Доклад «Семья – у истоков добра»
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Плотинновский детский сад, филиал МБДОУ
«Детский сад №189 «Солнышко»
Доклад
«Семья – у истоков добра»
Подготовила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Шемякина Оксана Сергеевна
2024 г.
Слайд 1. Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Слайд 2. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Слайд 3. 22 ноября 2023 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ, согласно которому 2024 год объявлен Годом семьи в целях популяризации государственной политики в сфере защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей. В Год семьи особое внимание уделено сохранению традиционных семейных ценностей. К ним относятся любовь, верность, уважение, взаимопонимание и поддержка. Эти ценности являются основой крепкой и счастливой семьи.
Слайд 4. В каждой семье есть свои традиции. Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.
Слайд5. Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
Формировать у дошкольников семейные ценности на наш взгляд возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение нашей проблемы.
Слайд 6. Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Соблюдение семейных традиций дает ребенку ощущение стабильности, защищенности и безопасности.
Слайд 7. Занимаясь воспитанием и формированием основ
семейной принадлежности у дошкольников, намечены следующие цели:
• повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;
• привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по
ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.
Для реализации поставленных целей определены следующие задачи:
• Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
• Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки
позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
• Вызвать интерес у детей и родителей интерес к семье, ее истории;
• Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье,
своим близким, старшему поколению.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных
ценностей у детей совместно с родителями разрабатывается план
взаимодействия, который включает в себя разные формы работы.
Слайд 8. Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной
деятельности представляет собой интересную современную форму работы по
привлечению родителей к активному участию в воспитательно -образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.
Слайд 9. В рамках семейных художественно - творческих проектов были реализованы такие проекты, как: «Генеалогическое древо семьи», «Мой ребёнок с самых пелёнок», «Очень с папой мы похожи» и др.
Основная цель таких проектов - укрепление семьи, вовлечение детей и
взрослых в творческий процесс, общение родителей и детей, создание условий для закрепления интереса к своей семье, родословной, воспитание любви и уважительного отношения к родителям и предкам, формирование и развитие личности, партнерских отношений с семьёй. Работа над проектами подобного рода способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы и вместе радовались успехам.
Популярна в нашем ДОУ такая форма работы, как составление семейных историй (обсуждение на занятиях) Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети собирали материалы о своих родных и близких, среди которых были фото-архив, семейные истории, ромашка имён («Как меня называют дома», генеалогическое древо семьи, герб семьи. После этого в группе каждый ребёнок рассказал о своей семье, своих родителях.
Слайд10. Родители и дети с большим удовольствием и даже азартом принимают участие в традиционных в ДОУ выставках семейного творчества:
«Дары осень»; «Бабушкины руки», «Символ года»; «Семейное древо», «Масленица», «Птичий домик», «Вторая жизнь перчатки», «Космические просторы» и мн. др.
Слайд 11. Родители вместе с детьми заранее готовятся к ним и, каждый год наш коллектив не перестаёт удивляться безграничной фантазии и творчеству наших семей.
Слайд 12. Огромной популярностью среди детей и родителей пользуются совместные праздники, которые сближают членов семьи, находят эмоциональный отклик в сердцах детей. Традиционны и любимы в детском саду такие праздники - досуги как: «День матери», «Праздник осени», «Новый год», «8 Марта», «Весёлые старты», «Выпускной бал» и др.
Слайд 13. Семейные праздники – особые дни в жизни ребёнка, они несут заряд радости эмоциональный подъём, обещают приятные каждому сердцу подарки и открытое общение с близкими людьми. Старались подвести родителей к пониманию того, что необходимо привлекать детей к посильному участию в праздниках. Задача родителей – помочь ребёнку выбрать подарок, придумать интересное поздравление, оформить комнату и праздничный стол. Еще убедили родителей в том, что одним из самых эффективных и доказанных способов укрепить семью – это определить один вечер в неделю «семейным вечером».
Слайд 14. Хороший семейный вечер – это или общая игра, или ужин всей семьёй, или прогулка. Регулярно педагоги детского сада дают родителям консультации и рекомендации по организации выходных дней и семейных праздников.
Слайд 15. Неоценимую роль в нравственном воспитании и формировании у дошкольников направленности на мир семьи играет устное народное творчество, чтение художественной литературы. Предложили родителям ввести семейные традиции такие как: «Чтение перед сном», «Читаем всей семьей». Родители принимали участие в акции « Читающая мама, читающий Алтай», что тоже напомнило мамам, как приятно проводить совместный вечер с интересной книгой.
