Развитие творческих способностей детей ОВЗ средствами театрализованной деятельности
материал
Описаны методы и приемы работы с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_osobennostey_detey_s_ovz.docx | 22.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей детей с ОВЗ
средствами театрализованной деятельности.
Составил воспитатель
Матвеева С.Н.
В нашей группе №8 «Клубничка» МБОУ С/К/ НШ№60 «Сибирский лучик» - 8 детей с ОВЗ. Внутренний мир ребенка с особыми потребностями развития (тяжелое нарушение речи, задержка психического развития, РАС, НОДА и т.д.) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
На современном этапе развития общества большое внимание уделяется формированию у детей способности творчески мыслить. Дошкольный возраст является самым сенситивным периодом для развития творческого потенциала, способностей каждого ребенка, овладения им различными видами деятельности, в том числе и творческими.
Творческая деятельность – реализация способностей, создание чего-то нового, интересного, необычного. К условиям, способствующим успешному развитию творческих способностей и самореализации детей, относятся психические познавательные процессы, свойства личности каждого ребенка.
Средством, способным решать все эти задачи, является искусство. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности. Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе
с которыми искусство используется не только как средство их художественного развития, но и оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции.
Занятия театральной деятельностью детей с ОВЗ дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Они обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности детей данной категории.
Театр – один из самых демократических и доступных видов искусства и для детей в том числе. Он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, с формированием эстетического вкуса, с нравственным воспитанием, развитием речи и воспитанием воли, создавать положительный эмоциональный настрой и нередко – выходить через игру из конфликтных ситуаций.
В игре, в частности театрализованной, ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения с окружающими. Это требует творческой активности личности.
Важную роль в жизни детей играют эмоции, которые помогают воспринимать действительность и реагировать на неё, развивают способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам ,интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка и снятие зажатости – обучение чувствованию и художественному воображению. Этот путь лежит через сочинительство, фантазирование. Все это может дать музыкально-театрализованная деятельность.
Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния .Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней ребенка прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для
педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него.
Используя театрализованные игры, я формирую коммуникативные качества детей с ОВЗ и развиваю эмоционально - личностных отношений между детьми. В проведении театрализованных игр с детьми я выделяю подготовительный и основной этапы.
На подготовительном этапе работы атмосфера специально оформленного «уголка сказок» благоприятствует установлению более тесного контакта между педагогом и ребенком. При организации театральной деятельности с детьми, я использую различные сказочные атрибуты, декорации: ширмы, занавес, изображения на заднем плане, цветы, деревья, домики, печка, заборчик и т.д. Персонажами выступают куклы из разных материалов: тряпичные, деревянные, бумажные, резиновые, пальчиковые, универсальные.
В реализации основного этапа решаются следующие задачи:
- познать свое эмоциональное состояние и оценить это состояние;
- формировать умение с помощью мимики выражать эмоциональное состояние: гнев, радость, удивление, огорчение, испуг;
- развивать навыки эмоционального общения детей ОВЗ друг с другом и взрослыми;
- учить речевым и неречевым средствам общения - мимика, жест пантомимика;
- формировать основы нравственного поведения;
- обучать импровизации сцен, мизансцен;
- развивать мелкую моторику пальцев рук при использовании пальчиковых игрушек, игрушек - рукавичек.
Вторым важным моментом на наших занятиях является режиссерская работа. Ребенок осваивает азы режиссерской композиции, учится подчинять мелочи сверхзадаче. Работая над ролью, он неизбежно задействует физический, эмоциональный, нравственный, психический, интеллектуальный уровень. Реализуя себя наиболее полно и получая от этого наслаждение, в результате дошкольник начинает ощущать себя творцом.
Поэтому, начиная работать с детьми с ОВЗ по развитию творческих способностей через театральную деятельность, я поставила перед собой цель:
- воспитать у детей устойчивый интерес в театрально-игровой деятельности,
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь, культуру речевого общения,
- прививать желание играть с театральными куклами разных систем, драматизировать.
Начиная работу с детьми, вначале для совместных игр я беру более простые игры и сюжеты, затем они усложняются. Привлекаю к игре детей, которые пассивны в игровой ситуации, используя малейшее желание и стремление к общему действию.
Прежде чем учить ребенка драматизировать, знакомлю с произведением, сюжетной линией, затем дети учатся рассказывать по ролям, вместе мы подбираем нужные интонации и мимику. Для четкого произношения слов и звуков заучиваем скороговорки, поговорки, считалки.
Сначала дети учатся произносить слова медленно и четко, затем четко и быстро. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи. Предлагая роль, особенно диалог персонажей, перед ребенком ставлю задача - четко, ясно и понятно изъясняться. Такая систематическая работа с детьми с ОВЗ с использованием приемов театральной деятельности заметно улучшает их диалогическую речь, грамматический строй, обогащает их словарь.
Приобщаясь к великому чуду театра, ребенок начинает понимать, что он не одинок, он принят в дружескую компанию единомышленников, которые живут не бытовыми ценностями, а чем-то более высоким, важным и удивительным
Я считаю, что театральная деятельность является хорошим «курсом актерского мастерства» для воспитания у детей ОВЗ строгой, внутренней психоэмоциональной самодисциплины. Театр учит владеть собой, своими мыслями, чувствами, телом, настроением.
Практическая значимость работы отмечается в том, что дети становятся более эмоциональными, приобретают уверенность в своих движениях и поступках.
Соответственно, организация такой деятельности решает не только проблему эмоционально-волевой сферы ребенка, вопросы нравственного воспитания и социализации, но и, что особенно важно, повышает уровень познавательной активности, что помогает детям с ОВЗ достигнуть лучшей результативности в обучении в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»
Тема:: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»Форма проведения: НОД «Путешествие по русским сказкам»....
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»
Открытая НОД, на методическое обьединение.Проводилось мероприятие в конце учебного года, являясь итоговым.Средняя возрастная группа дети 4,5 - 5 лет. В занятии использовались инновационные метод...
«Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности»
Значение театрализованной деятельностиlВ детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому, что они помогают:lсформировать правильную модель поведения в сов...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ МУЗЫКАЛЬНО – ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...
Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности».
Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»....
Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Одним из способов всестороннего развития ребенка является теа...
Доклад на тему: Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности
Развитие творческих способностей детей в музыкально-театрализованной деятельности...