Конспект занятия в старшей группе на тему: "Русская кухня".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
С чего начинается патриотизм? Наверное, с изучения быта своего народа.. Об этом представленное занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt._russkaya_kuhnya.docx | 20.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 375» городского округа Самара
КОНСПЕКТ
ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ №10
ПО ТЕМЕ: «РУССКАЯ КУХНЯ»
Подготовила:
воспитатель:
Федотова О.В.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с традиционной русской кухней, ее характерными особенностями. Закреплять знания детей о продуктах питания, используемых в русской кухне, о способах приготовления традиционных блюд.
2. Словарная работа; Познакомить детей со словами: хлебосольный, блюдо, напиток, питательный, рецепт, кушанья, пир, отведать, наваристый, гостеприимство, меню.
3. Воспитывать интерес к национальным традициям.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картин о жизни на Руси
2. Беседы быте русских людей, о народных традициях.
3. Знакомство с пословицами о Родине, о русских обычаях, о русской кухне.
4. Дидактические игры: «Продолжи фразу», «Закончи предложение», «Узнай на вкус».
5. Обыгрывание сценок из жизни русских людей («живые картинки»).
6. Ознакомление детей с кухонной утварью и предметами народно – прикладного искусства ( хохломская посуда, городецкая мебель)
Материал к занятию:
1. Ширма для театрализации, с фоном древнего русского города.
2. Бытовые предметы: горшки, подносы, деревянные ложки,
блюда, ухват.
3. Горшочки с кашами: гороховой, пшенной, гречневой, овсяной, манной, перловой, тыквенной.
4. Книги о русской кухне.
5. Открытки с рецептами русской кухни.
6. Русские народные костюмы для детей.
7. Иллюстрации с изображением приготовленного блюда и карточки с написанным рецептом.
8. Различные блюда русской кухни.
9. Выставка изделий народно – прикладного искусства.
Ход занятия:
-Мудрая русская пословица говорит:«Не зная прошлого - не построишь будущего». И мы с вами не должны быть «Иванами не помнящими родства», т.е. не знающими историю своего Отечества. Вы уже многое узнали о своей родине: как жили древние славяне, чем они занимались. Мы с вами беседовали о культуре нашего народа, о том какими талантливыми были русские люди: сколько разных сказок, потешек они сочинили, сколько интересных игр придумали для своих детей.
- Какие русские народные сказки вы знаете?
- С какими детскими играми и игрушками вы знакомы?
Русь всегда славилась своими умельцами, которые изумляли весь мир удивительными вещами, сделанными из глины, дерева, ткани, соломы.
- Назовите некоторые из них.
(Обратить внимание детей на выставку и привлечь родителей к ответам)
-И сегодня в очередной раз мы совершим небольшое путешествие в прошлое с помощью нашей волшебной книги «Русь». Мы увидим «живую картинку» на тему «Русская кухня». Наш народ всегда славился гостеприимством. Гостей встречали хлебом – солью. Как обычно в русских сказках говорилось?
= Ответы детей.
- Правильно, «Сначала напои, накорми, а потом уж про дело пытай» .
- Волшебная книга открывается,
Путешествие начинается,
Страничка перевернись,
«Живая картинка» явись.
Инсценировка: торговые ряды
Сценка: 1 ребенок: Сбитень горяч! Кипит горяч!
2 ребенок: Кому щи? Сколь не ходи таких наваристых
нигде не встретишь!
1 ребенок: Вот сбитень! Вот горячий!
3 ребенок: Каша , каша – пища наша! Подходи, налетай
кашу на любой вкус выбирай!
4 ребенок: Парное молоко! Жирное, да сладкое!
А сметана – белая, да густая!
Красны девицы, откушайте сметанки!
1 ребенок: Вот сбитень, вот горячий сбитень!
Не зевай, кружку подставляй!
5 ребенок: А вот пирожки , с мясом, с капустой!
Вкусные блины, вкусные, масляные блины!
1 ребенок: Горячий сбитень – жажду утолит, печаль
развеет, усталость как рукой снимет! («Книга» закрывается)
- Ребята вспомните, чем торговали на улицах старинного города?
= Ответы детей.
- Здесь было названо много блюд и напитков. Но вот какие они на вид и на вкус?
Опишите их так, чтобы мы их представили.
= Описания детей.
Проводится дидактическая игра «Продолжи фразу»
*Щи … (какие?) горячие, вкусные, наваристые,
мясные, постные, густые, жирные и т.д.
*Молоко … (какое?) парное, коровье, жирное, кислое, топленое, сгущенное и т.д.
*Блины ... (какие?) масляные, мазаные, постные, кислые, пресные и т.д.
*Каша … (какая?) масляная, рассыпчатая, сладкая, горячая, молочная, овсяная, гречневая и т.д.
Примечание: закончить игру на слове каша
-Исстари каши считались очень полезными и питательными, поэтому до сих пор в каждой семье обязательно в меню есть каши. Вот и наши мамы приготовили для всех разные каши.
