Рабочая программа кружка "Волшебный комочек" (художественно-эстетическое направление)
рабочая программа
Пояснительная записка
Образовательное и воспитательное значение лепки огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Лепка расширяет его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающему миру. Занятия лепкой воспитывают умения наблюдать, выделять главное. Лепка вырабатывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, развивает мелкую моторику рук. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Им можно заниматься с детьми с раннего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, размазывание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Волшебный комочек»
(художественно-эстетическое направление)
в средней группе
на 2017 – 2018 учебный год
Автор программы:
Бацеко Л.Г.
Г. Лесосибирск
«Руки учат голову,
затем поумневшая голова учит руки,
а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов
Пояснительная записка
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи.
Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Организация занятий в виде игры развивает у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения с взрослыми и сверстниками.
Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности.
Актуальность программы заключается в том, что работа с пластилином в разнообразных техниках помогает развивать мелкую моторику рук, имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, его речевого развития, побуждает творческую активность ребенка и фантазию. Программа обусловлена необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития, раскрытия индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка, приобщения к работе в коллективе.
Целесообразность
Лепкой дети начинают заниматься уже с раннего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание, размазывание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций и к использованию разнообразных приёмов: отщипывание, надавливание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение путем размазывания от общей части к другой. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. У обучающихся развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Цель программы кружка
Развитие ручной умелости и индивидуальных творческих способностей детей в процессе занятий пластилинографией.
Занятия лепкой помогают решить следующие задачи:
- формировать умение надавливать, размазывать, отщипывать, скатывать пластилин;
- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
- развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги;
- воспитывать аккуратность в работе с пластилином;
- воспитывать трудолюбие и старание.
Методы обучения на занятиях кружка:
• наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
• словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
• практический
Программа предполагает проведение одного занятия во второй половине дня. Рассчитана на 32 занятия по 30 мин. Срок реализации – 1 год.
Тематическое планирование
Тема программы | Задачи | Количество часов | Мероприятие по представлению результат |
Октябрь | |||
«У нас в гостях пластилин» | Вызвать положительный отклик детей на предложение лепить. Изучить возможности детей. | 1 | Оформление выставки работ |
«Созрели яблоки в саду» | Формировать умение катать тонкие «жгутики» и маленькие шарики, приклеивать их на основу, передавая форму предмета, создавая образ яблони. Воспитывать аккуратность. | 1 | |
«Травушка – муравушка» | Формировать умение отщипывать кусочки пластилина и катать тонкие «жгутики». Выкладывать «жгутики» по одному на вертикали листа. | 1 | |
«Фрукты в вазе» | Формировать умение раскатывать «жгутики» и приклеивать их на заранее нанесенный рисунок. Развивать мелкую моторику рук. | 1 | |
Ноябрь | |||
«Ветка рябины» | Формировать умение катать тонкие «жгутики» и маленькие шарики, приклеивать их на основу, передавая форму предмета. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. | 1 | Вручение подарков мамам в «День матери» |
«Пирамидка» | Развивать чувство цвета, формы и величины. Формировать умение катать тонкие «жгутики» и выкладывать их в форме овала. | 1 | Выставка в группе |
«Бусы для куклы Кати» | Формировать умение самостоятельно отщипывать, скатывать, сплющивать пластилин на листе картона. Развивать умение чередовать круги по цвету. | 1 | |
«Клубок для котенка» | Формировать умение закручивать «жгутики» по кругу. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность. | 1 | |
Декабрь | |||
«Волшебная снежинка» | Развивать умения и навыки работы в технике пластилинография – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, приплющивание. Расширять знания о природных явлениях, активизировать речь, развивать память, внимание, мышление, фантазию, мелкую моторику. | 1 | Оформление выставки в группе |
«Снеговик» | Показать способ создания знакомого образа посредством пластилина на горизонтальной плоскости путём раскатывания, сплющивания. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций. | 1 | |
«Елочные игрушки» | Формировать умение создавать объемное изображение предметов, используя метод «сплющивания». Добиваться реализации выразительного, яркого образа, дополняя работу дополнительным материалом. Развивать мелкую моторику, чувство цвета. Поощрять творческую инициативу. | 1 | |
«Елочка красавица» | Развивать умение работать стекой, изображать еловые ветки с помощью метода «сплющивания» и стеки. Передавать в изображении характерные атрибуты праздника. (игрушки) | 1 | Выставка «Новогодний подарок» |
Январь | |||
«Любимая игрушка» | Совершенствовать навыки лепки. Воспитывать аккуратность. Формировать интерес к работе с пластилином. Развивать мелкую моторику. | 1 | Оформление выставки в группе |
«Маленький зайка» | Закреплять умение создавать объемное изображение предметов, используя метод «сплющивания». Развивать умение размещать части в соответствии с общим строением модели. Развивать чувство формы, глазомер. Воспитывать аккуратность. | 1 | |
Февраль | |||
«Аквариум» | Формировать умения использовать различные методы работы с пластилином для создания объемного изображения предметов. Передавать в рисунке характерные черты аквариумных рыбок и аквариумных растений. Развивать умение работать в коллективе. | 2 | Оформление выставки в группе |
«Кораблик» | Совершенствовать технику работы с пластилином. Приучать детей самостоятельно выбирать приемы изображения моря (растирание, раскатывание). Развивать образное мышление, творческое воображение. Развивать самостоятельность. Вызвать желание сделать подарок близким людям и поздравить с праздником. | 1 | Вручение подарков на празднике папам |
«Дымковская игрушка» | Закреплять основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание). Формировать умение работать на заданном пространстве. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. | 1 | |
Март | |||
«Ветка мимозы» | Закреплять знания детей о празднике. Отрабатывать умение выполнять лепную картину. Развивать аккуратность, мелкую моторику. | 1 | Выставка «Подарок для мамочки» |
«Цветик – семицветик» | Совершенствовать технику работы с пластилином. Закреплять навыки скатывания шариков и жгутиков. Формировать навыки оформления композиции. | 1 | |
«Чайный сервиз» | Показать возможность моделирования формы изделия за счет изменения длины исходных деталей – жгутиков. Отрабатывать умение наносить узор на основу «по замыслу». Воспитывать эстетический вкус. | 2 | Оформление выставки в группе |
«Зонтик» | Закреплять навыки моделирования. Навыки скатывания шариков и жгутиков, растирания. Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином. Развивать мелкую моторику. | 1 | |
Апрель | |||
«На ветке набухли почки» | Формировать умение создавать изображение «с натуры», используя изученные способы лепки. Отрабатывать умение выполнять лепную картину. Закреплять навыки раскатывания жгутиков и выкладывания их в разных направлениях. Скатывание шариков и расплющивание их. Развивать аккуратность. | 1 | |
«Кактус в горшке» | Расширять представление детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании образа посредством пластинографии. | 1 | |
«Волшебное яичко» | Совершенствовать навыки работы в технике «пластилиновое рисование». Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику руки. Воспитывать интерес к традициям народа. Воспитывать аккуратность. | 1 | Оформление выставки «Подарок для друга» |
«Кто в лесу живет?» | Закреплять умения детей закручивать из пластилина жгуты в форме круга и овала, отщипывать и сплющивать маленькие кусочки, размазывая их по нарисованной форме (медведь, заяц, лиса). Обогащать представления детей о лесных животных. Развивать мышление, мелкую моторику. | 2 | |
Май | |||
«Бабочка красавица» | Закреплять умение пользоваться разными способами лепки для создания образа бабочки, смешивать цвета для получения нового оттенка. Закреплять способ симметрии. | 1 | Оформление выставки «Природный уголок нашей группы» |
«Жучки на клумбе» | Формировать умение детей лепить жуков, передавая строение. Развивать глазомер. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. | 2 | |
«Салют» | Развивать умения детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета. Развивать глазомер, координацию в системе «глаз-рука». Закреплять умения детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне. | 1 |
В результате занятий по пластилинографии у детей могут быть развиты такие качества личности как аккуратность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, целеустремленность. Оценкой результатов освоения программы является умение детей составлять простые композиции на плоскости. Проявление познавательного интереса к технике пластилинография. Организация выставок детских работ.
Список использованной литературы:
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации». Средняя группа.-М.: «Карапуз», 2010.- 144с.
- Лыкова И.А. «Лепим из пластилина, глины, теста» - «Олма Медиа Групп», 2009.
- О.Ю. Тихомирова, Г.А. Лебедева «Библиотека воспитателя» Пластилиновая карта. Для работы с детьми дошкольного и младшего дошкольного возраста.-издательство «Мозаика-Синтез», 2013.-53с.
- Шкицкая И.О. «Аппликация из пластилина».-Изд. 7-е, испр.- Растов на Дону: Феникс, 2014.-87с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Ромашка» Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1«30» августа 2012 г....
Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Ромашка» Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1«30» августа 2012 г....
Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...
Рабочая программа педагога средней группы общеразвивающей направленности на 2018 - 2019 уч. год (по программе "Тропинки")
Нормативный документ...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...
Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательн...
Рабочая программа воспитания группы№4 общеразвивающей направленности детей 6 - го года жизни разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образов
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...