Пескотерапия как инновацонный метод работы с детьми
консультация по коррекционной педагогике на тему

Ададурова Виктория Валерьевна

Цель пескотерапии  - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesochnaya_terapiya.doc151 КБ

Предварительный просмотр:

Пескотерапия  как инновацонный метод работы с детьми

Принцип терапии песком был предложен К. Г. Юнгом, замечательным

психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии.

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского

аналитического подхода и во многом базируется на работе с символическим

содержанием бессознательного как источником внутреннего роста и

развития. Автором этого метода, возникшего в 50-х годах прошлого века,

считается швейцарский юнгианский аналитик Дора Калф.

Считается, что истоки «песочной терапии» – в книге известного

писателя-фантаста Г. Уэллса «Игры на полу» (1911). В ней он описывает, как

его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, находили выражение и

облегчение трудностям в отношениях с членами семьи и друг с другом.

Именно эта книга вдохновила детского психиатра Маргарет Лоуэнфелд,

основавшую Лондонский Институт Детской Психологии, поставить на полки

своего кабинета миниатюрные фигурки. Первый же ребенок, увидевший эти

фигурки, перенес их в песочницу, стоявшую рядом и стал играть с ними в

песке. Именно это и положило начало «технике построения мира» –

диагностической и терапевтической методике, детально разработанной и

описанной Маргарет Лоуэнфельд. Дора Калф, прошедшая обучение у

М. Лоуенфельд, увидела в этой методике не только возможность помочь

детям выразить и отреагировать тяготящие их чувства, но и способ усилить

связь с глубокими бессознательными слоями психики и помочь процессу

индивидуации и развитию трансцендентной функции, которые она изучала у

К. Г. Юнга.

Главным принципом, положенным Дорой Калф в основу работы

является «создание свободного и защищенного пространства», в котором

пациент – ребенок или взрослый – может выражать и исследовать свой мир,

превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или

тревожащие, в зримые и осязаемые образы.

Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение

какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема

разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из

внутреннего мира во внешний и делается зримым.

В настоящее время «песочная терапия» получила широкую

известность, и её применение остаётся привлекательным для многих

специалистов. Создание песочных картин переместилось в психологическую,

психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий

момент. Метод игры с песком в равной степени используется как при работе

с детьми, так и со взрослыми. Профессиональный психолог не только может

правильно оценить и проанализировать картины и образы, созданные из

песка клиентом, но и увидеть существующую проблему, корректно

направить человека на путь к ее решению. Знание источников и

особенностей своих переживаний позволяет человеку чувствовать себя

уверенней - когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он

успокаивается, ощущение паники сменяется чувством определенности и

уверенности.

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и

диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование,

музыкоартерапия и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм

арттерапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм,

кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность

разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное

создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного

ритуала.

Некоторые свойства и особенности песка:

Песок - природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение

Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.

Песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него

можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.

Песок - демократичный материал, он позволяет работать с собой

каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а

потому боится оценки и отказывается рисовать.

Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того,

трансформирует агрессию в положительные заряды.

Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми

активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные

окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на

работе всех внутренних систем человеческого организма.

Песок и работа с ним требует времени, он обучает человека

терпеливости. Создание последовательных песочных композиций отражает

цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь

не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные

материалы, возможность создания объемных композиций придают образу

дополнительные свойства, отражают разные уровни психических

содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики.

Зрительный образ очень важен при работе над расстройствами, корни

которых ведут в раннее детство, когда ребенок еще не мог говорить.

Творчески взаимодействуя с миллионами песчинок, человек проводит

своеобразную «самотерапию» - он начинает отчетливо видеть и понимать

скрытые от своего сознания конфликты и даже находит рациональные пути к

их решению. Песочная терапия хорошо сочетаются с прослушиванием

спокойной музыки – звуки природы или релаксационные мелодии позволяют

терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне.

Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим

специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую

энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует

эмоциональное состояние. Так или иначе, наблюдения и опыт показывают,

что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и

взрослых, это делает ее прекрасным средством для «заботы о душе», - 

именно так переводится термин «психотерапия».

Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с

песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических

травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и

формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними

побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями,

особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в

значительной мере облегчают здоровое функционирование психики. Ребенок

в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие

эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не

развивается в психическую травму.

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его

каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность

быть самим собой.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями

конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее

продолжительностью.

Игровые методы могут применяться:

1) с целью диагностики;

2) с целью оказания первичной психологической помощи;

3) в процессе краткосрочной психотерапии;

4) в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего

метода коррекционного воздействия (как, например, при наличии у ребенка

эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В

других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего

стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить

эмоциональное напряжение и т.д. Часто можно использовать песочницу в

качестве психопрофилактического, развивающего средства.

Песочная терапия – одна из разновидностей арттерапии. Песочная

анимация, терапия – один из самых удивительных и прекрасных видов

изобразительного искусства и анимации. В песочной терапии картины

создаются из сыпучего материала - песка.

