Презентация опыта работы по теме «Использование логических блоков Дьенеша в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
учебно-методический материал

Сегодня я хочу представить вам свой опыт работы по теме «Использование логических блоков Дьенеша в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста».

Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся проблема: как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания? И выход здесь, с моей точки зрения – это необходимость сделать обучение занимательным. В своей работе, для реализации этой цели я использую развивающие игры с блоками Дьенеша. Сохраняя элементы познавательного, учебного и игрового общения, данные игры помогают сделать процесс познания более интересным и используется мною как средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, а также как средство, заставляющее ребенка увлеченно работать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Представление опыта работы23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка» г. Тайшета

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Презентация опыта работы

по теме «Использование логических блоков Дьенеша в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Сергиевич Наталья Дмитриевна,

воспитатель МКДОУ

д/с «Ромашка» г. Тайшета

Тайшет, 2023


Слайд  1

Сегодня я хочу представить вам свой опыт работы по теме «Использование логических блоков Дьенеша в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста».

Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся проблема: как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания? И выход здесь, с моей точки зрения – это необходимость сделать обучение занимательным. В своей работе, для реализации этой цели я использую развивающие игры с блоками Дьенеша. Сохраняя элементы познавательного, учебного и игрового общения, данные игры помогают сделать процесс познания более интересным и используется мною как средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, а также как средство, заставляющее ребенка увлеченно работать.

Анализ литературы по данной проблеме показал широкое использование блоков Дьенеша в математическом развитии детей с 2 до 8 лет. Но как продемонстрировал мой опыт, возможности данного дидактического материала гораздо шире. Практика показала, что дидактический материал Золтана Дьенеша основан на методе замещения предмета символами и знаками, то есть, методе моделирования, и блоки Дьенеша рассматриваются как универсальная наглядная модель, ведь именно модели наиболее приемлемы для занятий с детьми-дошкольниками во многих видах деятельности.

     Слайд 2

Инновационная направленность моего педагогического опыта заключается в использовании технологии развивающего обучения Золтана Дьенеша для познавательного, речевого, художественно-эстетического, социально-коммуникативного и физического развития детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов детской деятельности.

Общеизвестно, что в основе моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет может быть замещён в деятельности детей другим предметом, изображением, знаком. В развивающих играх Дьенеша в качестве моделей выступают как сами блоки, являющие эталонами цвета, формы и величины, так и кодовые карточки к ним.

Слайд 3

Логические блоки Дьенеша удовлетворяют всем требования, предъявляемым к моделям, а именно:

1. способны чётко отражать основные свойства и отношения объекта познания;

2. являются простыми для восприятия и доступными для создания и действий с ними;

3. могут ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с их помощью;

4. помогают облегчать процесс познания.

Мой опыт работы показал, что использование блоков, в ходе работы по всем пяти образовательным областям, обостряет эмоционально-мыслительные процессы дошкольников, заставляющие пристальнее всматриваться в предмет, наблюдать, догадываться, вспоминать, сравнивать, искать объяснения.

Огромный плюс использования игр с блоками Дьенеша, позволяющий широко использовать данный дидактический материал в условиях нашего дошкольного учреждения – это возможность использовать любую игру с логическими блоками в разновозрастной группе (усложняя или упрощая задания), тем самым предоставляя огромное поле деятельности для творчества педагога.

Сегодня я хочу представить свой опыт работы с логическими блоками Дьенеша по всем пяти образовательным областям: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития.

Слайд 4

В познавательном развитии дошкольников использую блоки Дьенеша в таких видах деятельности, как:

- познавательно-исследовательская деятельность. Например, в ходе экспериментирования мы взвешиваем блоки разной формы, величины, толщины и определяем, влияют ли эти показатели на вес блока. Или к примеру, экспериментируем с высотой башни из блоков: какое максимальное количество блоков понадобится при постройке башни, чтобы она не упала. Также в экспериментальной деятельности я использую схемы-модели из блоков и их символы. Например, при оформлении результатов опытов по выявлению свойств воды – не имеет формы и цвета – я использую кодовые карточки на отрицание формы и цвета.

Слайд 5

- ознакомление с миром природы.

а) Использование блоков, карточек-символов при наблюдении за животными и растениями. Так, при сравнительном наблюдении за ростом зеленого лука на подоконнике и зависимостью его развития от влаги, тепла и света, я ввожу условные обозначения, ведь дошкольники читать не умеют: вода – синий круг, свет – желтый круг, тепло – красный круг; тонкими фигурами обозначаю ограниченное количество, а толстыми – достаточное количество влаги, тепла и света.

б) С помощью кодовых карточек и блоков я стремлюсь обозначать выделенные признаки (цвет, форму, размер и др.) при характеристике или сравнении объектов природы. Например, сравнивая куст и дерево, куст мы можем обозначить кодовой карточкой (или блоком), обозначающий маленький размер, а дерево, соответственно, символом (или блоком), обозначающим большой размер и т.д. Использовать кодовую карточку или блок я решаю исходя из возраста детей. Младшим дошкольникам легче работать с блоками, старшим – с кодовыми карточками.

Слайд 6

в) Использование игр, в том числе авторских, при ознакомлении с миром природы («Вершки-корешки», «Подводное царство», «Собери овощи в два ящика», «Зыбучие пески» и др.) и при ознакомлении с миром предметов («Генеалогическое древо», «Поиск кометы», «Мастерская дизайнера» и др.).

