Проектная деятельность в детском саду
материал
Виды проектов, классификация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сообщение по теме Проектная деятельность в ДОУ | 20.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в детском саду
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Такую возможность дает метод проектов (проектное обучение), позволяющий расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.
Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенком окружающей среды; это звено в системе воспитания, в цепи, развивающей личность программы.
Основной целью проекта является развитие свободной творческой личности ребенка.
Задачи:
В младшем дошкольном возрасте:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом),
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников
- развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач
- Развитие способностей к аналитическому, критическому, творческому мышлению
- Развитие важнейших компетенций для современной жизни:
Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируются по следующим признакам:
По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочные (на учебный год).
По составу участников (индивидуальные, групповые, совместные проекты с родителями или другими взрослыми)
По тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские, практико-ориентированные) и
По способам реализации результатов.
В практике работы современных дошкольных учреждений в настоящее время используют следующие виды проектов:
- Творческие. Предполагают развитие творческих способностей детей через рисование, аппликацию, лепку, моделирование. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна. (коллаж из природных материалов, коллективная работа по созданию панно, картины)
- Игровые. Направлены на развитие социальных коммуникативных навыков и умений. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы. (театрализованная деятельность-дети пишут собственную пьесу, изготавливают костюмы и декорации; создание собственной книги- придумывают сюжет и рисуют иллюстрации; игра «Магазин» дети играют в продавца и покупателя).
- Исследовательские. В ходе работы над исследовательскими проектами дети активно участвуют в изучении темы, исследуют, наблюдают, размышляют делают выводы и представляют результаты своей деятельности. (выращивание собственных растений из семян и наблюдение зав их ростом и развитием; дети могут наблюдать за животными в природе и зоопарке, изучать книги о животных
- Информационные. В рамках информационных проектов дети изучают природу, технику, культуру, историю собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)
- Практико-ориентированные. Направлены на решение реальных задач. Позволяют детям применять полученные знания и навыки на практике. Практико-ориентированные проекты могут быть организованы с участием родителей. Часто они затрагивают такие темы как садоводство, кулинария, технические навыки, спорт и пр. (Организация экологической акции «Мы за чистую природу»- дети убирают мусор на территории детского сада; создание садового участка с овощами и фруктами; выпуск детской газеты с новостями из жизни детского сада.)
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае означает – применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью педагогов и родителей.
Темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.
Структура проекта
- Тема.
- Сроки реализации (кратко-, средне-, долгосрочный).
- Возраст детей.
- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).
- Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).
- Цель проекта.
- Задачи проекта.
- Этапы реализации
В практике выделяют следующие этапы работы над проектами.
I. Подготовительный этап
II. Организация проектирования
III. Проектирование
IV. Презентация
Первый этап
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Второй этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.
Третий этап
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.
У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Четвертый этап
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»
В статье представлен опыт работы по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
В этом документе вы можете найти интересную информацию по взаимодействию с родителями в ДОУ....
Проектная деятельность в детском саду. Проект "Пустите папу в детский сад"
Работа по взаимодействию с родителями согласно с ФГОС...
Проектная деятельность в детском саду "В детский сад без слез"
В материале описана работа педагога - психолога по сопроводждению семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...