Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.
методическая разработка по теме
Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Programma_kruzhka.docx | 44.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – начальный этап становления личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры детей дошкольного возраста. Формирование личностной культуры детей дошкольного возраста основывается на четырех сферах.
• природа
• рукотворный мир человека
• отношение к общественной жизни
• человек и его собственная жизни
В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материала, созданные ими привлекают внимание взрослых, подростков, детей младшего школьного возраста и дошкольников.
Детский сад «Рябинка» расположен в деревне Губастово Коломенского района - это живописное место, вокруг широколиственные леса, богатые растительным и животным миром, прекрасные луга с разнотравьем. В деревне протекает река Мезенка, богатая разнообразной рыбой: щукой, окунем, плотвой. Рядом находится поселок Пески, известный своим месторождением известняка, живописнейшими дачами известных людей: художников, киноактеров. И конечно же исторический город Коломна со своими достопримечательностями. Исходя из всего этого наш детский сад «Рябинка» общеразвивающего вида взял в качестве дополнительного образования эколого-краеведческое направление. Программа нацелена на развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и чувственно-практических способов познания. Программа позволяет через дополнительное образование воздействовать на эмоциональную сферу ребенка дошкольного возраста, на познавательную его деятельность. Составленная программа для детей дошкольного возраста предназначена для расширения знаний детей о родном крае, его обычаях, профессиях людей, для формирования основ духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к малой родине. Данная программа предусматривает возможность пробудить у ребенка гордость за традиции, успехи земляков и соотечественников, личное участие в решении существующих проблем, проявление заботы об окружающей среде в целом. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, культуры, истории, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Дети дошкольного возраста получают знания через рассматривание иллюстраций книг, альманахов, картин местных художников, слушание произведений художественной литературы.
Цель и задачи программы
Цель программы дополнительного образования – воспитание эмоционально-отзывчивой, духовно-нравственной личности ребенка дошкольного возраста через приобщение его к истории народа, родного края, знакомство с их прошлым и настоящим.
Задачи:
1. Приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края – малой Родины, обычаи, традиции д. Губастово. п. Пески и г. Коломны.
2. Воспитывать чувство гордости за свой край родной посредством материалов по краеведению. (автор Кузовкин А.И.,А.Е. Денисов)
3.Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста , формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение краеведческого материала по 4 блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста, основано на личностно - ориентированном подходе.
1 блок: «Подмосковье – наш край родной».
Содержание данного блока предусматривает ознакомление детей дошкольного возраста с родным краем, который представлен семьей, малой Родиной, знакомство с историей деревни Губастово .Знакомство с городским округом Коломна, ее историей, которая началась с года ее основания 1877 год, православной Коломной, современным городом. Промышленность и сельское хозяйство.
2 блок «Природа родного края» содержание данного блока направлена на формирование знаний детей особенностей растительного и животного мира, знаний рек, протекающих по территории Коломенского района. Показать разнообразие оседлых и перелетных птиц, которые обживают леса и местность Коломенского района. Предусматривает расширение знаний детей о рукотворной природе (сады, парки , скверы).
3 блок. «Быт и традиции.» Этот блок направлен на то, чтобы воспитатели познакомили детей дошкольного возраста с понятием быт, традиции. Содержание данного блока предусматривает в доступной для детей дошкольного возраста форме, формировать представления о жизни людей в далеком прошлом и настоящем, об особенностях бытовых условий, предметов обихода, одежды, игрушек прошлого века и настоящего века. Формировать у детей бережного отношения к истории жизни своей Родины. Ознакомление с традициями позволяет детям дошкольного возраста формировать представления о связи между поколениями.
4 блок. «Культура и искусство родного края» Блок предусматривает работу воспитателей по знакомству детей дошкольного возраста с биографией и творчеством писателей и поэтов , которые прославили наш край своими произведениями, являясь авторами стихотворений, рассказов., романов, музыкальных произведений, песен. Изучая вместе с детьми историю жизни выдающихся поэтов, писателей, побывавших в нашем крае у детей дошкольного возраста формируется у детей представление о прекрасном, воспитывается чувство уважения и почтения к творческим людям , к людям искусства.
