Конспект занятия по социокультурным истокам " Добрая забота" с детьми 4-5 лет.
план-конспект занятия (средняя группа)
Суть духовно - нравственного воспитания дошкольников заключается в формировании у ребенка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это значимость семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. В детском саду, наравне с домашним воспитанием происходит процесс духовного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_istokam_dobraya_zabota.docx | 26.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
по программе «Социокультурные истоки» (категория « Труд земной»)
с воспитанниками 5-го года жизни
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Тема «Добрая забота»
Подготовила воспитатель:
Чмеленко Галина Ивановна
МБОУ «Излучинская ОНШ»
Цель: Расширение знаний по социокультурной категории « Труд земной»
Задачи:
- Развивать речь детей, активизировать словарь, уточнить понятия, обозначающие отношение человека к животным ( добрая, заботливая, внимательная, ласковая хозяйка)
- Воспитывать у детей доброе отношение к животным.
- Развивать способность договариваться, приходить к единому мнению.
Методы и приемы: игровые ( хороводная игра « Кто пасётся на лугу?» ); наглядные ( портрет бабушки Матрёны Ивановны, рассматривание макета «Бабушкино подворье»); словесные ( беседа в ресурсном круге, чтение стихотворений, разговор в паре ); практические ( муз – ритмические движения в хороводной игре, практическое задание « Накорми животных»)
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Планируемый результат:
1 Развито умение понятно формулировать свои мысли, вести беседу со сверстниками.
2 Сформирована потребность в совершении добрых поступков.
Предварительная работа:
- Чтение детям литературно-художественных текстов из книги № 3 для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» под общей редакцией И.А.Кузьмина.
- Загадывание загадок, объяснение смысла пословиц и поговорок о заботе человека о домашних животных.
- Проведение серии познавательных занятий по знакомству с домашними животными.
- Просмотр диафильма « Братья наши меньшие»
- Рассматривание картин из серии «Домашние животные»
- Дидактические игры « Узнай по голосу», « Чей хвостик?»
- Изготовление макета «Бабушкин двор »
Словарная работа: Плетень, ясли, колодец, пастбище.
Оборудование и материалы:
Макет « Бабушкин двор» с домашними животными.
Аудиозапись с голосами домашних животных.
Иллюстрации « Домашние животные»
Книга для развития детей « Добрая забота» под редакцией И.А. Кузьмина.
Индивидуальные задания на листах.
Ход занятия:
Дети входят в группу, становятся полукругом.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите
- Как много к нам пришло гостей!
Скажите, здравствуйте, скорей!
Но это ещё не все гости, кто- то приехать не смог. Далеко от нас в одной деревне живет старенькая одинокая, добрая, заботливая бабушка - старушка, а зовут её Матрёна Ивановна.
( на фланелеграфе изображение бабушки). Она прислала нам необычное письмо, не в конверте, а звуковое письмо с голосами животных. Послушайте его.
- Голоса каких животных вы услышали? ( Дети отвечают)
- Где этих животных можно встретить? ( В деревне)
- У всех этих животных есть хозяин или хозяйка. Она заботится о них.
- Бабушка Матрёна приготовила для вас загадки о животных, которые живут у неё во дворе.
Загадки:
С колокольчиком идет,
Травку медленно жует.
Нагуляется на поле
Много молока дает! (Корова)
Это кочка?
Нет, не кочка.
Это бочка?
Нет, не бочка.
Может, тыква с хвостиком
Забежала в гости к нам,
Под крылечко юркнула
И довольно хрюкнула?(Поросёнок)
Чемпион он в быстром беге,
Он, как трактор без колёс,
Возит грузы на телеге,
Любит сено и овёс.( Конь)
Я скажу вам: "Ме-ме-ме!
Подготовьтесь-ка к зиме!
Шерсть мою скорей стригите
И носки себе вяжите!"(Коза)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперёк.
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух. (Собака)
У него четыре лапки.
Эти лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Он гроза для мышей.(Кот)
Кто кричит во дворе,
Будит нас на заре?
У него есть перья - пух!
И зовут его ... ! (Петух)
Кто кудахчет рано утром?
Кто цыплят к себе зовёт,
Их семейкой собирает?
Нам яички раздаёт?(Курица)
Воспитатель подводит детей к макету «На дворе у бабушки Матрёны » и спрашивает:
- Ребята, скажите, пожалуйста, кого вы видите на этом дворе у бабушки?
(корова, лошадь, собака, кошка, овцы, козы и т. д.)
- Как, одним словом можно назвать этих животных? (Домашние).
- Как вы думаете, почему их так называют «Домашние»?
(Потому что они живут рядом с человеком).
- У всех этих животных есть хозяин или хозяйка. Она заботится о них.
Дети садятся полукругом, перед ними макет двора с домашними животными.
Работа в круге.
Беседа: « Как люди заботятся о домашних животных»
- Для чего человек заводит животных? Какая от них польза?
