Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.
статья (подготовительная группа)
Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Одним из способов всестороннего развития ребенка является театрализованная деятельность. Она- источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В итоге ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость в связи с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах.
Дошкольный возраст- это самый интенсивный период развития ребенка, в котором закладываются все основные качества личности, в том числе основы развития творческой личности. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Их развитие способствует развитию личности ребенка в целом. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оригинальность, чувствительность, независимость мнений и оценок.
Одним из способов всестороннего развития ребенка является театрализованная деятельность. Она- источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В итоге ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость в связи с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
С самого раннего возраста ребенок стремится к творчеству. Именно поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, создать условия для воображения детей. Занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями на сцене способствуют раскрепощению ребенка и повышению его самооценки.
Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей.
Можно выделить следующие методы работы, направленные на развитие творческой деятельности детей:
- метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса);
- метод моделирования ситуаций (предполагает создание с детьми ситуаций- моделей, этюдов);
- метод ассоциаций (предполагает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений).
Общими методами руководства театральной деятельностью являются:
- прямые (педагог показывает способы действия);
- косвенные (педагог побуждает ребенка к самостоятельному действию).
Организация театрализованной деятельности имеет свои особенности в разных возрастных группах.
Во второй младшей группе детей учат способам игры по подражанию за педагогом, при этом дети не воспроизводят текст сказки. На занятиях и в повседневном общении используются театральные куклы, от их лица педагог благодарит, хвалит, здоровается, прощается с детьми. Воспитатель расширяет игровой опыт детей за счет освоения игр- драматизаций.
В средней группе ребенок начинает играть в игры, ориентированные на зрителя. В этой возрастной группе дети учатся выражать свое отношение к происходящему более точно. В этом возрасте необходимо уделять много внимания правильному произношению слов, построению предложений. Широко используются потешки, прибаутки, артикуляционные упражнения.
Театрально- игровой опыт детей расширяется. Они начинают сочетать в роли движения и текст, используют пантомимику. Дети самостоятельно подбирают необходимые атрибуты, костюмы.
В средней группе усложняются методы и приемы:
- дети ведут рассказ от первого лица с сопровождением текста и движений;
- играют в настольный театр.
В старшем дошкольном возрасте ставится задача научить ребенка развивать пластику движений, согласованность своих действий с действиями партнера. Большое внимание уделяется тому, чтобы обучить детей выразительности (мимика, интонация, пантомима). Детям хочется придумывать свои сюжеты для дидактических игр. Надо предоставить им больше свободы в действиях.
В подготовительной к школе группе развивается творческая самостоятельность. Дети 6-7 лет используют в театрализованной деятельности сложные сценарии, в которых много диалога. Надо предоставить детям больше свободы в действиях, проявлении фантазии.
Театрализованные занятия включают в себя разыгрывание сказок, сценок, ролевые диалоги, самостоятельные импровизации, игры- драматизации, просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним.
При разработке театрализованной игровой деятельности у старших дошкольников были найдены интересные методические приемы:
- предложить придумать сюжет к двум игрушкам и обыграть его;
- предложить придумать новую сказку со знакомыми персонажами;
- предложить поиграть с набором кукол из разных произведений для сочинения своих сценок;
- предложить выполнить контрастные роли- злой собаки и беззащитного щенка.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует развитию уверенности в детях, формированию социальных навыков поведения тогда, когда ребенок будет иметь возможность проявить себя в какой- либо роли.
Для этого необходимо использовать различные приемы:
- выбор роли по желанию детей;
- распределение ролей по карточкам (дети берут карточки из рук педагога, на которых изображен персонаж);
- назначать на роли главных персонажей робких, застенчивых детей;
- проигрывание всех ролей по очереди.
Выдающийся режиссер и актер К. С .Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит , что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «как будто- бы» и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать».
Литература
1.Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.- Мозаика Синтез, Москва, 2014.
2.Артамонова О.В. Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста.- Тольятти, 1995.
3.Мигунова Е.В. Организация театральной деятельности в д/с.- Москва, 2009.
4.Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в д/с.- Москва, 2009.
5.Штатько И.В. Театрализованная деятельность. «Воспитатель ДОУ 2008 №2».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей в процессе дизайн-деятельности
Организация детской дизайн – деятельности опирается на педагогические принципы. Основной – это деятельностный подход. Свобода деятельности пробуждает фантазию, расширяет простор творчества и способств...
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Сегодня, когда по - иному, широко и фундаментально решается проблема образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед всеми, кто их решает – а это, в первую очередь, воспитатели дошкольных...
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»
Тема:: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»Форма проведения: НОД «Путешествие по русским сказкам»....
Тема: «Развитие творческих способностей детей посредствам музыкально театрализованной деятельности»
Открытая НОД, на методическое обьединение.Проводилось мероприятие в конце учебного года, являясь итоговым.Средняя возрастная группа дети 4,5 - 5 лет. В занятии использовались инновационные метод...
«Развитие творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности»
Значение театрализованной деятельностиlВ детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому, что они помогают:lсформировать правильную модель поведения в сов...
План самообразования воспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему: «Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами декоративно - прикладного искусства».
План самообразованиявоспитателя старше - подготовительной группы комбинированной направленности на тему:«Развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности средствами...
Статья"Методы и приемы развития творческих способностей детей в процессе театрализованной деятельности в разных возрастных группах"
Статья рассказывает об одном из способов всестороннего развития ребенка - театрализованной деятельности. Это - источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий. В итоге ребен...