Опыт работы по Использованию цифрового образовательного пространства
методическая разработка
Описание опыта работы по «Использование цифрового образовательного пространства в приобщении дошкольников к народной культуре посредством QR-технологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_po_ispolzovaniyu_tsifrovogo_obrazovatelnogo_prostranstva.docx | 30.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы по «Использование цифрового образовательного пространства в приобщении дошкольников к народной культуре посредством QR-технологии».
Одной из основополагающих функций дошкольного уровня образования в соответствии с Федеральной образовательной программой является ориентир на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
По словам нашего президента Владимира Владимировича Путина, нужно переходить к принципиально новым технологиям обучения. С ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, навыкам жизни в цифровую эпоху, что важно в современном мире. Сегодня уже не возникает сомнений в том, что у современного дошкольника формируется новый тип восприятия окружающей действительности. Поэтому, использование цифровых образовательных ресурсов является целесообразным и продиктованным велением времени.
Новые приоритеты в образовании побудили меня к поиску инновационных методов, позволяющих приобщить детей к народной культуре посредством цифровой образовательной среды. Интеграция материала о народной культуре и информационно-коммуникационных технологий позволяет выстроить новый вариант модели развития дошкольника, наделенного отдельными компетенциями, необходимыми в современной жизни.
Создание цифровой образовательной среды в ДОУ требует создания электронных материалов посредством QR-технологии по всем пяти образовательным областям, методических материалов, информационных образовательных технологий в соответствии с возрастными особенностями детей.
Таким образом, возникают противоречия:
- между стремительно развивающимися технологиями и необходимостью модернизации методов и средств обучения и воспитания.
- между возрастающими требованиями, предъявляемыми к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ и недостаточностью педагогических условий в сфере цифровых образовательных ресурсов.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в систематизации материала, направленного на организацию в ДОУ цифрового образовательного пространства посредством QR-технологии, для активизации, расширения и обогащения представлений детей о русской народной культуре.
QR-код прочно вошел в нашу жизнь. В переводе с англ. языка он означает «быстрый отклик». Это изобретенный в Японии штрих-код, позволяющий хранение большого объема данных при небольшой площади их размещения.
Инновационность использования QR-кода в образовательном процессе ДОУ заключается в следующих характеристиках:
- доступность - для внедрения не требуется дополнительного длительного повышения квалификации педагогов, достаточно проведения одного мастер-класса;
- универсальность - данный инновационный продукт может использоваться во всех сферах образовательной деятельности (совместная деятельность с детьми, методическая работа с педагогами, взаимодействие с родителями);
- экономичность - использование QR-кода не требует больших финансовых затрат на приобретение дорогостоящего оборудования;
- компактность - необходимая информация не занимает много места, а содержится в цифровом квадрате;
- тиражируемость - данная технология может использоваться педагогами детских садов и других образовательных учреждений, занимающихся развитием компьютерных технологий;
- результативность – применяя QR-код в дошкольном учреждении, повышается интерес детей к данной технологии, они готовятся к навыкам жизни в новую цифровую эпоху.
Длительность работы над опытом: с апреля 2021 г и по настоящее время.
В опыте представлены:
- система взаимодействия взрослого и детей, включающая организованную образовательную деятельность, совместную деятельность педагога с детьми с использованием QR-технологии
- диссеминация опыта педагога;
- взаимодействие педагога с семьями воспитанников;
- авторский полифункциональный персонаж Домовенок Кюарик.
- картотеки конспектов образовательной деятельности, видеоматериалов.
Новизна опыта заключается в использовании цифрового образовательного пространства, создании системы работы с использованием QR-технологии, направленной на развитие дошкольников, предоставляя большой простор для саморазвития и творчества в процессе разнообразных видов деятельности.
Данный опыт может быть реализован в различных дошкольных образовательных учреждениях, использован в игровой и познавательной деятельности дома с родителями.
Целью опыта инновационной деятельности является повышение эффективности процесса обучения и получение более качественных результатов путем создания цифрового образовательного пространства посредством использования QR-технологии.
Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:
1. Систематизация цифрового материала с целью формирования ключевых компетентностей дошкольников.
2. Получение более качественных результатов освоения образовательной программы дошкольного образования, парциальной программы «Добрая старина» путем создания цифрового образовательного пространства посредством использования ИКТ, QR-технологии.
3. Формирование устойчивого интереса педагогов ДОУ к целенаправленному и системному использованию цифрового образовательного пространства в организации образовательного процесса с дошкольниками.
