«УГОЩЕНИЯ РУССКОЙ КУХНИ»
план-конспект занятия
Знакомство с традиционными блюдами русской кухни, особенностями их приготовления, приобщение к традициям русского гостеприимства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ugoshchenie_russkoy_kuhni.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы «УГОЩЕНИЯ РУССКОЙ КУХНИ»
Разработала воспитатель Макаренкова В.О
Цели: Знакомство с традиционными блюдами русской кухни, особенностями их приготовления, приобщение к традициям русского гостеприимства.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с блюдами русской национальной кухни, с традициями и обычаями наших предков.
Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
Развивающие:
Воспитательные: Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру. Побуждать желание сохранять культуру.
1 вариант
Дидактические задачи:
« Познание»
1. Познакомить с блюдами русской национальной кухни.
2. Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
3. Рассказать о традициях и обычаях наших предков.
«Коммуникация»
1. Активизировать словарь детей: изобильная, щедрая, радушная, румяный, желанный, свято, просторы, рушник, левашник, сударушка, изба, хлебушко, расстегай , кулебяка, курник, рыбник, лоскуток, кадка, каравай, краюха, скатерть-самобранка.
«Чтение художественной литературы»
- Проявлять устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к богатству и гармонии русского языка, его поэтичность.
- Дать представление о жанровых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек.
«Музыка»
- Развитие образного восприятия музыки.
- Передавать в движениях характер танца; эмоциональное движение в характере музыки.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.
2. Побуждать желание сохранять культуру.
Подготовительная работа:
Рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; разучивание хороводов, песен, подвижных игр; рисование русских орнаментов.
Оборудование:
Русские народные костюмы, блюда русской кухни.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель:
Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Все вкусно, все сытно, а главное – полезно.
Ребята, а какие Вы традиционно русские блюда знаете?
Дети: Суп, щи, пироги, блины, каши, варенья, соленья, пряники.
Воспитатель: А вы знаете, из каких продуктов готовят щи?
Дети: Да.
Воспитатель: Выберите только те картинки, на которых изображены продукты, которые используют для приготовления щей.
( картинки с изображением капусты, свеклы, лука, моркови, помидора, макарон, картофеля, яиц, мяса, пельменей, муки).
Дети выбирают нужные картинки и вешают их на мольберт.
Воспитатель: Какие Вам известны пословицы и поговорки о том, что ели и пили на Руси?
Дети:
Хлеб – всему голова.
Что посеешь, то и пожнешь.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Хлебушко – калачу дедушка.
Кто не работает,… тот не ест.
Кашу маслом … не испортишь.
Дорога ложка … к обеду.
Что есть на печи –… все на стол мечи.
Хлеб да каша – пища наша.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Покуда есть хлеб да вода – все не беда.
Хороша кашка, да мала чашка.
Капуста не пуста, сама летит в уста.
Воспитатель: И все эти блюда готовили русские женщины – хозяйки.
Любой дом всегда держался на хозяюшке.
Не зря на Руси говорят: «Обед не обед, когда хозяюшки нет».
К нам хозяйка пришла,
Пироги принесла,
Угощайтесь, угощайтесь,
Пирогов принесла.
С малинкой пирог.
И с капустой пирог,
А который без начинки –
Самый вкусный пирог.
Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси?
Без него не обходился ни один праздник?
Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом.
Хлеб можно было брать только чистыми руками.
Его нельзя было выбрасывать.
ЗАГАДКА:
Сдобный, пышный ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо… (пирожок).
Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов.
А какие начинки были в пирогах?
Дети: С капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей.
Воспитатель: А как назывались пироги?
Назывались они: расстегаи, кулебяки, рыбники, левашники, курники.
В каких русских сказках упоминаются пироги или изделия из теста?
Воспитатель: Предлагаю и вам испечь пирожки.
С какими начинками будут ваши пирожки?
Необходимо разбиться на пары, договориться и вместе решить с какой начинкой будет ваш пирожок.
Игра «Начинки для пирожков»
Воспитатель: Испекли вы пирог,
Положили на порог.
Давайте играть,
Пирог выбирать!
Русская народная подвижная игра «Пирог»
Дети встают в круг, «пирог» сидит в середине. Дети водят хоровод, приговаривая.
Испекли мы пирог,
Положили на порог.
Да этакий он высоконький, Дети поднимают руки вверх
Да этакий он широконький, Разводят руки в стороны.
Да этакий он мягошенький. «Лепят» пирожок руками.
Бери нож, режь да ешь. Все разбегаются в стороны, «пирог» ловит. Кого поймает, тот становится «пирогом».
Хозяюшка: Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка?
Дети: Про корову.
Воспитатель: А что можно сделать из молока?
Отгадайте мою загадку.
Вкусна, сладка
Глядит из горшка,
Из овощей и круп варится.
На всю Россию славится.
Является пищей нашей
И называется … ( кашей ).
Воспитатель:
Это была любимая еда русского народа.
Каши варили всевозможные!
А давайте сыграем в игру «Угадай крупу»
(Насыпать несколько видов крупы : рис, гречка, пшено, горох и т. п.
На ощупь, с завязанными глазами, угадать название крупы.)
Игра « Скажи, какая?»
Каша из гречки-гречневая
Каша из риса- рисовая
Каша из манки-
Каша из пшена-
Каша из пшеницы-
Каша из геркулеса-
Каша из кукурузы-
Каша из гороха- гороховая
Каша из ячменя - ячменная
Воспитатель: Чем ели кашу?
Дети: Деревянными ложками.
Эх, топни ногой
Да притопни ножками!
Развеселый у нас
Будет танец с ложками.
Г. Новикова
Дети исполняют « Танец с ложками»
Воспитатель: Что же пили наши предки?
Дети: Мед, квас, кисель, компот.
Воспитатель: Распространенным напитком на Руси был кисель.
« Где кисель, там и присел» - гласит русская пословица.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами познакомились с гостеприимной русской Хозяюшкой и узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни. Мы еще не раз пригласим ее к нам в гости, потому что русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека! Посмотрите, сколько угощений наготовила нам Хозяюшка. Можно теперь и гостей приглашать! Вот только стол у нас не застелен. Чем же застилали стол наши предки?
Дети: Скатертью.
Воспитатель: Правильно, скатертью-самобранкой.
Под русскую народную музыку дети застилают стол скатертью, сверху выставляются угощения.
У нас есть угощение
Всем на удивление,
Кушайте на здоровье,
Славьте русское хлебосолье!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В старину едали деды…» (праздник русской кухни)
Цель: 1. Знакомить детей с традициями русского быта. 2. Воспитывать интерес к русским традициям. Зал – русская изба. Вед: До...
«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни) (Непосредственно-образовательная деятельность в старшей группе)
«Россия – щедрая душа» (знакомство с блюдами русской кухни)Содержание:Дидактические задачи:« Познание»1. Познакомить с блюдами русской национальной кухни.2....
Русская кухня!
— традиционная кухня русского народа. Её блюда и вкусовые акценты меняются в зависимости от географического положения. Русская кухня вобрала в себя элементы древнеславянской кухни, а также блюда разли...
Конспект занятия в старшей группе на тему: "Русская кухня".
С чего начинается патриотизм? Наверное, с изучения быта своего народа.. Об этом представленное занятие....
Конспект занятия "Русская кухня"
Цель занятия - формирование эмоционально-положительного отношения к русской традиционной кухне...
Конспект НОД по развитию речи во II младшей группе на тему «Традиции русской кухни/Блины»
Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе на тему "Традиции русской кухни Блины"...
Проект "История русской кухни"
Проект "История русской кухни"...