Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно - эстетическому развитию в старшей группе «Я-ХУДОЖНИК»
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Огонек»
Рабочая программа кружка дополнительного образования
по художественно - эстетическому развитию
(нетрадиционные техники рисования)
в старшей группе «Я-ХУДОЖНИК»
Воспитатель: Козлова Т.А.
пгт. Верхнеднепровский
2020г.
Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности, уверенность в своих силах. Он приобретает знания о предметах и явлениях, о средствах и способах их передачи, о художественных возможностях изобразительного искусства. Углубляются представления малышей об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают изобразительными навыками и умениями, учатся, осознано их использовать.
Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощать. Детское творчество само по себе не проявляется. Для этого необходимо внимание к нему со стороны взрослых.
Ребенок познает мир всеми органами чувств. Чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, необычнее его ассоциации.
Роль педагога – оказать всестороннюю помощь ребенку при решении стоящих перед ним творческих задач, побуждать к нестандартным решениям.
Рисование – интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Рисование приобщает малышей к миру прекрасного, развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Дети воспринимают художественные занятия, как новый, необычный и интересный опыт. Их, по началу, мало интересует результат, а интересен сам процесс. Тем не менее, даже совсем крошки способны понять по-своему оценить прекрасное и готовы создать собственное произведение искусства. Детский рисунок привлекает своей непосредственностью, своеобразной выразительностью, неожиданностью образов.
Л. С. Выготский говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает». «Ребёнок может всё, пока не знает, что чего-то не может». Процесс рисования несёт в себе, также, психотерапевтические элементы. Присутствие рядом взрослого, делает процесс рисования успокаивающим; на лист выплёскиваются переживания, и малыш освобождается от них. Происходит «графическое реагирование». В этот момент рисунок может стать средством зрительной связи между взрослым и ребёнком.
Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние. Поэтому так важно включать в педагогический процесс занятия изобразительным искусством. Каждый ребенок сможет наиболее полно проявить в нем себя без давления со стороны взрослого. Изобразительный труд, включающий рисование, лепку, аппликацию, способствует разностороннему развитию детской личности. При умелой организации занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Рисование может стать одним из любимых занятий, может стать, а чаще всего и является устойчивым увлечением не только одарённых, но и почти всех детей.
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники. Ведь для работы во многих из них не требуется владение привычными инструментами – не требуется владение привычными инструментами – не нужны кисти и карандаши, когда есть собственные пальчики и ладошки, которые слушаются малыша гораздо лучше, чем инструменты художника. Пальчики и ладошки - первые и самые удобные инструменты, которыми ребенок может начать свое художественное творчество. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
В рисовании ладошками есть что-то интригующее, манящее. Все фигурки из ладошек получаются не только яркими, но и очень личными, ведь каждый ребенок рисует свой рисунок. Осознанные движения пальцами стимулируют у детей развитие речи. Обводя ладошку и пальчики, ребенок действует обеими руками, что отлично развивает координацию. У леворуких же детишек такое рисование способствует полноценному развитию правой руки.
Создание рисунка ладошками является очень забавной и увлекательной игрой для детей. В процессе творения, ребенок совершенствуется, запоминая детали, особенности, развивает свою фантазию, моторику пальцев, а главное у него формируется представление об окружающем его мире. Рисуя маленькими ручками, юный художник помимо фантазии, развивает еще и абстрактное мышление. Все это положительно влияет на дальнейшее развитие ребенка. А как интересно делать отпечатки из листьев, картофеля получаются такие красивые фигуры, что обычной кисточкой и не нарисуешь. А рисование ватной палочкой и поролоном. Все это нужно попробовать.
В рамках кружковых занятий дети могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. На занятиях они не изучают, а осваивают приемы и средства рисования нетрадиционными методами.
Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.
Цель программы:
Основная цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей, мелкой моторики через нетрадиционную технику изображения.
Задачи:
*Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
*Развивать творческие способности детей.
*Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
*Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
*Знакомить с приемами нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
*Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров, учить понимать выразительные средства искусства.
*Учить детей видеть и понимать красоту природы, произведений классического искусства, окружающих предметов.
*Формировать умение оценивать созданные изображения.
*Формировать способность наслаждаться многообразием и изяществом форм, красок, запахов и звуков окружающего мира.
*Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. Придумывать и создавать композиции, образы.
*Поощрять и поддерживать детские творческие находки.
