ПЕСКОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья

Реботунова Анна Александровна

У детей с ОВЗ недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные

возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой,

логической памяти у детей может быть снижена вербальная память, страдает

продуктивность запоминания.

Именно благодаря занятиям на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и

цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи,

времён года. С помощью построений на песке можно развивать нагляднообразное мышление, восприятие и память.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peskoterapiya_v_rabote_s_detmi_s_ovz.docx85.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕСКОТЕРАПИЯ
В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Карл Густав Юнг
«Часто руки знают, как распутать, то, над чем тщетно бьется разум»

Метод sandplay (дословно - песочная игра) возникла в рамках юнгианского аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и развития.

Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную      энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике.»

Автор метода «Песочной терапии»
«Картина на песке – изображение душевного состояния... Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым»
(Дора Калф).

Дора Калф увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Дора Калф увидела в этой методике не только возможность помочь детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у К.Г. Юнга.

Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы, является “создание свободного и защищенного пространства”, в котором пациент – ребенок или взрослый - может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Цели песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, а дать ему возможность быть самим собой и развиваться.

Песок является непосредственным языком для детей. Нет детей равнодушного к песку. Даже самых активных, не усидчивых песок притягивает, как магнит и делает внимательными, заинтересованными, сосредоточенными.

Задачи:

-Раскрытие индивидуальности.

- Активизация творческих способностей и фантазии.

- Решение психологических проблем.

- Лишение комплексов и страхов.

- Снятие внутреннего напряжения и получения эмоционального удовлетворения.

- Развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

- Формирование навыков позитивной коммуникации.

- Улучшение памяти, внимания и пространственного воображения.

Какие дети нуждаются в песочной терапии?

Песочница – это трехмерное пространство, где дети могут проиграть все свои сложности.

  • С повышенным уровнем тревожности;
  • Гиперактивные;
  • С проявлением агрессивного поведения;
  • С трудностями в общении;
  • С задержкой психического развития;
  • И многие другие.

Возможности и преимущества игры с песком.

  • дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.;
  • существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое;
  • мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта»;
  • более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.;
  • песок способен «заземлять» отрицательную энергию, что наиболее актуально в работе с «особыми» детьми;
  • в игре с песком ребенок учится концентрации внимания, умению релаксации, становится более любознательным.  

Что необходимо для песочной терапии?

1. Песочница — это уменьшенная модель окружающего мира, где дети могут свободно творить, не боясь что-то сломать или испортить. Обычно изготавливается из дерева.

Песочницу можно сделать самому или приобрести и пользоваться ею в домашних условиях.

Юнгианская песочница

Это деревянный ящик, который имеет четко установленные параметры - 50/70/8 см. Именно такой размер является комфортным для восприятия.

Дно и борта окрашены голубым цветом, символизирующим небо и водоемы.

Песочницу можно разделить горизонтально на две зоны (женская и мужская) или на три (прошлое, настоящее и будущее). Или вертикально на три части - мысли, эмоции, действия.

По возможности используют 2 песочницы - для сухого и мокрого песка. Столы стоит размещать в центре комнаты, чтобы к ним был обеспечен свободный доступ со всех сторон.

Отдельно на стеллажах размещаются миниатюрные фигурки, которые необходимы в песочной терапии.

Их должно быть достаточное количество и очень важно позволить ребенку самостоятельно выбирать предметы для работы.

Смотря на выбор ребенка, можно понять причину возникновения проблемы. Особенностью во время занятий с песком является то, что психолог внимательно наблюдает, а не руководит.

Это позволяет лучше понять чувства и эмоции ребенка.

Световая песочница

Идеальный дидактический материал в игровой терапии. Подходит для школ, инклюзивных ресурсных центров, сенсорных комнат.

Именно эта песочница идеально подходит для песочной анимации, которая является одним из самых эффективных методов в развитии детей.

Этот удивительный процесс не оставляет никого равнодушным, улучшает эмоциональное состояние. Подходит для детей с разными темпераментами.

Занимаясь данным видом творчества, гиперактивные дети становятся уравновешенными, скованные расслабляются, агрессивные успокаиваются.

Ребенок, который занимается рисованием на песке чувствует себя настоящим художником.

Интерактивная песочница

Это современное и революционное оборудование, которое подходит для песочной, сенсорной и игровой терапии.

Эта песочница позволяет создать собственный мир, который без труда меняется или дополняется.

С помощью программного обеспечения можно воспроизвести природные явления соответствии с законами физики.

Использование интерактивной песочнице способствует развитию речи, коммуникативных навыков, стимулирует зрительную, тактильную системы,

а также развивает общую моторику и координацию движений.

Что необходимо для песочной терапии?

2. Песок для наполнения песочниц может быть различным. Основное чтобы он был качественным: экологическим и чистым. Можно использовать песок с берега реки, озера или моря. Но перед работой его нужно очистить и кварцевать. Для песочной анимации лучше всего подойдет очень мелкий и сухой песок. Мокрый пригодится, когда захочется слепить объемные фигуры или здания. Также в этом случае можно использовать кинетический песок.

Особенность кинетического песка в том, что он очень приятный на ощупь, не липнет к рукам и одежде, легко вычищается с любых поверхностей и не оставляет следов.

А чтобы занятия стали еще более интересными и захватывающими можно работать с цветным песком.

Набор игрушек и предметов для песочной терапии:

Люди

Животные

Птицы

Насекомые

Морские обитатели

Здания

Транспорт

Растения

и многое другое.

Знакомство с правилами игр на песке.

Можно выучить с детьми стих:

Правила моей страны

Очень все они просты!

Вредных нет детей в стране

Ведь не место им в песке

Здесь нельзя кусаться, драться

И песком в глаза кидаться.

Можно строить и творить

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Песок – мирная страна,

Здесь добро и красота!

Вывод

У детей с ОВЗ недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные

возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой,

логической памяти у детей может быть снижена вербальная память, страдает

продуктивность запоминания.

 Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность

заданий. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОВЗ быстро

устают, нуждаются в побуждении со стороны педагога, затрудняются в выборе

продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. То есть у детей

с ОВЗ значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы

зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

 Именно благодаря занятиям на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и

цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи,

времён года. С помощью построений на песке можно развивать нагляднообразное мышление, восприятие и память.

Таким образом, занятия, проводимые в песочнице, позволяют сделать коррекционно-развивающий процесс творческим, интересным, приносящим радость открытий и удовольствие детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»

Данный материал имеет коррекционную направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями зрения...

Пескотерапия как инновацонный метод работы с детьми

Цель пескотерапии  - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой....

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи. Арт-терапия, пескотерапия, куклотерапия.

Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. У одних малышей это быстро проходит, у других затягивается, и тогда, ...

«Применение нетрадиционной здоровьесберегающей технологии Пескотерапии в работе с детьми с ОВЗ».

Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показаниям физического и нервно-психического развития. Им свойственны:− эмоциональная возбудимость;− эмоционал...