(Лошадь в селе для того, чтобы перевозить тяжести. Летом её запрягают в телегу, зимой в сани).
Раньше на лошадях ездили везде: в городах их запрягали в экипажи, конки. Потом им на смену пришли автомобили. А в деревнях лошади остались.
- Для чего человеку корова? (Она даёт мясо и молоко).
В любое время года коров доит доярка. Затем шофёр на машине везёт молоко на молочный завод, где из него делают разные продукты.
- Какие молочные продукты, ребята, вы знаете? (Творог, сметану, кефир, йогурт, сыр...)
- Кого ещё держит возле себя человек в деревне? (Свинью).
Свиное мясо очень вкусное и питательное. А сало даже синички любят!
- Для чего человек разводит овец и коз?
Их стригут, и их шерсти делают теплые ткани, шерстяную пряжу - нитки.
- Что шьют из ткани, для чего нужны шерстяные нитки?
Люди придумали много разных тканей, и можно бы не заниматься разведением коз и овец. Но дело в том, что козье молоко считается целебным. А из шерсти козы вяжутся вот такие тёплые, красивые шали .Овечьи шубы считаются очень тёплыми, а из шерсти овцы вяжутся вот такие тёплые носочки и варежки.
- Ребята, а вы знаете стихи о домашних животных?
(Чтение детьми стихов о домашних животных).
- Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как?
Во - первых, кормить.
- Как это делают летом?
Летом это сделать проще. Коров, коз, овец пасут на лугу.
- Кто это делает? (Пастух).
- Кто заботится о них? (Люди).
- Как? (Люди летом косят и сушат траву на зиму, заготавливают сено, корм: картофель, овощи, зерно).
- Ребята , а у вас есть дома животные? (Рассказ детей о домашних животных и о заботе о них).
Физкультминутка минутка
(хороводная игра «Кто пасется на лугу?»
Мы знаем с вами веселую хороводную игру «Кто пасется на лугу?» . Хотите поиграть? Я приглашаю вас в круг.
Дети встают в круг, взявшись за руки, идут по кругу вправо (влево) и припевают:
- Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…? Козы?
- Нет не козы.
Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…? Кони?
- Нет не кони.
Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…? Коровы?
- Правильно, коровы. Пейте дети молоко, будете здоровы!
Пословицы о добром отношении к животным
Как вы понимаете пословицу
«У доброго хозяина и собака не ворчлива, и лошадь не ленива»
« Где забота, там и радость»
( обсуждение)
Работа в паре
Воспитатель:- А сейчас, садитесь, пожалуйста, за столы, будем работать в парах. Вам нужно позаботиться о каждом животном. Рассмотрите иллюстрации вместе и договоритесь: кто будет соединять домашнее животное и корм, который он любит, а кто будет рассказывать о выполнении работы. Один рассказывает, а другой - слушает. Когда договоритесь, проведите линии от животного к корму. Эту работу сделайте сообща, вместе, в паре.Расскажите, как вы позаботились о животных. Решите, кто будет рассказывать.
(Рассказы детей о выполненной работе)
Воспитатель:
- А теперь послушайте, как бабушка Матрёна Ивановна заботится о своих домашних животных.
- Бабушка Матрёна кормит собаку вкусными косточками.
- Для коровы она накосила сена.
- Курице припасла зерно.
Посмотрите на свои картинки, сравните с этой и поднимите руки те дети, кто позаботился о домашних животных так же.
- Ребята, как вы думаете, что бы нам сказали животные, если бы они умели говорить?
(Моя кошка Мурка сказала бы «Мур - мяу, благодарю.»
- Молодцы! Спасибо вам за заботу и любовь к животным.
Заключительный этап:
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Подумайте и скажите, что же такое добрая забота человека о животных?
Ответы детей: - Добрая забота о животных – это когда человек помогает животным, а животные благодарят его.
- Это кормить, ухаживать и строить им жильё.
- Добрая забота – это доброе отношение к братьям нашим меньшим.
- А сейчас возьмите свои поделки цыплят и подарите нашим гостям на память. ( Дети дарят поделки присутствующим)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по социокультурным истокам Сказочное слово
Конспект открытого занятия на город....
Конспект занятия по социокультурным истокам
Конспект по истокам...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по программе социокультурные истоки «Добрая забота»
Конспект организованной образовательной деятельности по программе социокультурные истоки «Добрая забота»Цель: Расширять представления детей о заботе человека о близких, о своих п...
Конспект активног занятия по социокультурным истокам с родителями "Добрый мир"
Конспект НОД по социокультурным истокам с родителями...
Презентация к занятию по социокультурным истокам "Добрая забота"
В средней группе (4-5) лет происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней. Основной нитью открытого занятия проходила зада...
Конспект занятия по социокультурным истокам в подготовительной группе.
Цель: создать условия для закрепления знаний детей о сказках и их героях.Задачи:...
Конспект занятия по социокультурным истокам в старшей группе
Методическая разработка...