ПЕСКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья
У детей с ОВЗ недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные
возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой,
логической памяти у детей может быть снижена вербальная память, страдает
продуктивность запоминания.
Именно благодаря занятиям на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и
цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи,
времён года. С помощью построений на песке можно развивать нагляднообразное мышление, восприятие и память.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peskoterapiya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx | 85.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕСКОТЕРАПИЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Карл Густав Юнг
«Часто руки знают, как распутать, то, над чем тщетно бьется разум»
Метод sandplay (дословно - песочная игра) возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.
Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.»
Автор метода «Песочной терапии»
«Картина на песке – изображение душевного состояния... Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»
(Дора Калф).
Дора Калф увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.
Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.
Дора Калф увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.
Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.
Цели песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, а дать ему возможность быть самим собой и развиваться.
Песок является непосредственным языком для детей. Нет детей равнодушного к песку. Даже самых активных, не усидчивых песок притягивает, как магнит и делает внимательными, заинтересованными, сосредоточенными.
Задачи:
-Раскрытие индивидуальности.
- Активизация творческих способностей и фантазии.
- Решение психологических проблем.
- Лишение комплексов и страхов.
- Снятие внутреннего напряжения и получения эмоционального удовлетворения.
- Развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.
- Формирование навыков позитивной коммуникации.
- Улучшение памяти, внимания и пространственного воображения.
Какие дети нуждаются в песочной терапии?
Песочница – это трехмерное пространство, где дети могут проиграть все свои сложности.
- С повышенным уровнем тревожности;
- Гиперактивные;
- С проявлением агрессивного поведения;
- С трудностями в общении;
- С задержкой психического развития;
- И многие другие.
Возможности и преимущества игры с песком.
- дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.;
- существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое;
- мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;
- более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.;
- песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми;
- в игре с песком ребенок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным.
Что необходимо для песочной терапии?
1. Песочница — это уменьшенная модель окружающего мира, где дети могут свободно творить, не боясь что-то сломать или испортить. Обычно изготавливается из дерева.
Песочницу можно сделать самому или приобрести и пользоваться ею в домашних условиях.
Юнгианская песочница
Это деревянный ящик, который имеет четко установленные параметры - 50/70/8 см. Именно такой размер является комфортным для восприятия.
Дно и борта окрашены голубым цветом, символизирующим небо и водоемы.
Песочницу можно разделить горизонтально на две зоны (женская и мужская) или на три (прошлое, настоящее и будущее). Или вертикально на три части - мысли, эмоции, действия.
По возможности используют 2 песочницы - для сухого и мокрого песка. Столы стоит размещать в центре комнаты, чтобы к ним был обеспечен свободный доступ со всех сторон.
Отдельно на стеллажах размещаются миниатюрные фигурки, которые необходимы в песочной терапии.
Их должно быть достаточное количество и очень важно позволить ребенку самостоятельно выбирать предметы для работы.
Смотря на выбор ребенка, можно понять причину возникновения проблемы. Особенностью во время занятий с песком является то, что психолог внимательно наблюдает, а не руководит.
Это позволяет лучше понять чувства и эмоции ребенка.
Световая песочница
Идеальный дидактический материал в игровой терапии. Подходит для школ, инклюзивных ресурсных центров, сенсорных комнат.
Именно эта песочница идеально подходит для песочной анимации, которая является одним из самых эффективных методов в развитии детей.
Этот удивительный процесс не оставляет никого равнодушным, улучшает эмоциональное состояние. Подходит для детей с разными темпераментами.
Занимаясь данным видом творчества, гиперактивные дети становятся уравновешенными, скованные расслабляются, агрессивные успокаиваются.
Ребенок, который занимается рисованием на песке чувствует себя настоящим художником.
Интерактивная песочница
Это современное и революционное оборудование, которое подходит для песочной, сенсорной и игровой терапии.
Эта песочница позволяет создать собственный мир, который без труда меняется или дополняется.
С помощью программного обеспечения можно воспроизвести природные явления соответствии с законами физики.
Использование интерактивной песочнице способствует развитию речи, коммуникативных навыков, стимулирует зрительную, тактильную системы,
а также развивает общую моторику и координацию движений.
Что необходимо для песочной терапии?
2. Песок для наполнения песочниц может быть различным. Основное чтобы он был качественным: экологическим и чистым. Можно использовать песок с берега реки, озера или моря. Но перед работой его нужно очистить и кварцевать. Для песочной анимации лучше всего подойдет очень мелкий и сухой песок. Мокрый пригодится, когда захочется слепить объемные фигуры или здания. Также в этом случае можно использовать кинетический песок.
Особенность кинетического песка в том, что он очень приятный на ощупь, не липнет к рукам и одежде, легко вычищается с любых поверхностей и не оставляет следов.
А чтобы занятия стали еще более интересными и захватывающими можно работать с цветным песком.
Набор игрушек и предметов для песочной терапии:
Люди
Животные
Птицы
Насекомые
Морские обитатели
Здания
Транспорт
Растения
и многое другое.
Знакомство с правилами игр на песке.
Можно выучить с детьми стих:
Правила моей страны
Очень все они просты!
Вредных нет детей в стране
Ведь не место им в песке
Здесь нельзя кусаться, драться
И песком в глаза кидаться.
Можно строить и творить
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Песок – мирная страна,
Здесь добро и красота!
Вывод
У детей с ОВЗ недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные
возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой,
логической памяти у детей может быть снижена вербальная память, страдает
продуктивность запоминания.
Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность
заданий. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОВЗ быстро
устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе
продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. То есть у детей
с ОВЗ значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы
зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.
Именно благодаря занятиям на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и
цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи,
времён года. С помощью построений на песке можно развивать нагляднообразное мышление, восприятие и память.
Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»
Данный материал имеет коррекционную направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями зрения...
Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи (куклотерапия, пескотерапия, арт-терапия, сказкотерапия).
в статье описаны формы работы с детьми с ОНР...
Пескотерапия в работе с детьми дошкольного возраста. https://cloud.mail.ru/public/FmrS/MQgCXathC
Пескотерапия с детьми дошкольного возраста....
Пескотерапия как инновацонный метод работы с детьми
Цель пескотерапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой....
Проект " Использование разных техник пескотерапии в работе с особыми детьми"
Развитие и коррекция речи...
Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи. Арт-терапия, пескотерапия, куклотерапия.
Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, ...
«Применение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии Пескотерапии в работе с детьми с ОВЗ».
Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны:− эмоциональная возбудимость;− эмоционал...