«Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе»
календарно-тематическое планирование
Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают нечто очень нужное для ребенка в отсутствие родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_opyt.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе»
Длительность работы: долгосрочный.
Цель:
Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
Задачи:
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности учреждения;
- Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей;
- Разработать ценностно-значимое содержание семейного воспитания с учетом культурно-исторических традиций;
- Проектирование форм социального партнерства в взаимодействии педагогов и родителей;
- Анализ результативной перспективы.
Практическая значимость работы состоит в разработке эффективной системы мероприятий, направленных на повышение педагогической компетенции родителей, улучшение качества семейного воспитания, как формы взаимодействия ДОУ и семьи.
Введение
Родители. Родителей. Родителям... Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательными учреждениями и семьями воспитанников, оно не станет.
Педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание их собственных детей - собрания, информационные стенды, родительские собрания, анкетирования, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами, не понимают значимости или просто не находят времени - Всего понемногу. Но в большей степени - потому что не испытывают насущной потребности.
На наш взгляд, следовало бы начинать не с формальных собраний и информационных стендов, а со сближения души и разума людей, сопричастных жизни ребенка. Что может служить основой для такого сближения? Только сам ребенок. Рассказывая о ребенке - о том, что происходило с ним в течении дня, какие позитивные стороны личности проявил малыш, какие достижения или трудности принес ему день, - воспитатель формирует у родителей понимание того, что рядом с детьми находиться - внимательный, заинтересованный человек, обладающий такой информацией об их ребенке, которой нет и может не быть у самих родителей. По той простой причине, что их нет рядом.
Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта - готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть - ребенок, а не потребности детского сада, не образовательная программа, тем более не методики обучения.
Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают нечто очень нужное для ребенка в отсутствие родителей.
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)
Мы выбрали эту тему не случайно, так как данный вопрос считаем актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Поэтому работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Ведущей целью взаимодействия Детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
Направления, по вовлечению родителей в совместную деятельность с ДОУ:
- Познавательное (обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей);
- Информационно-аналитические (изучение семьи, ее особенности);
- Наглядно-информационные (включает способы донести до родителей любую информацию);
- Досуг (совместные мероприятия с родителями).
Формы взаимодействия с родителями: традиционные и нетрадиционные.
К традиционным относятся: беседы; оформление папок передвижек и стендов; дни открытых дверей; родительские собрания; консультации; выставки совместных работ; совместные праздники и развлечения; работа с родительским комитетом.
Нетрадиционные формы: выпуски семейных газет и плакатов; совместные прогулки и экскурсии по территории д/с и в детском сад; собрания в нетрадиционной формы.
С целью подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли мы использовали активные формы и методы работы с родителями. Так с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы проводили в течение года анкетирование, консультации, беседы "Основы нравственных отношений в семье", "Игра, как средство воспитания дошкольников", "Здоровый образ семьи" и др. Получая реальную картину, на основе собранных данных, мы анализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитывать ее индивидуальные особенности.
Предполагаемый результат:
1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов;
3. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
4. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Перспективное планирование работы с родителями в старшей группе:
Месяц | Название мероприятия | Индивидуальная работа | Исполнители |
Февраль | 1. Выставка детских рисунков, тема: "Мой папа". 2. Анкетирование Отцов и дедушек, тема: "Каковы вы мужчины?". 3. Беседа "Возможные формы совместного отдыха родителей и детей". 4. Памятка для родителей "Несколько советов по организации и проведению детских праздников". 5. Выставка рисунков "Папа, мама, я – очень дружная семья". | Индивидуальные беседы с папами, тема: "Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?". Беседа "Основы нравственных отношений в семье". Консультация "Здоровый образ семьи". | Воспитатели Родители Дети |
Март | 1. Творческие работы детей к 8 марта "Мама, моё солнышко". 2. Памятка для родителей "Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге". 3. Тематическая выставка "Внимание улица!" книги, дидактические пособия, игры. | Консультация на тему "Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города". Консультация на тему "Скоро в школу ребенку нужно знать ПДД". | Воспитатели Родители Дети |
