Конспект занятия для детей с ЗПР «Знакомство со звуком [Ж] и буквой Ж»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Моисеева Ирина Сергеевна

Конспект фронтального занятия для детей с ЗПР «Знакомство со звуком [Ж] и буквой Ж»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_zh.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия для детей с ЗПР «Знакомство со звуком [Ж] и буквой Ж»

Цель: создание условий для знакомства со звуком и буквой Ж        

Задачи:

Коррекционно-образовательные:  

- научить четко произносить звук [Ж];

- продолжать активизировать словарь понятиями: «согласный звук», «твердый согласный звук»;          

- упражнять в словообразовании.

Коррекционно-развивающие:

- учить определять место звуков [Ж], в начале, в середине слова;

- продолжать учить считать количество слогов (по лексической теме);

Коррекционно-воспитательные:

- закреплять умение слушать собеседника.

Материал: изображение буквы Ж; доска; демонстрационный материал «Звуки»; картинки предметные. звуковые схемы.

Ход:

  1. Дыхательное упражнение: ветерок
  2. Знакомство со звуком [Ж].

Скороговорка: у ежа – ежата, у ужа - ужата

Какой звук в этой скороговорке слышится чаще всего?

Когда мы произносим [Ж], то

- губки округлены и слегка вытянуты вперед;

- широкий язычок наверху, образует «чашечку»;

- теплая воздушная струя идет по центру язычка;

 - горлышко «работает» (положить руку на горлышко)

  • Звук [Ж] согласный, его петь нельзя, язычок создает преграду воздуху. Этот звук согласный,  всегда твердый. Обозначается синим цветом.

Повторить: Если песня не поется,

               Звук согласным назовется.

               Слышишь твердый звук дружок

               Синий нарисуй кружок.

3. Фонетические упражнения

Пилой пилят дрова: ЖЖЖЖ (звук произносится коротко, отрывисто)

4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь [Ж]»:

Ж, ш, у, ж, а              Жа, ша, жу, ау, же                    жук, мир, шапка, живот

Ж, к, ш, с, ж, з           жо, жи, за, жу, ко                    жаба, ежи, ужи, заяц

5. Работа с картинками.

Разложить картинки по домикам. Один домик со звуком [Ж], другой со звуком [Ш], определить место звука в словах, разделить на слоги: ежи, ужи, ножи, жеребенок. Вяжет, художник, жук, жаба, катушки, машина, матрешка, пушка.

6. Отгадать загадки, назвать и показать где звук [ж] в отгадках. Придумать предложение с этими словами по заданной схеме:                          .

Вопросы: Какой? Какая? Какие? Что делает?

Черен, а не ворон,                  Лежебока рыжий кот               В золотой клубочек

Рогат, а не бык,                       отлежал себе …(живот)         Спрятался дубочек.

С крыльями, а не птица.                                                                        (желудь)

    (жук)

7.«Закончи слово слогами»

ЖА: …ба, …ло, …ра             ЖИ: у…, е…, …раф, …вот

8. Четвертый лишний

Жа, жа, ша, жа                  жаба, живот, жираф, шапка

Жо, жо, зо, жо                  заяц, жук, заноза, замок

9. Звуко-буквенный анализ слова, используя  картинку с изображением  (ЖАБА, ЖУК) и звуковую схему (под картинкой нарисованы квадраты)                        

10. Распространение предложения (используя желтые полоски):

Придумайте имя начинающееся на звук [Ж] – Женя.

Что делает Женя? В слове должен быть звук [Ж] – Женя жует.

Что жует Женя? В слове должен быть звук [Ж] – Женя жует жвачку.

Какую жвачку жует Женя? В слове должен быть звук [Ж] – Женя жует жесткую жвачку.

11. Знакомство с буквой Ж.

                              Ж похожа на жука,

                              Только не жужжит пока.

- Продемонстрировать букву, прописать ее в воздухе. На что похожа буква Ж?

11. Анализ и чтение слогов: ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

- Какая буква стоит в ряду первой (последней)?

Дети выкладывают схему каждого из этих звукокомплексов с помощью кружочков на доске.

12. «Живые буквы» вешаются детям на шею карман с буквой.

ЖУК   КИ    КА   ЖА   ЖУ

Итог:

- С какими звуками мы с вами познакомились?

- Каким цветом обозначается этот твердый звук [Ж]? Почему?

- Какие звуки вы уже знаете?

- В какие игры мы с вами играли?

- Какая игра больше всего понравилась?

- Какая игра показалась трудной?

13. Работа в тетради-дети закрашивают букву Ж синим карандашом и раскрашивают картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совместная непроизвольная деятельность детей старшего дошкольного возраста при знакомстве со звуком [с] и буквой "с" ".

Подборка игр и заданий для совместной деятельности по формированию фонетически правильной речи с акцентом  на звук [с] и букву  "с". Рекомендовано к использованию в практике учителей-ло...

Конспект занятия для детей старшей группы "Знакомство со звуком[У] и буквой Уу."

В конспекте представлены интересные задания, вытекающие одно из другого, позволяющие в увлекательной форме познакомить детей с буквой и звуком У....

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ "Знакомство со звуком [М] и буквой М»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста для детей с речевыми нарушениями. В конспекте игры, упражнения, задания для занкомства со звуком и буквой М...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Ч] и буквой Ч»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ. В него включены игры, упражнения и задания по ознакомлению со звуком и буквой Ч. В своей работе могут использовать воспитатели, логоп...

Конспект фронтального занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком [Щ] и буквой Щ»

Конспект разработан как продолжение программы для детей с ОВЗ по ознакомлению с буквами. В конспект включены игры, упражнения для знакомства со звуком и буквой Щ, развитие мелкой моторики, дыхательные...

Конспект подгруппового занятия для детей с ОВЗ «Знакомство со звуком «Звук ж. Буква Ж»

Ознакомление с буквой Жж и звуком [ж]. Формирование навыка чтения слогов, слов с новой буквой. Закрепление представлений о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных. Совершенствование навыков з...