Слайд 16. Ежегодно согласно плану в ДОУ проводятся родительские собрания, в которых вместе с родителями обсуждаем вопросы семейного воспитания, говорим о значимости родителей и родственников в жизни ребёнка. Педагоги часто применяют на родительских встречах метод игровых ситуаций. В условной игровой обстановке родители получают возможность обогащать комплекс своих воспитательных методов общения с ребёнком, обнаруживают стереотипы в своём поведении, что способствует освобождению от них. Стало доброй традицией проводить родительские собрания в нетрадиционной форме с играми, высказываниями детей (видеозаписи), в форме круглого стола, в которых семьи сплачиваются, раскрываются со всех сторон, узнают о семейных праздниках, традициях в других семьях.
Большую значимость для формирования представлений у детей о
нравственных ценностях в семье имеют этические беседы. На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.
Слайд 17. Пользуются успехом в ДОУ такие формы работы как создание фотоколлажей и фоторепортажей на семейные темы: «Загляните в мамины глаза», «Мой папа - моя гордость», «Папа, мама и я – очень дружная семья», «Рядом с бабушкой, рядом с дедушкой», «Как мы летом отдыхали».
Слайд18. Одна из традиций детского сада весенние и осенние семейные экологические акции и трудовые десанты: «Домик для скворцов», «Цветами улыбается Земля» и др., в которых родители и дети принимают активное
участие. Воспитание бережного отношения к природе — важная часть в
нравственном становлении личности ребенка, а подобные мероприятия
способствуют сплочению семей, улучшают настроение, дают возможность
уделять друг другу больше внимания.
Слайд 19. Родители вместе с детьми с удовольствием и с большой гордостью принимают участие к патриотических акциях: «Окна к 9 мая», «Письмо защитнику», «Посылки солдату». Такие мероприятия активно привлекают семью к патриотическому воспитанию своих детей. Воспитывают у детей чувство уважения к российскому воину, его силе и смелости.
Слайд 20. Акция для родителей «Математика-царица наук» помогла наполнить математические центры интересным материалом. Акция «Игровая площадка зимой», зарядила хорошим настроением, создала благоприятный психологический климат, вовлекла родителей в интересы детского сада.
Слайд 21. Совместные мастер классы с родителями помогают организации совместной деятельности детей и родителей для развития взаимодействия и укрепления связи дошкольной организации с семьей. Родители всегда заинтересованы в новых знаниях и умениях
Слайд 22. Проведенная работа способствует:
• Сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению
традиций, благоприятно повлияла на позитивные взаимоотношения в семьях
воспитанников;
• Развитию у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи,
уважения к своим родным, близким;
• Повышению компетенции родителей в вопросах семейного воспитания,
восстановлению преемственности семейных поколений;
• Дети получили необходимую информацию о своей семье, ее истории,
традициях и обычаях;
• Произошел обмен опытом семейного воспитания;
• Поиску новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
А главный результат, на который и была направлена работа, - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, сострадания, любви к родным и близким.
Слайд 23. Работа в данном направлении приблизила меня к решению важной государственной задачи по созданию условий, необходимых для поддержки, сохранения и развития традиционных ценностей и, в частности, традиций семьи, делающими семьи крепче, ведь семья – это самое важное в жизни человека.
Доказана роль семейных традиций во всестороннем развитии ребенка. Показано, что в семьях, где есть место традициям, дети не испытывают дефицита внимания взрослых, так большую часть свободного времени занимает разнообразная совместная деятельность.
Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социокультурным истокам " Добрая забота" с детьми 4-5 лет.
Суть духовно - нравственного воспитания дошкольников заключается в формировании у ребенка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это значимость семьи для каждого человека, уважение старшего...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по программе социокультурные истоки «Добрая забота»
Конспект организованной образовательной деятельности по программе социокультурные истоки «Добрая забота»Цель: Расширять представления детей о заботе человека о близких, о своих п...

конспект непосредственно образовательной деятельности по программе «Социокультурные истоки» "Доброе слово"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет по программе "Социокультурные истоки на тему " Доброе слово"....
Презентация к занятию по социокультурным истокам "Добрая забота"
В средней группе (4-5) лет происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней. Основной нитью открытого занятия проходила зада...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год
Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...
Конспект ООД по программе «Социокультурные истоки» - «Добрая книга». Тема: «Чему учит добрая книга» на основе русской народной сказки «Репка» для детей младшей группы
Конспект ООД по программе «Социокультурные истоки» - «Добрая книга» (ведущая образовательная область - речевое развитие). Тема: «Чему учит добрая...