Педагогическая целесообразность программы:
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию художественно творческих способностей в рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации недостаточно для современных детей, так как уровень умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.
Все занятия в разработанной программе носят творческий характер.
Эффективным для художественно-творческого развития детей является применение нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, наклеивание ватных шариков, ниток, лепка из разноцветного теста. В процессе работы педагог активизирует у детей стремление создавать в разных видах деятельности образы, которые вызвали интерес. Помогает понять и принять тему, предложенную педагогом, включаться в деятельность, создавать простые изображения (по близкой к личному опыту тематике). Вопросами образными сравнениями, обыгрыванием предметов и игрушек воспитатель активизирует стремление детей передать красоту предметов окружающего мира.
Активизирует желание детей принимать участие в создании как индивидуальных, так и коллективных (совместных со взрослыми и детьми) композиций в рисунке, лепке.
Создает ситуации, способствующие постепенному переходу детей от подражания и повторения за взрослым к самостоятельному созданию изображения.
Необходимо целенаправленное обучение детей художественному творчеству. Для эстетического развития и формирования художественно-творческих способностей детей необходимы определенные условия:
•приоритетное внимание должно быть уделено игровой деятельности;
•содержательная составляющая образования должна быть интересной для детей, формировать художественно-творческие способности, строится на основе интеграции видов искусства и использование разнообразных методов и приемов работы с детьми в этом направлении;
•в детском саду необходимо создавать эстетическую среду, широко использовать детские рисунки, лепку, аппликации; систематически организовывать выставки;
•включать в педагогический процесс разнообразные игры приемы и ситуации.
Такие методы максимально способствуют формированию значимой для каждого ребенка мотивации обучения, и развитию творческих способностей у детей. А для успешного освоения изобразительной деятельности, постоянного его развития и совершенствования, у ребенка следует формировать такие качества, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении наилучшего результата.
Программа направлена на развитие творческих способностей и воспитание личности ребенка.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Направление работы программы:
- Развитие творческих способностей
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Новизна программы заключается в создании условий для детского художественного - творчества, позволяющие педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая работа всегда свободна в том плане, что ребенок самостоятельно реализует себя. Творчество как когнитивный, интеллектуальный процесс осуществляется в деятельности, является ее внутренней, неотъемлемой чертой и развивается согласно логике культурно-исторического процесса.
Актуальность разработанной программы:
Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
Данная программа способствует решению следующих задач:
*Обучающая: учить детей осваивать коммуникативные, языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.
*Развивающая: развивать творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
*Воспитательная: формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.
Данная программа предполагает варианты разрешения этих проблем:
-приобщение детей к творчеству;
-знакомить детей с различными техниками рисования;
-знакомить детей с различными материалами.
При распределении разделов программы обучения учитывались основные принципы:
· Принцип наглядности
Данный принцип один из основных дидактических принципов, требующий опоры на зрительное восприятие изучаемого материала.
Обучение по программе обеспечивается дидактически наглядным материалом: иллюстрации, схемы, детские работы прошлых лет, вы-полненные разнообразными техниками и приемами. Этот принцип реализуется также в следующих формах работы с воспитанниками: экскурсии на природу, «занятие любования».
· Принцип доступности
Данный принцип требует тщательного отбора изучаемого материала согласно возрастным и индивидуальным возможностям воспитанников. Обучение по программе ведется на доступном для понимания воспитанников уровне, способствует повышению интереса и желания учиться и получать новые знания в области изобразительного искусства.
· Принцип единства обучения и воспитания
Процесс обучения основам изобразительного творчества требует внимания, сосредоточенности и погружения в образ, что дает положительные результаты в области накопления знаний, умений, навыков для дальнейшего развития ребенка и самовыражения его чувств и душевных состояний. Программа учит видеть прекрасное вокруг себя, бережно относиться к природе, ценить красоту.
· Принцип систематичности и последовательности
В программе предложена такая организация образовательного процесса, при которой одно занятие является логическим продолжением предыдущего, поднимает воспитанника на более высокий уровень, следуя логике «от простого к сложному».
· Гуманистические принципы
Реализация поставленных целей осуществляется посредством личностно-ориентированного подхода к ребенку. Образование в рамках этой педагогической технологии предполагает: добровольность и свободный выбор ребенком вида деятельности, помощь в самоопределении и поиске своих интересов и способностей, педагогическую поддержку.
