Проект " Использование разных техник пескотерапии в работе с особыми детьми"
проект по коррекционной педагогике
Развитие и коррекция речи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
воспитателя МБДОУДС№11
Елесиной О.Н
на тему
«Использование разных техник пескотерапии в работе с особыми детьми»
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А.Сухомлинский
г. Сасово
Паспорт проекта
Полное название проекта | «Использование разных техник пескотерапии в работе с особыми детьми» |
Автор проекта | воспитатель МБДОУДС№11 Елесина О.Н |
Вид проекта | групповой |
Тип проекта | познавательно-творческий |
Продолжительность проекта | долгосрочный (на учебный год). |
Участники проекта | -педагоги -дети -родители |
Актуальность | Одна из первоочередных задач воспитания ребенка в детском саду – развитие полноценной речи. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Именно поэтому я решила использовать пескотерапию в ходе своей работы. Частичный перенос занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. -Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. - Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта". -В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика. -В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице можно сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у особых детей дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной. Актуальность моей работы заключается в том, что систематические занятия по пескотерапии будут способствовать формированию связной речи, расширению словарного запаса, лексико-грамматических представлений, помогут освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза, позволяют развивать фонематический слух и восприятие, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде, развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации). |
Цель проекта | Цель работы: развитие и коррекция речи особых детей дошкольного возраста в упражнениях по пескотерапии. |
Задачи проекта: -образовательные -развивающие -воспитательные | 1. Познакомить детей с понятием "пескотерапия" . 2.Освоение техник пескотерапии- рисование пальцем, ладонью, ребром ладони и т.д.. 3. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета. 4.Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера. 5.Обучить специальным движениям и их выполнение детьми. 6.Учить выстраивать композиции на песке по образцу. 7.Закрепить представления об окружающем мире. 1. Развивать психические процессы (внимание, память). 2. Развивать логическое мышление. 3. Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер. 4. Развивать умение действовать по инструкции. 5. Стимулировать развитие сенсорной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности. 1. Развивать моторику рук, посредством работы с песком. 2. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми 3. Воспитывать слуховое внимание и память. 4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому. 5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации. 6. Создание композиций на песке.
|
Этапы реализации проекта. 1.Подготовительный этап 2.Основной этап. 3.Заключительный этап. | 1.Изучаем научную литературу, раскрывающую историю создания метода пескотерапии, его направленность, создаем картотеку игр с песком. Проводим мониторинговые исследования, тренинги, развивающие «занятия» с детьми. Намечаем основные пути, направленные на создание условий в ДОУ для всестороннего развития личности ребенка посредством использования метода песочной терапии. Планируем работу с выявленными детьми, углубляя образовательную область «Познавательное развитие» в образовательной программе ДОУ. 2.Проводится мастер – класс и работа с родителями на уровне консультирования по заданной теме. С детьми проводится образовательная деятельность, где представлены все виды игр с песком. 3. По результатам образовательной деятельности выявляем динамику в развитии детей посредством мониторинговых исследований. Пескотерапия – это… Кроме минут восхищения, игры с песком способствуют развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. Эти составляющие необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи; также стабилизируют эмоциональное состояние детей; развитию произвольному вниманию и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. |
Предполагаемый результат |
|
Необходимые ресурсы | -световой стол с песком. -набор миниатюрных предметов и игрушек: -наземные животные (домашние, дикие, доисторические); -летающие животные (дикие, домашние, доисторические); -обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие); -жилища с мебелью (дома, дворцы, замки); -деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.); -объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака); -транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения); -объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки); -объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы); -аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.); -естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, и пр.); -персонажи мультфильмов. |
Основные виды и формы совместной деятельности: | -Сюрпризные и театрализованные моменты, побуждающие детей к действию. -Индивидуальные объяснения и соавторство. -Фото и видео выставки текущих работ. -Мастер-классы |
Структура совместной деятельности: | -Мотивация -Гимнастика для мелкой моторики рук -Обучение технике пескотерапии -Физ.пауза -Выполнение -Любование -Эмоциональная установка на успешность |
Методы и приёмы: | - Дискуссии. - Беседы. - Игры – коммуникации. - Проективные игры. - Познавательные игры. -Рисование цветным песком. - Элементы сказкотерапии. - Музыкальное сопровождение. |
Календарно-тематический план.
Тема | Работа с детьми | Работа с родителями | Выход |
Сентябрь. Ознакомление детей с техниками рисования песком. Техника рисования песком "Одновременное использование нескольких пальцев" | 1. Тема "Песочек". Программное содержание: Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. 2. Тема"Пятнышки". Программное содержание: Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. | Консультация" Пескотерапия- как особый метод развития речи детей дошкольного возраста" ( Игры). | -Консультация для родителей " Пескотерапия- как особый метод развития речи детей дошкольного возраста" ( Игры). -Конспект ООД - Игра: «Где ручки?» Цель - развитие тонких тактильных ощущений, обучение манипуляции с песком, вызывание положительных эмоций. |
Октябрь Техника рисования песком "Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки." Техника рисования песком " Насыпание из кулачка." | 1. Тема" Кучки". Программное содержание: Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. 2 Тема"Насыпушки". Программное содержание: Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе. | Круглый стол " Игры с песком". | -Конспект ООД -Круглый стол для родителей " Игры с песком". -Игра«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился. |
Ноябрь Техника рисования песком "Рисование кончиком пальцев." Техника рисования песком "Четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук." | 1.Тема "Точки". Программное содержание: Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. 2.Тема "Палочки". Программное содержание: Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. | Мастер-класс " Техники изображения песком на световом столе" | -Конспект ООД -Мастер-класс для родителей " Техники изображения песком на световом столе" - Изготовление папки-передвижки" Техники изображения песком на световом столе". -Игра: «Чудо формы?» Цель - развитие зрительного восприятия, знакомство с плоскостными геометрическими фигурами, называние знакомых предметов. -Игра«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию |
Декабрь Техника рисования песком "Умение рисовать пальцем и ладонью." Техника рисования песком "Рисование щепотью." | 1.Тема " Цветы-ладошки" Программное содержание: Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. 2.Тема "Тарелка с баранками". Программное содержание: Учить рисовать круги нужного размера. Рисование щепотью. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. | Консультация " Роль пескотерапии в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста". | -Конспект ООД -Консультация " Роль пескотерапии в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста". -Просмотр роликов песочной анимации. -Игра «Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком). |
Январь Техника рисования песком "Пальцем и несколькими пальцами одновременно." Техника рисования песком "Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение." | 1.Тема "Солнышко". Программное содержание: Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. 2.Тема "Забор" Программное содержание: Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. | Круглый стол "Чувствительные ладошки." |
-Презентация " Чувствительные ладошки" -Круглый стол для родителей"Чувствительные ладошки." -Конспект ООД -Игра«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце. |
Февраль Техника рисования песком "Научить детей новому способу - отпечаток ладони." Техника рисования песком "Приучать применять несколько техник совместно." | 1.Тема " Рыбки". Программное содержание: Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. 2.Тема " Дорожки". Программное содержание: Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание. | Консультация " Волшебные пальчики"( Игры) | -Конспект ООД - Консультация для родителей " Волшебные пальчики" ( Игры). -Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир». |
Март Техника рисования песком "Закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца." Техника рисования песком "Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера." | 1.Тема " Колеса" Программное содержание: Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы. 2.Тема "Улиточки" Программное содержание: Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. | Изготовление буклета " Чудеса на песке". Открытое занятие "Улитки" (рисование на световом столе) | -Конспект ООД - Изготовление буклета " Чудеса на песке". - Открытое занятие "Улитки" (рисование на световом столе) -Фотоотчет -Игра«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак). |
Апрель Техника рисования песком "На стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего." Техника рисования песком "Закреплять умение детей при помощи ладоней." | 1.Тема "Дождик" Программное содержание: Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. 2.Тема "Ветер" Программное содержание: Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. | Развлечение " В гостях у песочной Феи". | -Развлечение " В гостях у песочной Феи". -Фотоотчет -Конспект ООД - Консультация для родителей " Исцеляющие руки". -Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы». |
Май Техника рисования песком "Закреплять умение рисовать круги нужного размера." Техника рисования песком "На стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего." | 1.Тема" Колобок". Программное содержание: Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. 2.Тема " День Рождения кошки Мурки". Программное содержание: Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. | Изготовление буклета "Умные ладошки". | -Изготовление буклета "Умные ладошки". -Конспект ООД - Игры«В гостях у Мурки». а) Послушайте дети, кто-то жалобно кричит «мяу». Давайте впустим кошку. Кошка какая (пушистая, усатая, теплая и т.д.)? Спросим, что случилось. Кошка заблудилась, все дорожки замело. (Подошли к ящику с песком). А где живет кошка? Здесь портрет кошки, значит в этом доме живет кошка. А как добраться до дома? Нужно расчистить дорожку к дому (Оля пальчиком рисует прямую линию – дорожку). А рядом Алеша нарисует зигзагом дорожку. По какой дорожке кошка быстрее доберется до своего дома – по длинной или по короткой? Конечно по короткой. б) Вот кошка пришла к дому. Она потеряла ключ (плачет). Надо найти ключик (дети погружают руки в песок и ищут ключик), находят. Теперь можем открывать дверь. Давайте скажем: «ок-ок-ок- открывайся замок!». в) К ней спешат гости: Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу, В дубле на старом дубе Орешки я грызу. (белка) Отгадывают и ставят в песочницу. По лесу скачет, Ушки прячет. Встанет столбом – Ушки торчком. (Заяц) Отгадывают и ставят в песочницу. Ползун ползет. Иголки везет. (ежик) Отгадывают и ставят в песочницу. Всех зверей она хитрей, Шубка рыжая на ней. Пушистый хвост ее краса. Это рыжая … (лиса). Отгадывают и ставят в песочницу. Посмотрите, кошка улыбается, ей очень радостно, что у нее много гостей. |
Взаимодействие с педагогами.
-Консультация «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»
-Мастер -класс" Развитие мелкой моторики у детей через рисование песком."
-Консультация " «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с особыми детьми ".
Список литературы:
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Искусство, 1974.
- Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. – М.: Эксмо-Пресс,2002.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос – Пресс,2006.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение,1988.
- ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992.
- Жукова О. Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. – М.: Астрель, 2010.
- Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера,2005.
- Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение,1971.
- Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
- Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Мелик – Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педгогических наук. – М., 1995.
- Обухова Л.Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.
- Большебратская Э.Э Песочная терапия. – Петропавловск 2010.
15. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнее- ва Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. : Изд-во «Речь», 2002. 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ»
Основная цель работы с детьми с ОВЗ - улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков, адаптация к окружающей среде. Все обучение в группе «особый ребенок» несе...
«Использование разных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 – 4 лет»
Содержание: Введение…………………………………………………………………………….………… 3 1. Виды и техники нетрадиционного рисования………………………………………32. План работы………………………………………………………………………………7 Заключение…………………...
Проект " Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми первой младшей группы
Нетрадиционные техники рисования – этои толчок к развитию воображения, творчества, проявленю самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Выбор темы проекта продиктован ...
Проект«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
Цель проекта: знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитию психических процессов....
Проект «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»
Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет...
проект «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться....
Проект: «Я всё смогу» (использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ)
Паспорт проекта. «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепостит...