Аплодисменты по кругу»: «мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам каждого участника группы похвалить аплодисментами своего соседа справа». Далее участники группы аплодируют всем и т.д.
15. «Притча о рае и аде»
Один раз мудрец попросил Господа показать ему Рай и Ад.
Господь привел мудреца в помещение, где дрались, плакали и страдали голодные люди. Посередине комнаты стоял большой котел с вкусной едой, у людей были ложки, но они были длиннее, чем руки людей, и поэтому люди не могли попасть ложкой в рот. «Да, это настоящий Ад!»- сказал мудрец.
Потом они зашли в следующее помещение. Все люди там были сытыми и веселыми. Но когда мудрец присмотрелся, то он увидел тот же самый казан и такие же ложки! Что же делало их жизнь райской?...они умели кормить друг друга. То есть они умели взаимодействовать между собой.
Мне хочется, чтоб и в нашем коллективе, приходя на работу, мы с вами попадали в такой вот РАЙ. Оказывали друг другу помощь и взаимовыручку. Помните – всё в наших руках!
Приложение 1
В | О | С |
П | И | Т |
А | Т | Е |
Л | Ь | Н |
И | Ц | А |
Приложение 2
«Однажды я обнаружила совершенно
необычную вещь...»
- стиральный порошок
- книга
- футбол
- хлеб
- Куликовская битва
- Алла Пугачева
- кража
- вахтер
- бежал по полю
- жираф
- эмоция
- дождь
- стиральный порошок
- изюминка
- Россия
- любовь
- дети
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг на сплочение коллектива "Мы вместе!"
Тренинг предназначен на сплочение коллектива и установление дружеских отношений...
Тренинг на сплочение педагогов "Вместе мы сила"
Тренинг на сплочение педагогов включает в себя 5 упражений, направленными на создание чувства единства, организованности и сплоченности....
Тренинг на сплочение коллектива "Мы вместе"
В любом коллективе (учебном, производственном) возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченнос...
Тренинг на сплочение коллектива "Мы вместе"
Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) – это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции....
Тренинг на сплочение педагогов в детском саду «Вместе мы - сила»
Для улучшения качества взаимодействия между воспитателями, психологического климата в коллективе, развития ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач педагогу-психологу детского ...
Тренинг на сплочение коллектива "Мы вместе"
Психологический климат - это межличностные отношения на работе, которые оказывают большое влияние на эмоциональное состояние человека, на его настроение. ...
Тренинг для сплочения педагогического коллектива "Работать вместе - это успех"
Цель:•сплочение педагогического коллектива,• развитие коммуникативных навыков,•эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу...