Секреты русской народной техники росписи ткани "набойка".
материал

Гринева Виктория Владимировна

Набойка - древний вид росписи на ткани

Набойка – один из самых древних видов росписи ткани, особенность которого заключается в том, что рисунок на ткани выполняется при помощи печати штампом. 
 
Первые архиологические находки в России датируются X в., но расцвет художественной набойки на ткани как народного промысла пришелся на XVII в. С развитием торговых путей, с Востока через территорию Сибири и Урала в Средневековую Русь проникает удивительный по составу и свойству краситель для ткани – индиго. Уже в конце XVII в. набойка становится предметом повседневного обихода.
 
Вначале были широко распространены крупные узоры. Для этого вручную изготавливались большие деревянные формы - специальные набивные доски с рельефом (зеркальным изображением узора). Доски изготавливались из твердых сортов древесины (клен, береза). Для работы с такими досками требовались особое мастерство и сила. Приходилось за одним штампом работать нескольким мастерам одновременно. В XIX в. уже стали появляться штампы меньших размеров, их еще называли манерами. Они были различной формы, рисунок на манере как и прежде вырезался вручную. В начале это был не орнаментальный рисунок, изображались святые или религиозные символы.
Существовала набойка двух видов: «кубовая» и «верховая».
Первый способ набойки получил название «кубовой» и заключался в том, что заранее подготовленный проволочный штамп опускался в расплавленный воск, а затем этим штампом набивали рисунок на ткань вручную. Отсюда и пошло название «набойка». Ткань с набитым на неё рисунком опускали в емкость для разведения краски, которую называли «куб», поэтому и саму технику росписи назвали «кубовой» набойкой.
 
Второй способ заключался в том, что проволочный штамп погружали не в воск, а в краску и оттиски на ткани набивали окрашенным штампом по белому фону. Такой вид росписи получил название белоземельной набойки. Она давала широкие возможности для использования нескольких цветов в рисунке. Однако этот способ был малопроизводителен, поэтому со временем проволочный штамп был заменен печатной доской. 
 
Вначале печатная доска была резной, т. е. с вырезанным на ней рельефным рисунком, затем наборной, в которых узор набирается из медных пластин или проволоки. Чтобы выполнить рисунок при помощи такого штампа, его покрывали краской, клали на ткань и ударяли специальным молотком (набивали). Для каждого цвета рисунка готовилась отдельная доска.
 
Набойка самая распространенная роспись. Она была известна у многих народов, начиная с X-XII веков, но наибольшую популярность получила в XVI – XVII веках, когда набивные ткани были завезены в Европу из Индии. Именно Индию считают родиной набивных тканей. Конечно, доподлинно это не известно, но эта страна обладала всем необходимым, в том числе богатой палитрой натуральных красителей, чтобы претендовать на изобретение набойки. 
 
С появлением печатных станков ручная набойка стала терять свои позиции. В современном мире производство тканей с росписью прерогатива промышленного производства. Ручная роспись используется для выполнения эксклюзивных творческих работ. 
 
Народное декоративно прикладное искусство является красочным и жизнерадостным искусством, оно сочетает в себе цвета и формы, различных материалов. Роспись тканей - очень интересная и богатая средствам выразительности сфера декоративного искусства.
На ряду с другими видами росписи (по дереву, по металлу, по керамике) набойка являет собой уникальное искусство. 
Занятия по росписи ткани способом набойка помогают детям развить в себе творческую, разностороннюю личность, воспитывают вкус и
нравственное отношение к миру. Сама работа с росписью ткани, очень увлекательное необычное занятие для детей.
 
Способ набойки включает в себя множество техник и приемов, поэтому во время исполнения задания, дети могут смело экспериментировать с цветом и формой. 
Ребёнок, создающий своими руками прекрасное, никогда не сможет разрушить тоже прекрасное, но созданное другими. Душа его наполняется восторгом, он учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Знакомство с русской народной росписью гжельских мастеров в старшей группе».

Тип проекта: Информационно – практико-ориентированныйУчастники проекта: дети старшего возраста МКДОУ «Д/с №17» города Коркино.Авторы проекта: воспитатели старшей группы с ТНР Панова Т.Н., Татаринова И...

Декоративное-прикладное искусство.Виды русской народной росписи.

Материал представляет собой презентацию к лексической теме "Декоративное-прикладное искусство".Содержание:-лексический материал;-дидактические игры;-ознакомление с основными видами русской р...

Проект по устному народному творчеству «Секреты русской культуры»

        Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции буду...

Знакомство с русской народной росписью гжельских мастеров в старшей группе.

Цель: Знакомить дошкольников с художественнымипромыслами в России, русским фольклором. Знакомство с народным промыслом Гжели....

Знакомство с Филимоновской росписью, как частью русского народного искусства для детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте необходимо закладывать основы любви к прикладным видам искусства, истории и традициям. Детский сад является не только первой ступенью в образовании, но и проводником в мир знаний...

Конспект занятий по закреплению знаний о русских народных росписях у детей старшего дошкольного возраста с использованием авторского методического пособия «Русская матрёшка». (цикл из двух занятий)

Конспект занятия № 1Цель: Закрепление знаний детей о Русских народных росписях, как видов народного декоративно-прикладного искусства. Задачи:Образовательные:- закрепить знания об основных элемен...

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста «Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии»

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию для детей старшего возраста «Знакомство дошкольников с русскими народными росписями посредством пластилинографии»Цель: знакомство д...