Проект " Использование разных техник пескотерапии в работе с особыми детьми"
проект по коррекционной педагогике

Елесина Ольга Николаевна

Развитие и коррекция речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Проект

воспитателя  МБДОУДС№11

Елесиной О.Н

на тему

 «Использование разных техник пескотерапии в работе  с особыми детьми»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский

                                         

г.  Сасово

         

Паспорт проекта

Полное название проекта

«Использование разных техник пескотерапии в работе  с особыми детьми»

Автор проекта

воспитатель  МБДОУДС№11  Елесина О.Н

Вид проекта

групповой

Тип проекта

познавательно-творческий

Продолжительность проекта

долгосрочный (на учебный год).

Участники проекта

-педагоги

-дети

-родители

Актуальность

Одна  из первоочередных задач воспитания ребенка в детском саду – развитие полноценной речи.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Именно поэтому я решила использовать пескотерапию  в ходе  своей работы.

Частичный перенос  занятий в песочницу, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

-Во-первых, усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

- Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".

-В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.

-В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

Опираясь на приёмы работы в педагогической песочнице можно сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у особых детей  дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.                         

Актуальность моей работы заключается в том, что систематические занятия  по пескотерапии будут способствовать  формированию связной речи, расширению словарного запаса, лексико-грамматических представлений, помогут освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза,  позволяют развивать фонематический слух и восприятие, помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде,  развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребёнка форме (принцип доступности информации).

Цель проекта

  Цель работы:   развитие  и  коррекция  речи  особых  детей дошкольного возраста в упражнениях по  пескотерапии.                                                           

Задачи проекта:

-образовательные

-развивающие

-воспитательные

  1. Познакомить детей с понятием "пескотерапия" .

2.Освоение техник пескотерапии- рисование пальцем, ладонью, ребром ладони и т.д..

3. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета.                                                                     4.Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.      

5.Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.                     

 6.Учить выстраивать композиции на песке по образцу.                                  

 7.Закрепить представления об окружающем мире.    

  1. Развивать психические процессы (внимание, память).                                

 2. Развивать логическое мышление.                                                                      

 3. Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.

4. Развивать умение действовать по инструкции.                                            

  5. Стимулировать развитие сенсорной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.                                   

 1. Развивать моторику рук, посредством работы с песком.  

 2.  Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми

3. Воспитывать слуховое внимание и память.                                               

  4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.                  

  5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.                          

6. Создание композиций на песке.  

                        

Этапы  реализации проекта.

1.Подготовительный этап

2.Основной этап. 

3.Заключительный этап. 

1.Изучаем научную литературу, раскрывающую историю создания метода пескотерапии, его направленность, создаем картотеку игр с песком. Проводим мониторинговые исследования, тренинги, развивающие «занятия» с детьми. Намечаем основные пути, направленные на создание условий в ДОУ для всестороннего развития личности ребенка посредством использования метода песочной терапии. Планируем работу с выявленными детьми, углубляя образовательную область «Познавательное развитие» в образовательной программе ДОУ.

2.Проводится мастер – класс  и работа с родителями на уровне консультирования по заданной теме.

С детьми проводится образовательная деятельность, где представлены все виды игр с песком.

3. По результатам образовательной деятельности выявляем динамику в развитии детей посредством мониторинговых исследований.

Пескотерапия – это…

Кроме минут восхищения, игры с песком способствуют развитию мелкой моторики и зрительно – двигательной координации. Эти составляющие  необходимы для подготовки ребенка к письму; развитию всех сторон речи; также стабилизируют эмоциональное состояние детей; развитию произвольному вниманию и памяти. Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

Предполагаемый результат

  1. Освоение детьми элементарных техник пескотерапии.
  2. Подготовка детей к созданию предметных рисунков.
  3. Более четкие и развитые движения пальцев рук.

Необходимые ресурсы

-световой стол с песком.

-набор миниатюрных предметов и игрушек:

-наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

-летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

-обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);

-жилища с мебелью (дома, дворцы, замки);

-деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

-объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

-транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения);

-объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

-объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

-аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

-естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, и пр.);

-персонажи мультфильмов.

Основные виды и формы совместной деятельности:

-Сюрпризные и театрализованные моменты, побуждающие детей к действию.

-Индивидуальные объяснения и соавторство.