· Принцип свободы выбора
Свобода выбора реализуется в самостоятельности воспитанника при разработке той или иной темы, цветового решения, композиционного построения, в выборе материала. Он может трактовать тему, исходя из своего понимания и восприятия, при поддержке педагога, по желанию спрашивая совета. Педагог обязательно предлагает несколько возможных вариантов на выбор.
· Принцип самореализации
Создание творческих условий, способствующих проявлению нравственных, духовных и творческих качеств личности, раскрытию его способностей. Педагог дополнительного образования способен вывести ребенка на результат через показ веера вариантов, в процессе которого демонстрируется привлекательность материалов (краски, уголь, тушь, цветные карандаши, пастель, воск и др.), техник, разнообразие приемов. В результате ребенок делает свой индивидуальный выбор, непосредственно близкий только ему и выходит на следующий виток развития и духовного самовыражения.
· Принцип эмоциональной отзывчивости
Данный принцип предполагает подбор содержания материала с условием раскрытия понятия красоты и эмоционального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, эмпатию.
· Принцип безграничной веры в возможности ребенка
Согласно этому принципу педагог постоянно создает ситуацию успеха для каждого ребенка и поддерживает его, опираясь на индивидуальность ребенка, педагог стимулирует способность ребенка творить со свойственной только ему непосредственностью, манерой.
Основные способы и формы работы с детьми
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изобразительной деятельности. Общее количество занятий в год -36., время занятий 25 мин.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками в возрасте 5 -6 лет и рассчитана на один год обучения.
Формы проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.
В процессе совместного рисования используются различные методы и приемы: словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет); наглядные, практические, игровые.
Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа, что способствует развитию мелкой моторики пальцев рук. Использование приемов сотворчества, (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы).
Применение нетрадиционных техник и материалов; рисование пальцами, штампами, аппликация обрывками цветной бумаги и дорисовка, лепка из разноцветного теста с последующим раскрашиванием.
Упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики, игры и упражнения, способствующие формированию сенсорного опыта детей. Рассматривание привлекательных игрушек, предметов быта.
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму, дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира, формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Практическая значимость программы
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить. Рисование, аппликация нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самостоятельно выражаться.
Это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо, в творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами развивает уверенность в своих силах, способствует снятию детских страхов. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Развивает мелкую моторику, творческие способности, воображение и полёт фантазии.
Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изобразительных техник.
Новизной и отличительной особенностью программы «Волшебная палитра» по нетрадиционным техникам рисования, аппликации, лепки является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного творчества. Нетрадиционные техники и способы доставляют детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
1. Бумага разного формата и цвета.
2. Гуашь.
3. Акварельные краски.
4. Ватман.
5. Картофель, морковь.
6. Поролон.
7. Капустные листы.
8. Воздушные шары.
9. Листья деревьев.
10. Кисточки.
11.Чашечки для гуаши.
12. Баночки для воды.
13. Заготовки рисунков.
14. Салфетки влажные.
15. Зубная паста.
16. Пластиковые вилки
17. Крупы
18. Пенопласт
19. Бисер, бусинки
20.Ленты разноцветные
21. Трубочки
22. Соль
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста, поскольку представленный материал способствует развитию мелкой моторики рук, обострению тактильного восприятия, улучшению цветового восприятия, концентрации внимания, повышению уровня воображения и самооценки, а также расширению и обогащению художественного опыта, формированию предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умению взаимодействовать друг с другом. У дошкольников активно сформируются навыки трудовой деятельности и самостоятельности в изобразительной деятельности, умения находить новые способы для художественного изображения, передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства. Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Дети старшего дошкольного возраста могут освоить следующие техники нетрадиционного рисования:
Виды и техники нетрадиционного рисования
Монотипия предметная
выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Кляксография с трубочкой
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти).
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Ниткография
Средства выразительности: цвет, линия, фактура.
Материал: ворсистая нитка, лист бумаги, краски, кисти.
Способ получения изображения: дети выкладывают на половинке листа бумаги прокрашенные в краске нити, закрывают второй половинкой бумаги, придерживая лист резко выдергивают нитку. Можно использовать нити разных цветов.
Рисование по мокрому
Средства выразительности: пятно.
Материалы: акварельная бумага, вода, акварель, мягкая кисть.
Для выполнения работы необходимо смочить лист чистой водой, а потом кистью или каплями нанести изображение. Оно получится как бы размытое под дождем или в тумане.
Мыльные пузыри
Средства выразительности: цвет, фактура, пятно.
Материалы: гуашь, жидкое мыло, вода, трубочка для коктейля, плотный лист бумаги.
В крышке смешать 5 ст. л. гуашь, 1 ст. л. мыло, 1 ч.л. воду. Опустите в смесь трубочку и подуть так, чтобы получились мыльные пузыри. Взять лист бумаги, и осторожно прикоснуться ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу.
Оттиск смятой тканью
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая ткань.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую ткань к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и ткань.
Оттиск фруктами
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: любые фрукты, разрезанные пополам, блюдце с гуашью, плотная бумага.
Способ получения изображения: ребенок окунает фрукт в блюдце с краской и наносит отпечаток на бумагу.
Пуантилизм (рисование тычком)
Средства выразительности: цвет, пятно.
Материалы: емкость с гуашью, ватная палочка, лист бумаги.
Способ получения изображения: ребенок окунает в емкость с краской, ватную палочку и наносит изображение на лист. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. При необходимости изображение дорисовывается кистью.
Формы подведения итогов в конце года.
-Проведение выставок детских работ
-Проведение мастер-класса среди педагогов
-Проведение открытого мероприятия для родителей
Перспективно-тематическое планирование работы кружка
Месяц | Тема занятия | Задачи | Техники исполнения |
Сентябрь | «Волшебные превращения». | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | Различные |
«Легкий летний дождь». | Вызывать у детей приятные воспоминания о лете; учить отображать состояние погоды; упражнять в рисовании различными материалами. | Рисование восковыми мелками и акварелью. | |
«Волшебный дом-гриб». | Способствовать развитию умений и навыков в работе с пластилином, фантазии, мелкой моторики пальцев рук. Содействовать воспитанию интереса к занятиям пластилинографии. | Пластилинография | |
«Шары воздушные ветерку послушные». | Закрепить представления детей о цветовом многообразии, ознакомить с хроматическими и ахроматическими цветами. Расширить знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков, освоения способов их получения. | Кляксогра- фия | |
Октябрь | «Яблочный компот» | Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды в банке. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Оттиск печаткой из яблока. |
«Букет из листьев разных – зеленых, желтых, красных» | Познакомить с приемом печати листьями. Развивать цветовое восприятие. Воспитать у детей художественный вкус. | Печать листьями. | |
«Подводный мир» | Познакомить детей с техникой рисования мыльными пузырями. Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспитывать интерес к творчеству. Способствовать развитию - творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания. | Рисование мыльными пузырями. | |
«Осенний пейзаж» | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Рисование восковыми мелками, солью. | |
Ноябрь | «Пушистый цыпленок» | Учить детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Рисование с помощью риса, ватных палочек. |
«Веточка рябинки» | Учить рисовать на ветке ягодки (ватными палочками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Рисование ватными палочками. | |
«Первый снег пушистый в воздухе кружится» | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Оттиск печатками из салфетки. | |
«Маленький ежик – четверо ножек» | Создать условия для обучения моделированию образа ежа путем изображения иголочек на спине с использованием нетрадиционного материала- семечек, созданию композиции. | Пластилинография | |
Декабрь | «Прогулка по зимнему лесу» | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Печать по трафарету, рисование пальчиками |
«Посмотри: прилетели снегири!» | Познакомить детей с техникой рисования тычок жесткой полусухой кистью. Учить рисовать снегирей. Закрепить знания о зимующих птицах нашей родины. Воспитывать любовь и заботливое отношение к птицам, представление о том, что все в природе взаимосвязано, чувство ответственности за окружающий мир. | Тычок жесткой полусухой кистью. | |
«Зимние узоры на окнах» | Познакомить детей со способами изображения как монотипия (отпечаток), рисованием ниточками. Показать выразительные возможности, особенности рисования данными способами. Развивать воображение, образное мышление, цветовое восприятие, творческие способности детей. Вызвать интерес, отзывчивость, эмоциональный отклик к творческой деятельности. | Рисование нитью. | |
«Новогодние сюрпризы» | Вызывать у детей приятные воспоминания о новогоднем празднике; упражнять в рисовании различными материалами. | Рисование свечей и акварельными красками. | |
Январь | «Праздничный фейерверк» | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Раздувание красок. |
«Разноцветный наряд у елочки» | Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Пластилинография, мозаика из пластилина. | |
«Снеговичок – снежный, белый бочок». | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание мятой бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Оттиск мятая бумага скатывание | |
Февраль | «Разноцветное небо». | Упражнять детей в рисовании по мокрой бумаге. Развивать чувство цвета, формы и композиции. Воспитывать желание восхищаться явлениями природы. Освоение техники рисования по мокрой бумаге. | Рисование на мокром листе, живопись по-сырому. |
«Зимний пейзаж». | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Кляксогра-фия, оттиск мятой бумаги. | |
«Морская душа». | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Продолжать развивать фантазию и воображение детей. Закрепить навыки рисования красками, умение смешивать на палитре краску для получения нужного оттенка. Освоение техники рисования с солью по сырой краске. | Рисование солью, по мокрой краске. | |
«Разноцветный калейдоскоп из нитей» | Продолжать учить детей разным нетрадиционным способам рисования, познакомить с новой техникой - ниткография (рисование нитью). Развивать цветовое восприятие, умение подбирать для своей композиции соответствующие цветовые сочетания, развивать фантазию, творческое мышление. Освоение техники рисования – ниткография. | Рисование нитями. Ниткогра- фия. | |
Март | «Самые красивые цветы для мамы» | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Развивать цветовое восприятие, воспитывать эстетический вкус. | Рисование ладошками. |
«Дома на улицах нашего города» | Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. | Печатание, набрызг, силуэтное рисование. | |
«Первые весенние цветы» | Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовое восприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Восковые мелки, акварель. | |
«Весеннее дерево» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования тычком с помощью ватных палочек. Закреплять умение пользоваться знакомыми видами техники, для создания изображения, развивать цветовое восприятие, чувство композиции, умение делать выводы. Развивать дыхательную систему, воображение и мышление. | Рисование ватными палочками. | |
Апрель | «Космические сны» | Учить создавать образ звездного неба, передавать в работах свои впечатления о космосе, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовое восприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Печать поролоном по трафарету; набрызг. |
«Картина моего настроения» | Развивать у детей способность различать и сравнивать эмоциональные ощущения, учить реализовывать свои мысли, чувства в художественной форме. | Рисование мыльными пузырями. | |
«Мишка- плюшевая игрушка» | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа. | Печать поролоном, тычок жесткой кисти. | |
«Веселые кляксы» | Развивать фантазию и творчество в рисовании; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Кляксо- графия | |
Май | «Праздничный салют» | Знакомство со способом скручивания жгутиков, выполнения мазков из пластилина, отрабатывать умение работы жесткой кистью. | Пластилинография, тычок жесткой кисти. |
«Волшебная полянка из Цветочного города» | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки и тампончики; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Рисование ватными палочками и тампонирование. | |
«Лето в гости ждем» | Закреплять умение детей рисовать понравившейся техникой. Развивать интерес к самостоятельной художественной деятельности. Воспитывать эстетические чувства, усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца. | Различные техники по выбору детей. |
Список использованной литературы
1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из ниток и пряжи // Учебное издание ООО «Издательство Оникс», 2010.
2. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
3. Бедина М.В. Поделки из природных материалов. «Книжный клуб семейного досуга»,2011.
4. Величко Н.В. Поделки из ниток. ООО «Книжный клуб семейного досуга» 2011.
5. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1. - М.: Издательство «Скрипторий 2003,2013.
6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2. - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
7. Давыдова Г.Н. Пластилинография - Детский дизайн. – М.: Издательство Скрипторий ,2003.
8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Волшебный комочек" (художественно-эстетическое направление)
Пояснительная запискаОбразовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию тво...
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно - эстетической направленности 2020-2021
Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах....
Рабочая программа по дополнительному образованию художественно – эстетической направленности 2019-2020
Развитие певческих способностей через организацию хорового пения и импровизации на детских музыкальных инструментах....
Программа кружка дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Праздник детства»
Структура дополнительнойобщеобразовательной программыБлок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы&r...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетического направления «Волшебный квадратик» для детей подготовительного возраста. 2020-2021 учебный год
Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления в тво...
Рабочая программа по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» старшая группа
Лепка - одно из самых увлекательных занятий для ребёнка. Оно способствует развитию мелкой моторики, развивает координацию рук. Также развивает умственные и творческие способности, фантазию и вообра...
Рабочая программа кружка по бисероплетению художественно-эстетической направленности «Бусинка» - «Ӈодяко»
Образовательная программа «Бисероплетение» направлена на художественно - эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творч...