За время работы над опытом мною были созданы авторские инновационные продукты.
Я дополнила конспекты образовательной деятельности по музыке и парциальной программе «Добрая старина» QR-кодами. Также с использованием QR-технологии систематизировала видеоматериал и виртуальные экскурсии к образовательной деятельности. Для удобства картотеки представлены в виде журналов с QR-кодами и размещены в виртуальном хранилище на Яндекс Диске.
Педагоги нашего детского сада существенно экономят время при подготовке к занятиям по парциальной программе «Добрая старина. Один из примеров: в Комнате русского быта наклеены QR-коды на все экспонаты и любой педагог в процессе образовательной деятельности в один клик может детям показать историю предмета старины на импровизированном телевизоре «Назад в прошлое». Все это позволяет существенно разнообразить занятия.
В реализации моей педагогической находки помогает говорящий полифункциональный персонаж - Домовенок Кюарик, который поселился в комнате Русского быта нашего ДОУ. Он является помощником при организации образовательной деятельности, связанной с народной культурой.
Сказочный персонаж оставляет подсказки для ребят в виде QR-кодов, которые можно разнообразно использовать в образовательном процессе по всем 5 образовательным областям, в режимных моментах и в совместной деятельности.
Во время реализации опыта организована работа с родителями.
Были проведены тематические мастер – классы, во время которых родители посетили комнату Русского быта и могли узнать историю любого понравившегося экспоната с помощью QR-кодов.
Особое внимание в работе с родителями мы в нашем детском саду семейным ценностям уделяется особое внимание.
Нами был реализован проект с использованием цифровой образовательной среды «Приобщение семей к истокам русской народной культуры». Семьям было предложено окунуться в старинный быт русской семьи. А чтобы еще полнее почувствовать колорит того времени родители с помощью QR-кодов, могли посмотреть видео, послушать музыкальные композиции или аудиосказки.
Продуктом проекта стала музыкальная гостиная, где каждая семья представила свои творческие номера: ансамбль ложкарей, трио частушечников, игру на балалайке, баяне, песенные дуэты.
Ежегодно в саду празднуется День бабушек и дедушек, репертуар мепоприятий всегда представлен в народном стиле, а также проводится ярмарка.
Диссеминация опыта моей работы представлена:
- мастер-класс для педагогов «Создание видеоролика в программе Windows Movie Maker» в рамках практико-ориентированного семинара «Создание условий для игровой деятельности. Организация РППС в группах и помещениях детского сада» (2022 г.).
- мастер-класс «Создание интерактивных игр для детей дошкольного возраста в программе Power Point».
- открытая образовательная деятельность по познавательному развитию «Безопасный интернет» в старшей группе в рамках районного научно-практического семинара «Новые технологии для нового поколения. Цифровая образовательная среда дошкольной организации» (2022 г.)
Реализуя системно – деятельностный подход, QR-технологии систематически включаю в совместную образовательную деятельность, которая содержит: проблемную ситуацию, мотивацию, сюрпризный момент, выбор вида деятельности, индивидуальную работу, работу в парах и подгруппах, ситуацию успеха.
За два года работы наблюдается положительная динамика освоения образовательной программы «МБДОУ «Детский сад «Сказочная поляна» и парциальной программы «Добрая старина» по результатам проведенных мониторингов.
Данные результаты подтверждают эффективность выбранных форм работы по совершенствованию процесса становления и развития у дошкольников художественно-эстетической и социально-коммуникативных сфер.
Дети научились проявлять устойчивый интерес к культурным ценностям русского народа, эмоциональную отзывчивость, сопереживание, способность к оценке содержательной стороны фольклорного произведения, активно участвуют в народных обрядах и праздниках, проявляют эстетическое чувство в процессе исполнения музыкального произведения, драматизации малых форм фольклора; способны использовать полученные навыки и умения в области музыкального фольклора, народной поэтики в самостоятельной продуктивной и игровой деятельностях.
Эти результаты показывают, что включение в процесс образовательной деятельности цифровой образовательной среды положительно влияет на всестороннее развитие личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Представленный материал является результатом работы по использованию цифровых образовательных ресурсов в духовно - нравственном воспитании дошкольников....
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
«Использования цифрового образовательного ресурса в ходе работы по развитию речи детей Из опыта работы
Для современных детей познавательная, исследовательская, деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечат...
Опыт работы по использованию современных образовательных технологий в ДОУ
Использование современных образовательных технологий....
Опыт работы по использованию современных образовательных технологий в ДОУ
Использование в работе современных образовательных технологий...