-Фото и видео выставки текущих работ.

-Мастер-классы

Структура совместной деятельности:

 -Мотивация

-Гимнастика для мелкой моторики рук

 -Обучение технике пескотерапии

-Физ.пауза

-Выполнение

 -Любование

 -Эмоциональная установка на успешность

 Методы и приёмы:            

-  Дискуссии.

-  Беседы.

-  Игры – коммуникации.

- Проективные игры.

- Познавательные игры.

-Рисование цветным песком.

- Элементы сказкотерапии.

- Музыкальное сопровождение.

Календарно-тематический  план.

Тема

Работа с детьми

Работа с родителями

Выход

Сентябрь.

Ознакомление  детей с техниками рисования песком.

Техника рисования песком "Одновременное использование нескольких пальцев"

1. Тема "Песочек".

Программное содержание:

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

2.  Тема"Пятнышки".

Программное содержание:

Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.

Консультация" Пескотерапия- как особый метод развития речи детей дошкольного возраста" ( Игры).

-Консультация для родителей            " Пескотерапия- как особый метод развития речи детей дошкольного возраста" ( Игры).

-Конспект ООД

-   Игра: «Где ручки?»

 Цель - развитие тонких тактильных ощущений, обучение манипуляции с песком, вызывание положительных эмоций.

Октябрь

Техника рисования песком

"Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки."

Техника рисования песком

" Насыпание из кулачка."

1. Тема" Кучки".

Программное содержание:

Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.

2 Тема"Насыпушки".

Программное содержание:

Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.

Круглый стол         " Игры с песком".

-Конспект ООД

-Круглый стол для родителей  " Игры с песком".

-Игра«Лист-путешественник». На чистое стекло насыпать песок по форме листа березы (дуба, рябины и т.д.), обвести по контуру песка пальцем и присыпать его слегка песком – запылился. Можно изобразить его изогнутым – подсох и покоробился.

Ноябрь

Техника рисования песком

"Рисование кончиком пальцев."

Техника рисования песком

"Четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук."

1.Тема "Точки".

Программное содержание:

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

2.Тема "Палочки".

Программное содержание:

Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков.

Мастер-класс                                                                                                                               " Техники изображения  песком на световом столе"

-Конспект ООД

-Мастер-класс для родителей                                                                                                                              " Техники изображения  песком на световом столе"

- Изготовление папки-передвижки" Техники изображения  песком на световом столе".

-Игра: «Чудо формы?» Цель - развитие зрительного восприятия, знакомство с плоскостными геометрическими фигурами, называние знакомых предметов.

-Игра«Молния». Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию

Декабрь

Техника рисования песком

"Умение рисовать пальцем и ладонью."

Техника рисования песком

"Рисование щепотью."

1.Тема " Цветы-ладошки"

Программное содержание:

Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

2.Тема "Тарелка с баранками".

Программное содержание:

Учить рисовать круги нужного размера. Рисование щепотью. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Консультация         " Роль пескотерапии в  развитии  мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

-Конспект ООД

-Консультация   " Роль пескотерапии в  развитии  мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

-Просмотр роликов песочной анимации.

-Игра «Трудная дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

Январь

Техника рисования песком

"Пальцем и несколькими пальцами одновременно."

Техника рисования песком

"Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение."

1.Тема "Солнышко".

Программное содержание:

Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

2.Тема  "Забор"

Программное содержание:

Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

 Круглый стол "Чувствительные ладошки."

 

-Презентация " Чувствительные ладошки"

-Круглый стол  для родителей"Чувствительные ладошки."

-Конспект ООД

-Игра«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

Февраль

Техника рисования песком

"Научить детей новому способу - отпечаток ладони."

Техника рисования песком

"Приучать применять несколько техник совместно."

1.Тема " Рыбки".

Программное содержание:

Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе.

2.Тема " Дорожки".

Программное содержание:

Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание.

Консультация " Волшебные пальчики"( Игры)

-Конспект ООД

- Консультация для родителей   " Волшебные пальчики"     ( Игры).

-Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Мы создаем мир».

Март

Техника рисования песком

"Закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца."

Техника рисования песком

"Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера."

1.Тема " Колеса"

Программное содержание:

Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы.

2.Тема "Улиточки"

Программное содержание:

Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Изготовление буклета " Чудеса на песке".

