«Взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно – образовательном процессе».
методическая разработка

Уварова Яна Александровна

«Современные формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно – образовательном процессе»

Скачать:


Предварительный просмотр:


Методическая разработка по

«Взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно – образовательном процессе».

 

 

 

«Современные формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно – образовательном процессе»

   В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ в обязательной части программы выделяется специальный блок «Взаимодействие с семьями детей», следовательно, и в планировании и в практической деятельности работе с родителями должно уделяться особое внимание. В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

   В соответствии с новыми государственными требованиями, мы должны сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Именно педагоги должны создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (детей, педагогов и родителей) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности.

   Важным условием преемственности является установление доверительного контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога. Этот контакт мы пытаемся установить с родителями в самом начале общения, с младшей группы.

   Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие это актуальный вопрос на сегодняшний день.

   Мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия. Работа с родителями на сегодняшний день является одной из проблем деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. Вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия ДОУ с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных. Сегодня необходимы нововведения в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и внедрение системы современных форм работы активного включения родителей в жизнь ДОУ.

   Каждая образовательная организация обязана создать и вести свой сайт в сети интернет (Ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф). Он нужен не только для того, чтобы разместить информацию об организации, но и сформировать имидж детского сада, привлечь высококвалифицированные кадры.

 

   Сайт ДОО позволяет продемонстрировать родителям устройство и

деятельность ДОО в удобное для них время. Это можно делать с помощью фото- и видеоэкскурсии по зданию и территории.

Информация на сайте обеспечит открытость ДОО и сформирует доверие со стороны родителей, представителей общественности,

социальных партнеров. Для открытого общения с аудиторией используйте разделы «Задай вопрос», «Новости». На сайте можно размещать большой объем полезной для родителей информации:

текстовые и мультимедийные материалы о воспитании детей,

образовательной политике ДОО, ресурсном обеспечении, результатах обучения. Например, публичный доклад по

образовательной деятельности ДОО.

 

   Но, есть и минусы.

   Не все родители – постоянные посетители сайта. Кроме того, сайт обеспечивает в основном одностороннюю связь. Раздел «Задай

вопрос» или «Отправить письмо руководителю» не предполагает мгновенного ответа. Чтобы родители и педагоги могли общаться на

сайте, необходимо создавать специальный форум. Форум требует постоянного внимания со стороны куратора сайта ДОО. В

дискуссиях на форуме обязательно должны участвовать педагоги и

предлагать темы для обсуждения. Для этого им приходится специально выделять время. Кроме того, если вопросы на форуме

долго остаются без ответов, родители перестают посещать его.

   Современный мир не стоит на месте. Существуют различные формы взаимодействия семей воспитанников и ДОУ, но, в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране и в мире, наш детский сад  всё чаще стал уделять внимание использованию различных интернет площадок и мобильных мессенджеров.

   Мы живем в современном обществе в эпоху цифровизации. Одним из элементов которой является переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей.

   Мы решили привлечь виртуальные информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (viber,WhatsApp, Instagram, Telegram, Skype) и социальные сети (вконтакте, одноклассники,facebook, и др.).

   Целью использования социальных сетей и мобильных мессенджеров в процессе общения и взаимодействия с родителями - создания единого информационного пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия педагогов, родителей и узких специалистов (педагога - психолога, музыкального руководителя).

В процессе реализации цели мы решаем следующие педагогические задачи:

        Повысить педагогическую грамотность родителей по воспитанию и всестороннему развитию детей;

        Формировать позитивные, доверительные взаимоотношения между детским садом и семьей;

        Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями;

        Дать представление об образовательном процессе, режимных моментах и успехах ребенка в детском саду.

Преимущества виртуального общения с родителями


1. Повышает активность и включенность родителей в образовательную деятельность ДОО.
2. Экономит время на информирование родителей.
3. Позволяет быстро получать обратную связь.
4. Обеспечивает общение в режиме реального времени и допускает отложенные ответы (мессенджеры, группа в социальной сети).
5. Дает возможность сочетать индивидуальную и групповую формы взаимодействия.
6. Создает условия для диалога с педагогами и родителями других детей (чаты, блоги).
7. Позволяет продемонстрировать текстовые, видео- и фотоматериалы.
8. Обеспечивает достаточный уровень приватности для личных обращений (мессенджеры)

9. Есть возможность выхода в прямой эфир.

10. Возможность общения родителей и педагогов по видеосвязи.

 

   Наличие группы в социальной сети позволяет популяризировать деятельность ДОО, информировать большое количество посетителей об интересных событиях, обсуждать достижения педагогов и воспитанников.

   Социальные сети открывают огромное пространство по вовлечению родителей в деятельность доу.

  Ваши вопросы – открытый чат с родителями позволяющий быстро и оперативно ответить на возникающие у них вопросы или поделиться наболевшим.

  Домашнее задание – еженедельно выкладываются рекомендованные занятия с детьми, которые помогают закрепить пройденные на занятиях знания, умения и навыки.

  Библиотека – содержит аудиотеку записей художественных произведений для детей и родителей, которые будет полезны и интересны, помогут расширить педагогическую и психологическую грамотность родителей.

  Конкурсы, выставки, олимпиады – данный раздел содержит информацию об актуальных творческих и интеллектуальных мероприятиях, проходящих в детском саду, районе, области и стране.

  Видеоролики, отражающие жизнь ребенка в детском саду.

   В социальной сети можно размещать большой объем полезной для родителей информации: текстовые и мультимедийные материалы о воспитании детей, образовательной политике ДОО, ресурсном обеспечении, результатах обучения. В социальной сети родители могут общаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делиться впечатлениями о прошедших праздниках и досугах.

   Особое предпочтение  родители отдают мобильным мессенджерам, таким как (Viber, WhatsApp, Instagram, Telegram).

   Мессенджеры – программы, с помощью которых пользователи обмениваются быстрыми сообщениями. Их используют и педагоги, и родители. Появляется возможность использовать индивидуальный поход к каждому родителю.

   Мессенджеры позволяют

        быстро обмениваться информацией,

        передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы,  изображения, видео.

        В удобное для всех участников образовательного процесса время, можно осуществлять выход в прямой эфир, на такой прощадке, как,  Instagram.

        С их помощью можно отправить фото с фрагментами занятия родителям. Это особенно актуально в период адаптации ребенка к детскому саду.

        Мессенджеры используются для личной переписки и отдельно созданных чатах и группах. Это позволяет общаться со всеми родителями группы и обеспечить приватность для решения личных обращений.

        Так же появляется возможность общения педагогов с родителями по видеосвязи.

        В чат группы родители могут сообщать, что их ребенок не придет в детский сад.

 

   В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и

дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества семей воспитанников и доу.

   Без родительского участия процесс воспитания невозможен,

или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению современных форм сотрудничества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Не все педагоги осознают важность тесного взаимного сотрудничества с родителями в рамках воспитательно-образовательного процесса. Но, в соответствии с новыми...

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс  через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...

Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»

Консультация «Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместное творчество педагогов, детей и родителей»...

Методическая разработка «Взаимодействие педагога-психолога и родителей в воспитательно-образовательном процессе»

Семья, первая общественная ступень в жизни человека. Роль семьи в воспитании детей огромна. Семья влияет на ребенка, приобщая его к окружающей действительности, посредствам родительского слова, де...