Программа рассчитана на 3 года обучения детей старшего дошкольного возраста. Основные формы кружковой работы – тематический, комплексные и интегрированные занятия, в них включены: беседы, рассказы педагога, чтение художественной литературы; дидактические и творческие игры; изготовление макетов, альбомов; составление творческих рассказов. А также экскурсии, целевые прогулки к памятникам, в музеи города, встречи с интересными людьми, спектакли.
Работа по дополнительному образованию, через организацию кружковой работы в ДОУ кружка «Родничок» ведет воспитатель дошкольного учреждения, имеется материально-техническая база, соответствующую основным санитарно-гигиеническим требованиям. Для занятий кружка время и день строго определены, что соответствует требованиям Сан Пину и «Программе воспитания и обучения в детском саду». Руководитель и заместитель руководителя детского сада обеспечивает методическую помощь и контроль за деятельностью руководителя дополнительного образования. Промежуточный контроль осуществляется по темам в форме игровых программ. Итоговое занятие в форме викторины запланировано проводить в конце учебного года (май).
Критерии результативности обучения:
- Дети должны знать и проявлять интерес к истории, быту, традициям
Коломенского края
- Использовать в активной речи фольклор
- Уметь играть в русские народные игры
- Знать памятники культуры, историю возникновения своей деревни, г.Коломны
- Знать животный и растительный мир края
- Знать наиболее важные исторические события истории родного края
- Знать символику Коломенского района
I год обучения
Тематическое планирование
№ п/п | Название блока | Тема занятий | Длительность в мин. | Формы занятий |
1. | Край родной , наше Подмосковье. | Октябрь 1«Моя семья» 2. Составление генеалогического древа моей семьи. 3. «Вот моя деревня, вот мой дом родной…» 4. Край православный. Ноябрь 5. Коломна – главный город Коломенской земли. 6. Транспорт нашего города. 7. Коломна-спортивная. 8. Коломна – наш главный город.
| Всего: 60 мин 15 мин 15 мин. 15 мин 15 мин Всего: 60 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин | Беседа Занятие Беседа Экскурсия к храму п. Пески Беседа по видео фильмам о Коломне Беседа с использованием наглядно-дид.материала Беседа по видео фильму Подарки нашему городу (рисунки) |
2. 3. | Природа родного края. Культура и искусство родного края | Декабрь: 9.Кто живет в лесах Подмосковья? 10.Жизнь зверей в разное время года. 11.Жизнь лесных птиц в разное время года. 12.Жизнь лесных зверей и птиц зимой. Январь: 13.Проказы старухи зимы. 14.В гостях у народных инструментов 15.Живет в народе песня. 16. Пришла коляда – отворяй ворота. Февраль: 17.Народные промыслы Подмосковья. 18. «На героя и слава бежит» 19. Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая. 20. Прощай Масленица | Всего: 60 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин Всего: 60 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин Всего: 60 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин | Занятие Занятие Занятие Подарки птицам (изготовление кормушек) Загадки о зиме Занятие Беседа о русской народной песне Развлечение Беседа Беседа о русских богатырях Знакомство с Масленицей Развлечение |
4. | Природа родного края.. | Март: 21. «Грач на горе – весна на дворе» 22.Весна, весна, поди сюда! 23. Весна красна цветами 24.При солнышке тепло, при матушке добро. | Всего: 60 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин | Беседа о признаках весны Рассказ о весенних полевых работах Заклички, песенки, пословицы о весне Поделки в подарок маме |
5. | Быт и традиции Коломенского народа | Апрель. 25. Милости просим гости дорогие. 26. « Как у нашего кота» 27. Котик, котик поиграй. 28. Приглашаем в гости к нам. Май. 29. Волшебные спицы 30. Знаешь ли ты сказки?
31. Победа в воздухе не вьется, а руками достается 32. Прощание с «избой». | Всего: 60 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин 15 мин | Знакомство с «избой». Знакомство с обитателями избы Разучивание потешек Игра-упражнение (вежливое обращение к гостям) Знакомство со спицами и вязанием на них Литературная викторина по сказкам Рассказ о воинах защитниках «Каша из топора» Прощальное чаепитие с хозяйкой изб |
II год обучения
Тематическое планирование
№ п/п | Название блока | Тема занятий | Длительность в мин. | Формы занятий |
1. | Природа родного края | Октябрь 1. «Что летом родится – зимой пригодится». 2. Вершки да корешки. 3. Дары матушки земли. 4. Осенний лес. Ноябрь 5. Что растет и кто живет в нашем крае. 6. Кто живет в реке 7. Птицы – наши друзья. 8. Жизнь лесных зверей и птиц зимой
| Всего: 1час20 мин 20 мин
20 мин. 20 мин 20 мин Всего: 1час 20 мин 20 мин
20 мин
20 мин
20 мин | Беседа. Народные приметы, пословицы, поговорки, песенки о лете . Знакомство со сказкой «Мужик и медведь» Занятие Беседа. Работа с альбомом. Экскурсия Занятие Занятие Занятие |
2. 3. 4. 5. | Край родной, наше Подмосковье. Культура и искусство родного края Край родной, наше Подмосковье. Быт и традиции Коломенского народа. | Декабрь: 9.Моя семья. 10.Что я знаю о себе. 11.Вот моя деревня, вот мой дом родной. 12.Край православный Январь: 13. Зимние святки 14. Проказы старухи зимы 15. «В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу…» 16. «Баю, баю, бай. Поскорее засыпай!» Февраль: 17.В гостях у народных инструментов. 18.Народные промыслы Подмосковья 19. Масленица 20. Прощай Масленица Март: 21. Коломна – главный город Коломенской земли. 22. Транспорт нашего города. 23. Коломна спортивная. 24. Труд взрослых в родном городе. Апрель: 25. Знакомство с русскими народными сказками. 26. Русские потешки. 27. В гости к хозяюшке. 28. «Шутку шутить – людей насмешить». Май: 29. «Победа в воздухе не вьется, а руками достается». 30. « А за ним такая гладь – ни морщинки не видать». 31. Сказки для Кузи. 32. Прощание с «избой». | Всего: 1 час 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин Всего: 1час 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин
20 мин Всего: 1 час 40 мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин Всего: 1 час 40 мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин Всего: 1 час 40 мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин 20 мин | Занятие. Работа с альбомом. Занятие. Беседа. (Презентация) Беседа. Беседа о праздновании Нового года и Рождества Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи Зимы» Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском быте и гостеприимстве. Знакомство с колыбельной песней. Занятие Беседа Беседа Развлечение Беседа по видео фильму Беседа Беседа по видео фильму Занятие Занятие Занятие Загадки Знакомство с потешным фольклором Рассказ о воинах защитниках Отечества. Слушание старинных солдатских песен. Знакомство с предметами обихода. Викторина по сказкам. Прощальное чаепитие с хозяйкой избы. |
Литература
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, Т.С.Комаровой, В.В.Гербовой. Москва, «Мозаика- Синтез», 2009
- А.Е.Денисов, А.И. Кузовкин, Е.А.Новикова Краеведческий альманах «Край родной Коломенский» Коломна: РПЦ «Тираж»
- В.А.Зебзеева Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей – М.: ТЦ «Сфера»
- Е.Л.Кощеева, Л.А.Хамидуллина Путешествие в мир природы – М.:АРКТИ, 2009
- Князева О.Л. Программа Приобщение детей к истокам русской народной культуры – СП.:Детство-Пресс, 1999
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Москва, «Мозаика- Синтез», 1999 г.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа, Москва, «Мозаика- Синтез», 2005 г.
- О.А. Соломенникова Основные и дополнительные программы ДОУ Методическое пособие – М.: Айрис-пресс, 2007
8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению и развитию оригами детей старшего дошкольного возраста
Кружк по оригами «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТИК»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...
Занятие в рамках кружка дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у сказки». Тема «Сочиняем сказки».
Занятие в рамках кружка дополнительного образованиясоциально-педагогической направленности«В гостях у сказки».Тема «Сочиняем сказки».Сказки дают богатый материал для развития творческих способно...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по эколого-краеведческому направлению «Юный натуралист» (для детей подготовительной к школе группы)
Настоящая программа разработана для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с учётом приоритетного направления работы ДОУ. Программа построена в соответствии с возрастными, индивидуальными и специфи...
Программа кружка дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Праздник детства»
Структура дополнительнойобщеобразовательной программыБлок № 1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы&r...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) «Наш дом - природа»
Цель кружковой работы:развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интере...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....