Открытое занятие "Улитки" (рисование на световом столе)

-Конспект ООД

- Изготовление буклета " Чудеса на песке".

- Открытое занятие "Улитки" (рисование на световом столе)

-Фотоотчет

-Игра«Опасный поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

Апрель

Техника рисования песком

"На стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего."

Техника рисования песком

"Закреплять умение детей при помощи ладоней."

1.Тема "Дождик"

Программное содержание:

Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

2.Тема "Ветер"

Программное содержание:

Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

Развлечение

" В гостях у песочной Феи".

-Развлечение

" В гостях у песочной Феи".

-Фотоотчет

-Конспект ООД

- Консультация для родителей " Исцеляющие руки".

-Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Спрячь ты, а я буду искать», «Необыкновенные следы».

Май

Техника рисования песком

"Закреплять умение рисовать круги нужного размера."

Техника рисования песком

"На стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего."

1.Тема" Колобок".

Программное содержание:

Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

2.Тема  " День Рождения кошки Мурки".

Программное содержание:

Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

Изготовление буклета "Умные ладошки".

-Изготовление буклета "Умные ладошки".

-Конспект ООД

- Игры«В гостях у Мурки».

а)  Послушайте дети, кто-то жалобно кричит «мяу». Давайте впустим кошку. Кошка какая (пушистая, усатая, теплая и т.д.)? Спросим, что случилось. Кошка заблудилась, все дорожки замело. (Подошли к ящику с песком). А где живет кошка? Здесь портрет кошки, значит в этом доме живет кошка. А как добраться до дома? Нужно расчистить дорожку к дому (Оля пальчиком рисует прямую линию – дорожку). А рядом Алеша нарисует зигзагом дорожку. По какой дорожке кошка быстрее доберется до своего дома – по длинной или по короткой? Конечно по короткой.

б) Вот кошка пришла к дому. Она потеряла ключ (плачет). Надо найти ключик (дети погружают руки в песок и ищут ключик), находят. Теперь можем открывать дверь. Давайте скажем: «ок-ок-ок- открывайся замок!».

в) К ней спешат гости:

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дубле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

Отгадывают и ставят в песочницу.

По лесу скачет,

Ушки прячет.

Встанет столбом –

Ушки торчком. (Заяц)

Отгадывают и ставят в песочницу.

Ползун ползет.

Иголки везет. (ежик)

Отгадывают и ставят в песочницу.

Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пушистый хвост ее краса.

Это рыжая … (лиса).

Отгадывают и ставят в песочницу.

     Посмотрите, кошка улыбается, ей очень радостно, что у нее много гостей.

Взаимодействие с педагогами.

-Консультация «Песочная терапия в работе с детьми раннего возраста»

-Мастер -класс" Развитие мелкой моторики у детей  через рисование песком."

-Консультация " «Пескотерапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с  особыми детьми  ".

Список  литературы:

  1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Искусство, 1974.
  2. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. – М.: Эксмо-Пресс,2002.
  3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос – Пресс,2006.
  4. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение,1988.
  5. ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Жукова О. Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. – М.: Астрель, 2010.
  7. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
  8. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера,2005.
  9. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение,1971.
  10. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  11. Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  12. Мелик – Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педгогических наук. – М., 1995.
  13. Обухова Л.Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.
  14. Большебратская Э.Э  Песочная терапия. – Петропавловск 2010.

15. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнее- ва Т. Д. Практикум по песочной терапии. СПб. : Изд-во «Речь», 2002. 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ»

Основная  цель  работы с детьми с ОВЗ - улучшение качества их жизни, формирование элементарных практических навыков, адаптация к окружающей среде. Все обучение в группе «особый ребенок» несе...

«Использование разных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3 – 4 лет»

Содержание:  Введение…………………………………………………………………………….………… 3 1. Виды и техники нетрадиционного рисования………………………………………32. План работы………………………………………………………………………………7 Заключение…………………...

Проект " Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми первой младшей группы

Нетрадиционные техники рисования – этои толчок к развитию воображения, творчества, проявленю самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Выбор темы проекта продиктован ...

Проект«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Цель проекта: знакомство детей с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитию психических процессов....

Проект «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет»

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет...

проект «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми 2 – 3 лет»

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться....

Проект: «Я всё смогу» (использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ)

Паспорт проекта.              «Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепостит...