Долгосрочный исследовательско-творческий проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Данный материал имеет коррекционную направленность при использовании песка на коррекционных занятиях с детьми с нарушениями зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование пескотерапии для коррекции познавательной сферы слабовидящих дошкольников | 27.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Вашему вниманию предлагается Долгосрочный исследовательско-творческий проект на тему
«Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения»
Проблема. Дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Поэтому разработанный нами проект «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения» в настоящее время актуален.
Его Актуальность обусловлена тем, что средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность,более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Изначально принцип «Терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Естественная потребность человека «возиться» с песком, и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Ведь песок состоит из мельчайших крупинок, которые только при соединении образуют любимую нами песочную массу. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе воплощение Жизни во Вселенной.
Новизной и отличительной особенностью проекта является использование песочной терапии в коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений, развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения.
Необходимость в создании данного проекта существует, так как он рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с нарушениями зрения мелкой моторики, тактильной чувствительности, развития речи, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.
Активными участники проекта являются дети старшего дошкольного возраста, воспитатели групп, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, родители воспитанников групп.
Из направления работы, а именно:
- Диагностико-коррекционного и Профилактического
Вытекает цель данного проекта. Это развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями зрения.
Задачи проекта
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей, безопасности при работе с песком;
- обогащать представления детей о разнообразных качествах песка (сыпучий, лёгкий), способах действия с ним в зависимости от состояния (сухой, мокрый); формирование предпосылок поисковой деятельности, интереса к экспериментированию;
- пробуждать познавательную активность детей, расширять коммуникативные навыки, развивать осязательно-перцептивные действия, мелкую моторику рук;
- развивать творческое воображение и творческие способности.
Учитывая региональный компонент, родители становятся непосредственными участниками данного проекта, так как в летний период происходит оздоровление детей на песках нашего теплого морского побережья.
Считаю приоритетной целью в своей работе пескотерапией - эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала, способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности.
Срок реализации проекта: 1 год
Педагогический мониторинг включает в себя два направления:
- Исследование состояния произвольной моторики пальцев рук и осязания у детей с нарушениями зрения.
- Исследование познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Данные, полученные в ходе диагностики, заносятся в таблицы. Обследование познавательной сферы и состояния ручного праксиса осуществляется с использованием методик в соответствии с ФГТ мониторинга образовательной деятельности по программе «От рождения до школы». Эти методики были дополнены и адаптированы с учетом особенностей детей с нарушениями зрения.
В качестве песочной терапии используем следующее оборудование
1. Песочный модуль с деревянными бортами с пластмассовым полупрозрачным дном зеленого цвета и подсветкой для рисования на сухом песке.
2. Центр воды и песка.
3. Чистый, просеянный песок.
4. «Коллекция» миниатюрных фигурок
Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста. А также цветовой модуль для подсвечивания песка, где дети создают свои рисунки на песке, что позволяет ребенку раскрыть в естественной обстановке свой творческий потенциал, развить воображение, фантазию.
В завершении проекта планируется:
- Коллективная постройка детьми Песочной страны в песочнице на участке.
В летний период будет использоваться разноцветный песок, изготовленный по методике Эдварда де Боно, который поможет больше мотивировать детей к деятельности, проявлять яркие положительные эмоции.
2.Показ Мастер-класса для родителей «Игры с песком дома»
Мы не только используем песочный модуль и аквамодуль. В дальнейшем готовится проект по использованию воды как здоровьесберегающего компонента с учетом региональной направленности.
Используемая литература
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь «особому» ребенку. – Спб., 1998.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. – Спб., 2001.
3. Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в эмоциональной сфере детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – Спб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
4. Игры с песком, или Песочная терапия. «Дошкольное воспитание», № 3, 2004.
5. К логопеду или в песочницу. «Обруч», №5, 2005.
6. Рыбакова С.Г. Арт-терапия для детей с задержкой психического развития: Учебное пособие. – Спб.: Речь, 2007.
7. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006.
8. Шиманская А. Сказки на песке. Практика песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010.
9. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. – СПб.: Речь, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...
коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
в работе раскрыты основные направления и принципы работы с детьми с нарушением зрения в рамках дефектологического сопровождения в ДОУ комбинированного вида; даны характеристики зрительных нагрузок для...
Гимнастика для глаз - многофункциональный метод коррекционной работы с детьми с нарушением зрения.
В статье представлен практический материал - тексты и комплексы гимнастик, а так же рекомендации: какие упражнения и с какой целью нужно включать в комплексы гимнастики для глаз.Статья будет интересна...
"Зрительная гимнастика как компонент коррекционной работы с детьми,имеющими нарушения зрения"
Зрительная гимнастика — это безопасный и эффективный способ профилактики зрительных нарушений и улучшения зрения. Система зрительной гимнастики – это комплексы упражнений для глаз различно...
«Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения и возможность их применения в домашних условиях»
С целью установления партнерского сотрудничества детского сада и семьи в вопросах здорового образа жизни детей с нарушением зрения, совершенствования практических навыков, необходимых для сохран...
Инновационная технология в работе учителя-дефектолога по развитию творческой деятельности. Инновационная технология «Пластилинография» в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Пластилинография — это нетрадиционная техника лепки в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных)изображений на горизонтальной п...