Занятия песочной терапии состоят обычно из трех частей:

1) Вводная часть, где используется различные манипуляции с

песком, позволяющие почувствовать ребенку структуру материала,

настроиться на игровую ситуацию.

2) Основная часть, которая может сочетать спонтанную

изобразительную деятельность на песке с сочинением сказок и историй, с

включением персонажей и игрушечных героев, что традиционно

используется в юнгианской песочной терапии. Специалист может предлагать

ребенку тематическую или сюжетную основу, сюжетно-ролевую игру.

3) В заключительной части занятия очень важна вербализация

чувственного опыта ребенка, рефлексия и подведение итогов.

Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми

дошкольного возраста. Особо нуждаются в такой терапии дошкольники с

ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют

слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех

видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер,

трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую

смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по

отношению к взрослому. М. Вагнерова указывает на большое количество

реакций, направленных против воли родителей, частое отсутствие

правильного понимания социальной роли и положения, ярко выраженные

трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

В. В. Лебединский отмечает особенную зависимость логики развития детей с

ЗПР от условий воспитания. Е. С. Слепович - проблемы в сфере социальных

эмоций: дети не готовы к эмоционально теплым отношениям

со сверстниками, у них могут быть нарушены эмоциональные контакты

с близкими взрослыми, они слабо ориентируются в нравственно-этических

нормах поведения. Указанные особенности детей с ЗПР создают

дополнительные трудности для диагностической и коррекционной работы

с ними.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за

недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений.

Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная

экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также

конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна,

что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных

речевых нарушений. Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо

персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок

сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может

пригласить психолога присоединиться к игре и выступать от лица какого-

либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином

своего маленького мира и является режиссером драмы, разыгрывающейся

на песочном листе. То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит

на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее

актуальные для ребенка чувства и мысли.

Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с теми

детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Дети

с заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и застенчивостью

обычно охотно выбирают фигурки и переключают на них свое внимание.

Дети же с неустойчивым вниманием весьма экспрессивны; игра дает

им богатые кинестетические ощущения. Агрессивные дети легко выбирают

персонажей, символизирующих «агрессора» и его «жертву». Дети,

пережившие психическую травму, находят для себя такую игру весьма

полезной: она помогает им заново пережить травматичное событие и,

возможно, избавиться от связанных с ним переживаний. Успешным может

быть применение этой техники с детьми, переживающими стресс

в результате утраты близких людей или разлуки с ними.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии

игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На стадии «хаоса» ребенок хватает множество игрушек, беспорядочно

расставляет их на песочном листе, часто перемешивает их с песком.

Подобные действия отражают наличие тревоги, страха, смятения,

недостаточно позитивной внутренней динамики. Через «хаос» происходит

постепенное «проживание» психоэмоционального состояния и освобождение

от него. Многократное повторение психотравмирующей ситуации позволяет

изменять эмоциональное отношение к ней. Стадия «хаоса» может занимать

от одного до нескольких занятий. Можно заметить, как от картины к картине

уменьшается количество используемых фигурок и появляется сюжет.

Стадию «борьбы» можно наблюдать у сложных детей. На песочный

лист бессознательно переносятся внутренние конфликты: агрессия, обиды,

тревога, недомогания, реальные конфликтные взаимоотношения и пр.

Существа в песочнице убивают друг друга, идет схватка, война, тяжелое

противоборство. Через некоторое время может появиться герой или силы,

которые наводят порядок и восстанавливают справедливость.

На стадии «разрешения конфликта» можно наблюдать более

благополучные картины: мир, покой, возвращение к естественным занятиям.

Так, К. Г. Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает

заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления,

заложенные в человеческой психике».

Игру с песком нельзя интерпретировать. Взрослый должен выполнять

роль внимательного зрителя. Позиция взрослого - это «активное

присутствие», а не руководство процессом. Освобождение подавленной

энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить

трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение.

Процесс рисования песком благотворно действует на гиперактивных и

детей с ЗПР, а также детей с мышечным гипер- и гипотонусом. Прекрасная и

естественная среда для развития и обогащения сенсомоторного потенциала,

которая в дальнейшем дает импульс развитию и формированию высших

психических функций, как внимание, мышление, пространственное

восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная

память, речь. Обучение детей с ЗПР наиболее продуктивно, если оно идет в

контексте с практической и игровой деятельностью. Для реализации здоровье

сберегающего обучения целесообразно включать в занятия игры, которые

«лечат».

К результатам применения песочной терапии можно отнести

следующее:

1) Образы, созданные на песке, являются отражением

бессознательного ребенка. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их

помощью мы выводим наружу переживания, внутренние проблемы,

конфликты ребенка. Это помогает педагогам и родителям понять внутренний

мир ребенка.

2) На занятии дети чрезвычайно раскованы, веселы и

воодушевлены: они создают собственный мир и делать это бесконечно

приятно.

3) Хорошо развивается мелкая моторика рук, движения пальчиками

становятся более ловкими и дифференцированнными.

4) Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает

окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые

проблемы. Здесь важно участие педагога или психолога, который вовремя

поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

5) Прекрасно помогает песочная терапия в развитии речи. Дети

намного быстрее усваивают упражнения, отраженные на песке, обожают

лепить разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Дети, которые

с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью,

так как песок воздействует на тактильно-кинестетические центры, связанные

с теми полушариями мозга, которые отвечают за развитие речевой

активности. Уже подросшие дети могут учиться составлять рассказы на

основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи,

навыкам пересказа.

Пример занятия с применением технологии песочной терапии

Песочная анимация по теме: «Зимний лес»

Цель: профилактика нарушений психоэмоционального и

психофизического состояния детей, обучение особенностям техники

рисования песком, развитие когнитивных процессов и творческого интереса.

Задачи: создать условия для снятия психоэмоционального напряжения,

развивать навыки мелкой моторики и зрительно-моторной координации,

закрепить знания о времени года, формировать когнитивные процессы.

Оборудование: песочные столы, обеспыленный песок 0,1-0,3 фракции,

ламинированные картинки с изображением снегиря, лисы, волка, медведя;

цветные камушки, игольчатые резиновые мячи разных размеров и

поверхностей.

Время проведения - 15 мин.

Форма: подгрупповая, в количестве трех детей.

Ход занятия:

Педагог (П): Ребята, поприветствуем друг друга глазками (дети

смотрят друг другу в глаза и подмигивают). А теперь с большим стараньем

мы займемся рисованьем! А что же нам нарисовать? Нужно нам загадку

отгадать! А чтобы быстро отгадать, нужно мячик взять и покатать!

Дети, каждый раз при загадывании загадки психологом, берут

резиновые разноигольчатые мячи для раздражения поверхности ладони.

П: Крыша в шапке меховой, белый дом над головой,

Двор в снегу, белы дома, это к нам пришла… (зима) .

П: Молодцы! Нарисуем детвора небо зимнее: солнце, тучки снеговые.

С тучек падает снежок…

Дети катают мячом (резиновый игольчатый мяч) по песку.

П: Много снега нападало на землю и получились сугробы.

Дети рисуют сугробы боковой поверхностью кисти.

П: Ребята, сейчас мы нарисуем зимний лес. Какие бывают деревья

зимой? (оголенные, без листьев, в снеговых шубах, белые).

Дети рисуют три дерева: оголенное, в зимней шубке, ель. Применяя

технику рисования большим пальцем (ствол дерева) и двумя указательными

одновременно (ветви деревьев).

П: Ребята, птичка в наш зимний лес летит! Кто такая? Нужно нам

загадку отгадать!

Зимой на ветках яблоки! Попробуй собери,

И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это… (снегири).

Дети выбирают картинку с изображением снегиря и кладут в

песочницу, где нарисовано дерево.

П: Ребята, лес – это дом для животных. Какие животные в лесу живут?

(дикие).

Давайте в наш зимний лесочек зверей поселим.

А для этого нам нужно загадки разгадать, да следы нарисовать

Итак,

Ходит рыжая краса, очень хитрая…(лиса).

Дети рисует следы (вместе пальцы: большой, безымянный и мизинец),

выбирают и кладут в песочницу картинку с изображением лисы.

Он зубами щелк да щелк, рыщет в чаще серый… (волк).

Дети рисует следы (вместе пальцы: большой, указательный и средний),

выбирают и кладут в песочницу картинку с изображением волка.

Последнюю загадку дети произносят вместе с психологом:

Летом бродит без дороги, между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос… (медведь).

Дети рисуют под деревом в сугробе берлогу, кладут выбранную

картинку медведя и посыпают ее песочком.

П: Ребята, а какой праздник бывает зимой (Новый год).

Давайте украсим нашу елочку для зверей.

Дети украшают разноцветными камнями, бусами, любым

предложенным цветным материалом.

Психолог и дети: Игрушки разноцветные на елочку повесили,

Любуемся мы елочкой и всем нам очень весело!

Ребята, посмотрите, какой у нас получился красивый зимний лес!

Ребята, давайте возьмемся за руки и скажем вместе друг другу «Спасибо!».

Рефлексия занятия

Список литературы

1. Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии /

Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева . - СПб.: Речь, 2005. – 340 с.

2. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту /

Н. А. Сакович. - СПб.: Речь, 2006. – 176 с.

3. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия / Л. Штейнхард. - СПб.:

Питер, 2001. – 320 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»

Сообщение из опыта работы«Интересные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми»Музыкальный руководитель: Н.Ю. Жидкова                      ...

Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

Сообщение на пед совете «Многообразие форм и методов работы с детьми и родителями в ходе реализации проекта по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (из опыта работы о создании в группе мини-музея)

Необходимо, чтобы ребенок знал свои генетические корни, край в котором живет, имел интерес к тому, что его непосредственно окружает (от природы до малейшего творения рук человеческих). Еще важнее, что...

План работы МО "Инновационные методы работы с детьми ОВЗ"

Оказание помощи воспитателям групп  в речевом развитии  детей с ОВЗ....

Использование изотерапию как метод работы с детьми дошкольного возраста. Изотеропия как метод психологической коррекции.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечаются повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость. В сочетании с неправильным воспитанием и неудовлетворенностью ребенка общен...