Апрель | 1. "Познавательные интересы вашего ребенка". Обратить внимание на то, о чем спрашивает ребенок, как часто; использовать различные средства информации, чтобы пополнить свои знания; делиться со взрослыми о своих интересах и т.д. 2. "День космонавтики". Привлечение родителей к работе детского сада. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | Оформить в родительском уголке информацию: "Режим дня дошкольника". Помочь родителям найти ответ на вопрос детей, всегда ли нужно давать точный ответ, как ответом можно развивать у детей мышление. | Воспитатели Родители Дети |
Май | 1. Итоговое родительское собрание 22 мая по теме: "Ребенок и компьютер". 2. Консультация "Как защитить зрение ребенка". 3. Памятка для родителей "Изобразительная деятельность дошкольников". 4. Трудовой десант "Участие родителей в благоустройстве участка детского сада". | Консультация "Все о компьютерных играх". | Воспитатели Медсестра Родители |
Перспективное планирование работы с родителями в подготовительной группе:
Перспективное планирование в средней группе:
Месяц | Название мероприятия | Индивидуальная работа | Исполнители |
Сентябрь | 1. Знакомство с родителями и детьми. 2. Сбор личных данных и пакет документов в личные дела. | Консультация "Режим дня в д/с и дома". Беседа "Мой ребенок и д/с". | Заведующая Медсестра Воспитатели |
Октябрь | 1. Родительское собрание "Адаптация в д/с". | Беседа "Грипп и ее профилактика". Консультация медсестры "Польза травяных чаев". | Воспитатели Родители |
Ноябрь | 1. Круглый стол "Суета новогодней карусели". 2. Совместная работа воспитателей и пап в организации проведения утренника "Дед Мороз" 3. Осеннее развлечение | Консультация "Помоги ребенку укрепить здоровье". Индивидуальные беседы "Что делать, если ребенок кусается" | Воспитатели Родители |
Декабрь | 1. 02 декабря общее родительское собрание. 2. Тренинг для родителей с мастер классом от представителя группы "Что делать, если ребенок плохо ест?" 3.Новогодний утренник | Консультация "Как развить речь ребенка" | Воспитатели Родители Дети |
Январь | 1. Памятка "Детская безопасность". 2. Папка передвижка "Дорожная безопасность". 3. Озвучивание проекта "Народная игрушка" совместно с родителями. | Консультация "Сон как важная составляющая режима дня". | Воспитатели Родители |
Февраль | 1. Советы и рекомендации "Животные дома: за и против". 2.Анкетирование "Рисование в жизни вашего ребенка". 3. Ток шоу "Устами младенца" | Консультация "Семь родительских заблуждений о морозной погоде". Консультация "Влияние подвижных игр на умственное развитие детей". | Воспитатели Родители Дети |
Март | 1.Совместное развлечение детей и родителей "Мамочка любимая". 2. Папка- передвижка "Двигательная активность детей на прогулке". 3. Ширма "Игры, развивающие изобразительные способности и творческие воображения". | Консультация "Развитие творческих способностей посредством рисования". | Воспитатели Родители Дети |
Апрель | 1. Папка- передвижка "Предметный мир- как средство приобщения детей к социальной действительности" 2. Ширма "Игры с использованием нестандартного спортивного оборудования в ДОУ". 3. День самоуправления. | Консультация "Осторожно гололед". | Воспитатели Родители |
Май | 1. Анкетирование "Ваши продвижение в развитие и воспитании ребенка". 2. Родительское собрание "Подведение итогов года". 3. Фотоколлаж "Я и моя семья". | Индивидуальные беседы по запросам родителей. | Воспитатели Родители |
Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка мы начали работу с бесед, консультаций. Получив реальную картину, на основе собранных данных, мы проанализировали особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработали тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло нам лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Мы разработали для себя критерий, который назвали «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках; участие в выставках, конкурсах; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее мы выделили для себя качественные показатели: инициативность; ответственность; отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей:
- Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
- Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
- Родители –наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».
У нас появилась возможность дифференцированного подхода к родителю во время проведения совместных мероприятий.
Изучая содержание форм работы с родителями в ДОУ, мы сделали вывод, что многие из них устарели. В большинстве случаях родители являются пассивными участниками образовательного процесса. Их очень сложно заинтересовать, организовать, привлечь к жизни детей в ДОУ.
Мы решили разработать тренинги по тем темам, которые очень волнуют наших родителей. И на данный момент мы разработали тренинг совместно с мастер- классом на тему «Что делать, если ребенок плохо ест или отказывается от нормальной пищи!?». Эта проблема стоит остро у многих родителей. У нас есть мама, которая тоже столкнулась с этой проблемой и нашла выход из ситуации. Пообщавшись с Яковлевой Марфой Анатольевной, она согласилась с удовольствием провести мастер класс, показав его по видео и сделав слайд презентацию.
