Проект по устному народному творчеству «Секреты русской культуры»
проект (старшая, подготовительная группа)

Татьяна Васильевна Филимонова

          Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sekrety_russkoy_kultury.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Колокольчик»

Проект

по устному народному творчеству

 Тема: «Секреты русской культуры»

                                          Автор:

                                                                Филимонова Т.В.,

                                                                              воспитатель старшей группы

ТИП ПРОЕКТА: познавательный, творческий, групповой.

УЧАСТНИКИ: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги, музыкальный руководитель.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: долгосрочный (2020 – 2021гг)

РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ ВКЛЮЧЕНО В ПРОЕКТ: познавательные занятия, игровая деятельность, музыкальная деятельность, изобразительная деятельность.

Проект ориентирован на две возрастные ступени:

  1. Старший возраст – от 5 – 6лет;
  2. Подготовительный  возраст – от 6-7лет;

 

«Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путем самоограничений и сохранения замкнутости, а путем постоянного и требовательного познавания всех богатств, накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков собственной национальной культуры»

                                                                                          Д.С. Лихачев

АКТУАЛЬНОСТЬ.

          Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры.

       Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающий его социальной действительности, имеет решающие значения в становлении основ личности.

       С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

        Проанализировав уровень воспитанности детей, пришли к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно – этические чувства, воспитывается любовь к Родине. Данные исследования помогли разработать методический проект, основанный на приобщение детей к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.

     Проект составлен с требованиями и рекомендациями программы дополнительного образования детей « У истоков культуры» и программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» М.Д. Маханевой и  О.Л. Князевой.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Приобщение детей к истокам русской народной культуры, и ее наследию.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество.
  2. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс через проведение и знакомство с календарными праздниками и их обычаями и традициями.
  3. Организовать совместную деятельность с краеведческим музеем города, реализуя запланированные мероприятия.
  4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм и т.д.
  5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

Проект построен на основе главных методических принцепов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Методический проект на доступном детям уровне знакомит детей с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности., воспитывают любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.

МАТЕРИАЛЬНО -ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ , НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА:

  1. Подбор соответствующей литературы;
  2. Подбор произведений русского  народного творчества
  3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки);
  4. Подготовка материала для продуктивной деятельности;
  5. Подвижные, дидактические игры;
  6. Выставки книг, рисунков, поделок, папок – передвижек;
  7. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты)

В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА НАМИ ВЫДЕЛЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ:

1 этап – подготовительный.

На подготовительном этапе работы нами было сделано следующее: 
• подобран фольклорный материал, адекватно возрасту детей;
• составлена картотека разных видов детского фольклора для всех режимных моментов;
• подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.

2 этап – основной.

На втором этапе реализации проекта составили перспективный план на основе реализуемой образовательной программы с учетом возрастных особенностей, уровня развития каждого ребенка. Для реализации поставленных нами задач включили в перспективное планирование игровую, художественную и литературную деятельность, формирование культурно- гигиенических навыков и систематизировали работу.

Очень важно было создать развивающую среду. Подобрали соответствующие настольно- печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. Оформили мини-музей «Русская изба», в котором разместили предметы старинной утвари, образцы декоративно-прикладного искусства, помогающие детям ближе познакомиться с историей и бытом русского народа и сравнить с теми предметами, которыми люди пользуются сегодня в быту.

Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматривали не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Работу строили на активном соучастии и сотворчестве педагога и ребёнка, используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий. Ещё один прием, используемый нами - динамический акцент на фрагментах текста в сочетании с движениями. Этот прием особенно эффективен в работе с детьми младшего возраста. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность. Регулярное использование фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

План реализации:

Мероприятия

Задачи

Взаимодействие с родителями

Сроки выполнения

  1. Составление перспективного планирования занятий

Разработать перспективный план занятий  на год по устному народному творчеству

Январь 2020г

  1. Создание картотеки народных игр

Знакомить детей с русскими народными играми

Февраль 2020г

  1. Оформление наглядных пособий для занятийной деятельности

Формировать у детей представление об образе жизни крестьян, их жизни, их быте

Изготовление предметов старины

В течении года

  1. Составление тематического плана работы с родителями

Познакомить родителей с устным народным творчеством

Март 2020г

  1. Организация тематических встреч, посиделок, праздников с родителями

Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами. Обогащать чувства детей, воображение и речь. Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Изготовление русских народных костюмов

В процессе реализации проекта

  1. Создание мини – музея «Русская горница»

Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь

Подбор атрибутов

Май – август 2020г

  1. Составление совместного плана работы с краеведческим музеем

Формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, поддержке творческих способностей детей.

  1. Оформление папок – передвижек по устному народному творчеству

Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством

Подбор информации по теме

  1. Организация экскурсий в краеведческий музей и библиотеку

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за свой талантливый народ.

Альбомы, буклеты, фотографии, слайдовые презентации

  1.  Мониторинг проделанной работы

Систематическое наблюдение за состоянием учебного

воспитательного процесса с целью их оценки, контроля

и анализа диагностической информации.

  1. Выставка – показ «Народные умельцы»

Обобщить знания  об устном народном творчестве; развивать творческие способности детей.

Пособия для проведения праздников

3 этап- заключительный:

  1. Использование в активной речи детьми потешек, считалок, загадок.
  2. Умение играть в русские народные игры, используя считалки.
  3. Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительно искусства.
  4. Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают названия праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
  5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
  6. Использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
  7. Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
  8. Практические умения и навыки по созданию изделий народного творчества.

Насыщенность познавательной деятельности детей творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их в впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорны...

Консультация "Приобщение детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество"

Сказки, песни, былины, загадки, пословицы - отражение мечты народа, уточняет представление ребёнка об окружающем мире....

Проект на тему: «Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре »

Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре  в рамках реализации проекта будет проводится через все виды деятельности, с использованием различных форм, что  будет ...

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем ...

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы»

Знакомство детей с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания....

Отчёт о проведении районного семинара «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через устное народное творчество, знакомство с предметами быта, праздники, народные промыслы» в МБДОУ «Нивенский д/с»

07 марта 2019 года в МБДОУ "Нивенский д/с" состоялся районный семинар для заведующих, воспитателей и родительской общественности. Тема семинара: "Приобщение детей дошкольного возраста к...