Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе на этапе внедрения ФГОС
статья на тему

Климонтова Елена Владимировна

Обобщение опыта работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_dou_i_semi_v_vospitatelno.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе.

Переход к личностью ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения  с родителями с целью создания единого образовательного пространства семьи и дошкольного учреждения. В полной мере это относится и к музыкальному развитию дошкольника. 

Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей, по-разному влияющие на их развитие. При этом именно семья является единственным социальным институтом, который может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Даже обучение в музыкальной школе при всей кажущейся индивидуализации не может обеспечить этого, т. к. после занятий со специалистом ребенку необходимо музицировать дома под контролем родителей. 

Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, пестушки и т. д.). В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителей может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этому союзу единомышленников более всего подходит понятие "взаимодействие", предполагающее совместную деятельность педагогов и родителей по музыкальному развитию ребенка. Что же необходимо для его организации? 

Прежде всего, необходимо добровольное сближение позиций партнеров образовательного процесса. Так же важно устранение противоречий между родителями и педагогами детского сада, понимание ими друг друга, учет социально-экономического положения и музыкального опыта и традиций семьи. 

Сближение позиций педагогов ДОУ и родителей должно быть основано на устойчивом направлении интересов, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада. Но на практике, как мы знаем, родители хотят, чтоб их ребенок хорошо пел, танцевал, играл на музыкальных инструментах, выступал в главных ролях на празднике, а музыкальный руководитель ДОУ стремится научить всех детей слушать и понимать музыку, пытается развить музыкальные способности каждого, выявить одаренных для дальнейшего развития их таланта в будущем. 

Еще до встречи с родителями необходимо тщательно обследовать ребенка. Тогда, опираясь на сильные стороны малыша, можно предложить стратегию его дальнейшего музыкального развития как в ДОУ так и в более комфортных для него домашних условиях. Родители сами могут провести обследование ребенка дома, а педагоги ДОУ - предложить инструмент для анализа музыкальных способностей ребенка, научить родителей им пользоваться и делать выводы. Таким инструментом может быть специально разработанная система музыкального домашнего игрового мониторинга. Его суть заключается в том, что ребенок погружается в игру, которая помогает раскрыть его знания и умения в образовательной области "музыка". А родители, наблюдая и фиксируя результаты, сами ставят баллы и делают выводы. 

Выявление интересов родителей в музыкальном развитии ребенка
 

Анкета "Ваш музыкальный ребенок"

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ можно вести  по четырем направлениям.

1.Информационно – аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка можно провести  анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи».

 По участию родителей в воспитательно-образовательном процессе можно выделить следующие группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

2.Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Необходимо создать все условия все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (логопед, педагог – психолог, воспитатель изодеятельности, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

С этой целью можно использовать  активные формы и методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников на дому;

- общие и групповые родительские собрания;

- консультации;

- занятия с участием родителей;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- совместные экскурсии;

- Дни общения;

- Дни добрых дел;

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;

- оформление фотомонтажей;

- совместное создание предметно – развивающей среды;

- утренние приветствия;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями;

- тренинги;

- семинар – практикум;

- родительские гостиные;

- телефон Доверия;

- почта Доверия;

- семейный вернисаж.

3.Наглядно – информационное направление включает в себя:

- родительские уголки,

- папки - передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету»,

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон» (см. Приложения),

- библиотека – передвижка,

- фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи»,

- фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»,

- семейный вернисаж «Лучшая семья моя», «Семья – здоровый образ жизни», «Учись быть папой»,

- эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел»,

- копилка Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала, мне активизировать родителей я использую, рубрики: «Чем и как занять ребенка дома», «Спрашивали – отвечаем», «Говорят дети», «Носики – курносики», «Вырастай-ка», «»Благодарим», «Это интересно», «Поиграем», «От всей души», «Обратите внимание», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4.Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения"

Консультация для родителей о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи в воспитательно-образовательном процессе....

Детский сад и семья - взаимодействие и сотрудничество на этапе внедрения ФГОС

Обобщение опыта работы по взаимодействию ДОУ и семьи....

Программа семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС»

Предлагаю программу проведения семинара «Использование современных подходов в реализации художественно-эстетического развития дошкольников на этапе внедрения ФГОС». В ходе семинара был организован отк...

Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы. В статье раскрываются особенности построения образоват...

Сообщение из опыта работы на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе»

Тема «Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе». Я выбрала ее не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы ...

Презентация к докладу "Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования"

Системно-деятельностный подход как основа организации  образовательного процесса на этапе внедрения ФГОС дошкольного образования...

«Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе»

Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают нечто очень нужное для ребенк...