И на данном этапе у нас не только будут разрабатываться тренинги и мастер классы, но и проводиться ролевые ситуации, тетрализованая постановка сказки для детей после новогодних каникул и создадим клуб по интересам и волнующим вопросам наших дорогих родителей. Именно поэтому у нас родилась идея включения родителей в образовательный процесс ДОУ, день самоуправления является новой современной формой работы, направленный на вовлечение родителей в образовательный процесс. Такая форма работы позволяет наиболее полно раскрыть содержание деятельности педагога, наглядно показывать инновационные формы, методы и приемы работы с детьми, помочь понять родителям необходимость сотрудничества детского сада и родителей. Таким образом, в настоящее время, существуют разные подходы к взаимодействию педагогов ДОУ и родителей. Одной из основных целей- это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение в одну команду, развитие потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
ВИД | ФОРМЫ РАБОТЫ | ||
Традиционные | Современные | ||
Групповые | общие и групповые родительские собрания консультации беседы родительский комитет совместные праздники и развлечения совместное благоустройство ДОУ и территории конкурсы совместного творчества детей и взрослых | консультации в форме дискуссий, деловых игр, «круглого стола», психологические тренинги, тестирование дни открытых дверей с проведением экскурсий и показательных мероприятий семейные творческие конкурсы (турниры знатоков, КВН, викторины, спектакли) трудовой десант по благоустройству и озеленению территории | |
Индивидуальные | беседы консультации индивидуальное собеседование для выявления проблем родителей в воспитании детей, изучения мотивов и потребностей анкетирование | индивидуальная переписка обобщение семейного опыта копилка творческих идей психологические консультации (в т.ч. семейное консультирование) семейные проекты(совместная деятельность детей и взрослых) | |
Наглядные | уголки для родителей информационные стенды тематические выставки папки – раскладушки папки-передвижки памятки, рекомендации дни открытых дверей | визитная карточка ДОУ и группы рекламные буклеты презентация группы или какого-либо вида детской деятельности выпуск газеты творческие выставки фотовыставки, тематические фотоальбомы |
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
И поэтому, мы не будем останавливаться на достигнутом, а будем дальше работать и вкладывать новые силы в разработках и воплощениях новых идей в работе с родителями и нашими воспитанниками.
Список используемой литературы:
1. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.- 224 с.
2. Дронь А.В., Данилюк О.Л. Взаимодействие ДОУ с родителями дошкольников. Санкт- Петербург. Детство-Пресс, 2012.
3. Кононова В.И. Анализ успешных родительских собраний.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №5, с. 97.
4. Короткова Н. Передача родителям способов игры с детьми.// Ребёнок в детском саду, 2004, №4, с. 34.
5. Кротова Т.В. Оценка уровня взаимодействия ДОУ и семьи.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2003, №5, с. 103.
6.Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1968.
7. Миклеева Н.В. Детский сад и молодая семья: Основы успешного взаимодействия. М.: Творческий центр, 2010.
8. Микляева Ю. К вопросу о педагогической культуре родителей.// Ребёнок в детском саду, 2005, №3, с. 19.
9. Миленко В., Бутырина Н. Учимся работать с родителями.// Ребёнок в детском саду, 2005, №5, с. 2.
10. Новосёлова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках. Советы психолога. – М: 1992.
11. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М: Просвещение, 1987.
12. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.
13. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.
14. Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся система воспитания/ М.М. Прокопьева// Наука и образование- Якутск 1998-№3-С 95-98. (0,3 пл).
15. Степанов Е.Н. Диагностика удовлетворённости родителей и педагогов работой образовательного учреждения.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2002, №5, с. 10.
16. Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся социально-педагогическая система монография /М.М. Прокопьева- М РАО BGCH-2002-198 с (12,3 пл.).
17. Усова, А. Обучение в детском саду / А. Усова.- М.: 1970.
18. Ширина А.И., Люднова С.И. Семьи бывают разными. Уметь работать нужно со всеми.// Управление дошкольным образовательным учреждением, 2004, №5, с. 111.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения"
Консультация для родителей о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи в воспитательно-образовательном процессе....
Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе на этапе внедрения ФГОС
Обобщение опыта работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи....
«Совместные занятия детей и родителей как форма вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»
«Совместные занятия детей и родителей как форма вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»...
План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»
Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...
Сообщение из опыта работы на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе»
Тема «Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе». Я выбрала ее не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы ...
Консультация "Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс"
Консультация "Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс"...
«Взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно – образовательном процессе».
laquo;Современные формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно – образовательном процессе»...