Слайд 7

В речевом развитии мною также активно используются блоки Дьенеша и кодовые карточки к ним:

а) в качестве мнемотаблиц последовательности стихотворений, сказок и т.д. (На поляне колобок (желтый толстый большой круг) нитки сматывал в клубок (символ круга). Ниток желтых, алых (символы красного и желтого цветов) намотал клубков немало (2-3 символа круга). И пошел домой устало (символ большого размера – дом).

б) Для развития и усвоения навыков звукового анализа слова: для обозначения гласных звуков мы используем блоки Дьенеша красного цвета, для твердых согласных – синего, для мягких - зеленого (изготовленные нами), глухость согласных звуков – толстыми фигурами, звонкость – тонкими. Слияние звуков, материализованных с помощью блоков Дьенеша - есть моделирование чтения, а выкладывание блоков Дьенеша - аналог письма, только то и другое проходит в игровой, занимательной форме. Например, составляем схему слова «лиса»:

Слайд 8

в) Использованием опорных схем при обучении составлению описательных рассказов. Описывая внешний вид, например, птицы, используем кодовые карточки: цвет, размер, форма общая и частей тела; место обитания (символ большой фигуры - домик), чем питается – символ круга, какую пользу приносит человеку – символ тонкой фигуры и т.д.

Слайд 9

г) Моделирование сказок, стихотворений, загадок и т.д. Выбор блока зависит от величины персонажа, его возраста (старших обозначаем толстыми блоками), пола (мужской – синими), сходства персонажа с геометрической фигурой (девица, волк – треугольник, дед – прямоугольник, бабка – круг). Например, в сказке «Репка» обозначаем людей большими фигурами - деда синим толстым прямоугольником, бабку – красным толстым кругом, внучку – красным тонким треугольником, а животных маленькими тонкими блоками: Жучку – желтым квадратом, кошку – желтым треугольником, мышку – синим треугольником.

Слайд 10

д) Использование символов при произношении чистоговорок и скороговорок (быстро – тонкая фигура, медленно - толстая, громко – большая, тихо – маленькая).

Слайд 11

В художественно-эстетическом развитии:

а) Использование блоков Дьенеша в процессе рисования: обрисовываем блок и придумываем дальнейшее продолжение рисунка. Или как наглядный материал, для закрепления формы предмета, который необходимо нарисовать.

Слайд 12

б) Использование схем постройки с помощью символов блоков в конструировании, а также моделирование постройки из блоков Дьенеша.

в) Использованием кодовых карточек при обсуждении предстоящей работы и анализе готовых продуктов детской деятельности: цвет, форма, размер объекта рисования, лепки и т.д.

г) Моделирование декоративных узоров, предметных и сюжетных композиций в рисовании и аппликации, например выкладывание узора солнца из блоков в декоративном рисовании «А у солнышка лучи ясные».

д) Использование блоков при анализе опорных схем при декоративных рисовании и аппликации, например, при аппликации «Солнышко».

Слайд 13

В физическом развитии:

а) В качестве предметных ориентиров во время подвижных игр или эстафет. 

б) Использование схем последовательности выполнения основных движений во время занятий по физической культуре.

в) Использованием опорных схем при выполнении общеразвивающих упражнений.

г) В качестве предметов-заместителей в подвижных играх. Например, в подвижной игре «Выполняем действие по наглядному сигналу». Показываю красную фигуру блока - все дети стоят, жёлтую - прыгают, если синюю – бегают.

В социально-коммуникативном развитии:

а) Атрибуты сюжетно-ролевой игры («деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта»)

б) В качестве предметов-заместителей в сюжетно-ролевых играх.

Итак, мой опыт работы демонстрирует, что педагогические возможности блоков Дьенеша очень велики. Использование логических блоков развивает все стороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможности детей.

Анализируя эффективность работы по развитию познавательного интереса дошкольников посредством блоков Дьенеша, мною было отмечено увеличение объема внимания, памяти и воображения, развитие мышления и речи, умения последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, способность рассуждать.

В заключение хочется отметить, что использование блоков Дьенеша как универсальной модели для формирования познавательного интереса у дошкольников в образовательном процессе ДОУ показала устойчивые результаты повышения уровня развития познавательного интереса детей дошкольного возраста: дети научились думать, размышлять, а именно анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, логически мыслить; стали умнее и сообразительнее, удивляют нас быстротой и гибкостью мышления, умением творчески решать стоящие перед ними проблемы, быть целеустремленными и настойчивыми. Я надеюсь, что дальнейшая систематическая работа по использованию блоков Дьенеша в разных видах деятельности в ДОУ поможет развить у наших детей аналитические способности, способности к моделированию и конструированию, формировать начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи, воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

Слайд 14

Проект решения:

1. Принять информацию к сведению.

2. Рекомендовать использовать в работе предложенную подборку дидактических упражнений и игровых заданий с применением логических блоков Дьенеша для развития познавательного интереса детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические блоки Дьенеша, как средство развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Опыт работы по использованию логических блоков Дьенеша в развитии познавтельного интереса у детей дошкольного возраста...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА...

Отчет по самообразованию за 2019 -2020 учебный год Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности» (Презентация)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на э...

« Использование логических блоков Дьенеша в работе учителя- логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно, творчески мыслить и излагать свою мысль....

Опыт работы по теме: " Использование блоков Дьенеша для развития познавательного интереса у детей младшего возраста".

Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, который позволяет успешно реализовывать задачи познавательного развития детей....

Мультимедийная презентация опыта работы по теме «Использование логических блоков Дьенеша в развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

Одним из наиболее волнующих вопросов воспитания для педагогов остаётся проблема: как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелегкому процессу познания? И выход здесь, с моей...