Консультация "Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс"
консультация на тему

Пашкина Инна Юрьевна

Консультация "Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей №8 «Росинка»

консультация

Подготовил:

Пашкина Инна Юрьевна –

воспитатель

Нягань 2016

Первая школа растущего человека - семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность. Однако, воспитание ребенка в дошкольном учреждении не может быть изолировано от семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и родителей  в воспитательно-образовательном процессе поможет всестороннему развитию личности ребенка и успешной подготовке к школе. Взаимодействие ДОУ с семьей - это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Детский сад первый вне семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение. Положительных результатов в воспитании ребенка можно достичь при согласованных действиях детского сада и семьи, при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания.

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, приоритетной задачей работы групп детей дошкольного возраста, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка". Основа этой деятельности, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, разнообразить формы дифференцированной работы с ними, с целью повышения интереса к жизни детей в дошкольном учреждении, активизации их участия в разных мероприятиях.

Одна из основных задач воспитателей - вовлечь родителей в конкретные дела, занятия, проекты, развивающиеся в группах, которые посещают дети.

И теория, и практика показывают, что вовлечение семьи приносит пользу и детям, и детскому саду, и, прежде всего, самим родителям: эмоциональная вовлеченность позволяет родителям чувствовать себя продуктивными, энергичными, причастными к образованию своего ребенка, помогающими другим, обновленными и готовыми к новым жизненным задачам; физическая вовлеченность позволяет им сформировывать новые умения, забыть о беспокойствах, познакомится с другими людьми, повеселиться и посмеяться; непосредственное присутствие в группе в качестве помощника воспитателя приносит большую пользу семьям, так как возможность поработать в профессиональной сфере помогает родителям лучше разобраться в вопросах развития детей, научиться некоторым "премудростям" работы с детьми и дома применять полученные навыки; наблюдения за своими детьми на фоне других детей позволяют им понять, что все дети разные, что не нужно сравнивать одних детей с другими, а надо видеть и оценивать развитие одного ребенка.

Основные принципы взаимодействия ДОУ с семьей:

  • доверительность отношений;
  • личная заинтересованность родителей;
  • подход к родителям не как к объектам воспитания, а как к активным субъектам процесса взаимодействия;
  • утверждение самоценности родителей;
  • эмансипация родителей.

Условия, способствующие достижению оптимальных результатов в совместной деятельности ДОУ и семьи:

  • сотрудничество с семьёй;
  • гуманизация и демократизация взаимоотношений;
  • отказ от формального общения;
  • предпочтение индивидуальных форм работы с родителями;
  • предоставление членам семьи возможности самостоятельно размышлять над проблемами воспитания;
  • доверие между педагогами и родителями.

Решая задачи повышения явки родителей на родительские встречи и объединить усилия родителей и педагогов для успешного решения оздоровительных и воспитательно-образовательных задач используются  традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Наиболее популярные традиционные формы работы с родителями:

  • беседы (индивидуальные и групповые);
  • консультации (индивидуальные и групповые);
  • родительские собрания;
  • дни открытых дверей;
  • информационные стенды для родителей.

Нетрадиционные формы взаимодействия ДОУ с семьей:

  • встречи "за круглым столом";
  • "встреча вопросов и ответов";
  • заседания дискуссионных клубов;
  • тренинговые занятия;
  • совместные детско-родительские праздники и развлечения, спектакли;
  • газета;
  • собрание в форме "Давайте знакомиться"

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями имеют определенный результат в установлении доброжелательной, доверительной атмосферы, хорошего эмоционального настроя и обстановки совместного родительского творчества. Они востребованы родителями, и вопрос стоит только в определении наиболее актуальных тем для консультаций и приглашении специалистов из консультационных центров, врачей, работников социальных служб и т. д.

Общение родителей по поводу детей - важнейшая обязанность педагогического коллектива. Все семьи заинтересованы в том, чтобы дети хорошо развивались и учились общаться со сверстниками. Поэтому важно выстраивать с семьями партнерские отношения, основанные на доверии и взаимной информации о ребенке.

Постепенно в результате совместной работы с родителями складываются доверительные отношения. Именно это взаимодействие позволяет родителям осознать, что они нуждаются в помощи. Они начинают принимать советы педагогов как поддержку, а не как посягательство на свои права. Воспитатель становится их союзником. Предоставляя родителям возможность участия во всех аспектах деятельности дошкольного учреждения, педагоги увеличивают шансы ребенка на преуспевание и хороший эмоциональный фон. И что очень важно для самих педагогов - они тоже получают шансы на лучшие результаты своей профессиональной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе

Циклограмма календарного планирования, содержащая различные  формы работы с детьми на целый день, в течение недели...

"Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения"

Консультация для родителей о взаимодействии дошкольного учреждения и семьи в воспитательно-образовательном процессе....

Взаимодействие ДОУ и семьи в воспитательно-образовательном процессе на этапе внедрения ФГОС

Обобщение опыта работы по взаимодействию дошкольного учреждения и семьи....

Мастер-класс: «Применение информационно-коммуникативных технологий в современном воспитательно-образовательном процессе: эффективность процесса общения участников воспитательно-образовательного процесса»

Выявление уровня общительности педагогов с родителями и детьми. Формирование коммуникативной компетентности педагогов через обыгрывание различных игровых ситуаций....

«Совместные занятия детей и родителей как форма вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»

«Совместные занятия детей и родителей как форма вовлечения семьи в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»...

Сообщение из опыта работы на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе»

Тема «Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе». Я выбрала ее не случайно, так как данный вопрос считаю актуальным на сегодняшний день. Ведь за последние годы ...

«Взаимодействия ДОУ с семьей в воспитательном образовательном процессе»

Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги, так как они получили для этого специальное профессиональное образование и делают нечто очень нужное для ребенк...