- Попробуйте определить на вкус, какая это каша и из чего она приготовлена.
= Ответы детей.
- Название всех ранее названных блюд и напитков известны и сейчас, а вот кто был самым внимательным и услышал какое-то необычное название во время нашего путешествия?
= Ответы детей.
Если дети не ответят, то воспитатель повторяет: «Сбитень горячий сбитень!»
- А как вы считаете, ребята, это какое-то блюдо или напиток?
= Ответы детей.
- Правы те, кто считают сбитень напитком. Этот старинный русский напиток был вкусным и питательным, хорошо утолял жажду. А готовили его так:
Воспитатель читает рецепт напитка
- Попробуйте приготовить его дома с мамами и расскажите, действительно ли он так вкусен, как об этом говорится.
- Умение готовить передавалось в каждой семье из поколения в поколение: от матери к дочери, от бабушки к внучке. Рецепты приготовления блюд бережно хранились, сначала в памяти, а когда появилась письменность – их стали записывать. А со временем стали выпускаться большие книги, о том как приготовить те или иные блюда, напитки. Посмотрите, здесь у нас целая выставка книг о вкусной и здоровой пище и самое почетное место занимает книга «Русская кухня»
- А теперь посмотрим вторую «живую картинку»
Волшебная книга открывается,
Путешествие начинается,
Страничка перевернись,
Новая картинка явись.
Сценка: 1 ребенок: Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем.
2 ребенок: Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
3 ребенок: Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
- Спасибо за хлеб – соль!
Да, на Руси всегда все были гостеприимными, на пиры всех соседей созывали, да вкусными кушаньями угощали. Вот, например, как описывается пир в древней Руси …
Чтение отрывка о русском пире
- Посмотрите, какие на столе аппетитные кушанья. Они изготовлены из продуктов, которые традиционно использовались на Руси: из мяса, рыбы и овощей. Сейчас мы узнаем кто из ваших мам самый лучший знаток русской кухни.
(В конкурсе участвуют 2-3 мамы. По количеству участников готовятся столы)
- На столах картинки с изображением различных блюд и карточки с рецептами. Надо правильно подобрать рецепт к нужному блюду.
- А пока мамы готовятся, мы с вами вспомним пословицы о вкусной и здоровой пище, о гостеприимстве.
= Ответы детей.
- А я знаю такие пословицы:
«Что есть в печи все на стол мечи».
( «Рад не рад, а говори «Милости просим»
«Мельница сильна водою, а человек едою».
«Соловья баснями не кормят» и т.д.)
- Как бы вы объяснили эту пословицу?
= Ответы детей.
- Ну а теперь давайте проверим, правильно ли мамы
подобрали рецепты к выставленным кушаньям?
Поблагодарить мам за участие в конкурсе
- Ни один пир не обходился без разнообразных соленостей, ведь зима на Руси долгая и трудно до весны сохранить продукты свежими. Подумайте, какие продукты могли солить на зиму?
= Ответы детей и родителей.
- Давайте поиграем в игру «Узнай на вкус». Надо попробовать и сказать из чего сделано то или иное соленье.
Игра с детьми
- Молодцы ребята! Много блюд разных готовилось для пира, а в конце всегда подавались различные сладости. Но не было тогда ни шоколада, ни тортов. А чем же тогда лакомились сластены, как вы думаете?
= Ответы детей и родителей.
- Да, все эти сладости готовились и в старь и сейчас. Но оказывается, больше всего сладкоежки любили пряники. Пряники готовили по различным рецептам. У них есть своя история возникновения, которую мы узнаем в следующий раз.
- А сейчас мы приглашаем всех ребят и гостей на честной пир, отведать кушанья русские.
Включается русская народная музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе на тему "Русский народный костюм"
Дети и воспитатель в русских народных костюмах. Рассматриавем русский народный костюм. Называем составляющие костюма: руба...
Конспект НОД в старшей группе по теме:"Русский народный костюм"
Беседа о традиционном русском народном костюме.Рассматривание книг о женском и мужском костюме. Рассматривание элементов узора с целью ознакомления с их значимостью. Разучи...
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Русская народная сказка «Как аукнется так и откликнется». Пересказ.
Методика проведения НОД по обучению пересказу русской народной сказки "Как аукнется так и откликнется" в старшей группе....
Конспект интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки».
Пояснительная запискак конспекту интегрированного занятия с элементами кооперации для детей старшей группы по теме « Русские народные сказки» Представленный конспект...
План конспект беседы в старшей группе на тему « Русские народные промыслы».
В данном материале представлен примерный план беседы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ технологий.Материал может быть полезен воспитателям, родителям....
Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Русские народные инструменты"
Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах. Развивать эмоциональную отзы...
Презентация к занятию в старшей группе на тему "Русская изба"
Виртуальное путешествие в музей русской избы...