Конспект занятия по социокультурным истокам " Добрая забота" с детьми 4-5 лет.
план-конспект занятия (средняя группа)

Суть  духовно - нравственного воспитания дошкольников заключается в формировании у ребенка понятий о нематериальных ценностях в жизни. Это значимость семьи для каждого человека, уважение старшего поколения, желание совершать добрые поступки, бережное отношение к природе. В детском саду, наравне с домашним воспитанием происходит процесс духовного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_istokam_dobraya_zabota.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по программе «Социокультурные истоки» (категория « Труд земной»)

с воспитанниками 5-го года жизни

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 Тема «Добрая забота»

                                                                       Подготовила воспитатель:

                                               Чмеленко Галина Ивановна                  

МБОУ «Излучинская ОНШ»

Цель: Расширение знаний по социокультурной категории  « Труд земной»

Задачи:

- Развивать речь детей, активизировать словарь, уточнить понятия, обозначающие отношение человека к животным ( добрая, заботливая, внимательная, ласковая хозяйка)

- Воспитывать у детей доброе отношение к животным.

- Развивать способность договариваться, приходить к единому мнению.

Методы и приемы:  игровые ( хороводная игра  « Кто пасётся на лугу?» ); наглядные  ( портрет бабушки Матрёны Ивановны, рассматривание  макета «Бабушкино подворье»); словесные ( беседа в ресурсном круге, чтение стихотворений, разговор в паре ); практические ( муз – ритмические движения в хороводной игре, практическое задание « Накорми животных»)

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Планируемый результат:

1 Развито умение понятно формулировать свои мысли, вести беседу со сверстниками.

2 Сформирована потребность в совершении добрых поступков.

Предварительная работа:

- Чтение детям литературно-художественных текстов из книги № 3 для развития детей 4-5 лет «Добрая забота» под общей редакцией И.А.Кузьмина.

- Загадывание загадок, объяснение  смысла пословиц и поговорок о заботе человека о домашних животных.

- Проведение серии познавательных занятий по знакомству с домашними животными.

- Просмотр диафильма « Братья наши меньшие»

- Рассматривание картин из серии «Домашние животные»

- Дидактические игры « Узнай по голосу»,  « Чей хвостик?»

- Изготовление макета «Бабушкин двор »

Словарная работа: Плетень, ясли, колодец, пастбище.

Оборудование и материалы:

Макет « Бабушкин двор»  с домашними животными.

Аудиозапись с голосами домашних животных.

Иллюстрации « Домашние животные»

Книга для развития детей « Добрая забота» под редакцией И.А. Кузьмина.

Индивидуальные задания на листах.

Ход занятия:

Дети входят в группу, становятся полукругом.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите

 - Как много к нам пришло гостей!

 Скажите, здравствуйте, скорей!

 Но это ещё не все гости, кто- то приехать не смог. Далеко от нас в одной деревне живет старенькая одинокая, добрая, заботливая бабушка - старушка,  а зовут её Матрёна Ивановна.

 ( на фланелеграфе изображение бабушки).  Она прислала нам необычное письмо, не в конверте, а звуковое письмо с голосами животных. Послушайте его.

- Голоса каких животных вы услышали?  ( Дети отвечают)

- Где этих животных можно встретить?   ( В деревне)

- У всех этих животных есть хозяин или хозяйка. Она заботится о них.

- Бабушка Матрёна  приготовила для вас загадки о животных, которые живут у неё во дворе.

Загадки:

С колокольчиком идет,
Травку медленно жует.
Нагуляется на поле
Много молока дает! (Корова)

Это кочка?

Нет, не кочка.

Это бочка?

Нет, не бочка.

Может, тыква с хвостиком

Забежала в гости к нам,

Под крылечко юркнула

И довольно хрюкнула?(Поросёнок)

Чемпион он  в быстром беге,

Он, как трактор без колёс,

Возит грузы на телеге,

Любит сено и овёс.( Конь)

Я скажу вам: "Ме-ме-ме!

Подготовьтесь-ка к зиме!

Шерсть мою скорей стригите

И носки себе вяжите!"(Коза)        

 

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперёк.

Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх,        

Зоркий глаз и острый слух. (Собака)

У него четыре лапки.

Эти лапки цап-царапки.

Пара чутких ушей.

Он гроза для мышей.(Кот)

 

Кто  кричит во дворе,

Будит нас на заре?

У него  есть перья - пух!

И зовут его ... !  (Петух)

Кто кудахчет рано утром?

Кто цыплят к себе зовёт,

Их семейкой собирает?

Нам яички раздаёт?(Курица)

Воспитатель подводит детей к макету «На дворе  у бабушки Матрёны » и спрашивает:

- Ребята, скажите, пожалуйста, кого вы видите на этом дворе у бабушки?

(корова, лошадь, собака, кошка, овцы, козы и т. д.)

- Как, одним словом можно назвать этих животных? (Домашние).

- Как вы думаете, почему их так называют «Домашние»?

(Потому что они живут рядом с человеком).

  - У всех этих животных есть хозяин или хозяйка. Она заботится о них.

Дети садятся полукругом, перед ними макет двора с домашними животными.

Работа в круге.

Беседа: « Как люди заботятся о домашних животных»

- Для чего человек заводит животных? Какая от них польза?

(Лошадь в селе для того, чтобы перевозить тяжести. Летом её запрягают в телегу, зимой в сани).

Раньше на лошадях ездили везде: в городах их запрягали в экипажи, конки. Потом им на смену пришли автомобили. А в деревнях лошади остались.

- Для чего человеку корова? (Она даёт мясо и молоко).

В любое время года коров доит доярка. Затем шофёр на машине везёт молоко на молочный завод, где из него делают разные продукты.

- Какие молочные продукты, ребята, вы знаете? (Творог, сметану, кефир, йогурт, сыр...)

- Кого ещё держит возле себя человек в деревне? (Свинью).

Свиное мясо очень вкусное и питательное. А сало даже синички любят!

- Для чего человек разводит овец и коз?

Их стригут, и их шерсти делают теплые ткани, шерстяную пряжу - нитки.

- Что шьют из ткани, для чего нужны шерстяные нитки?

Люди придумали много разных тканей, и можно бы не заниматься разведением коз и овец. Но дело в том, что козье молоко считается целебным. А из шерсти козы вяжутся вот такие тёплые, красивые шали .Овечьи шубы считаются очень тёплыми, а из шерсти овцы вяжутся вот такие тёплые носочки и варежки.

- Ребята, а вы знаете стихи о домашних животных?

 (Чтение детьми стихов о домашних животных).

 - Для того, чтобы домашние животные приносили пользу, за ними необходимо ухаживать. Но как?

Во - первых, кормить.

- Как это делают летом?

Летом это сделать проще. Коров, коз, овец пасут на лугу.

- Кто это делает? (Пастух).

- Кто заботится о них? (Люди).

- Как? (Люди летом косят и сушат траву на зиму, заготавливают сено, корм: картофель, овощи, зерно).

- Ребята , а у вас есть дома животные? (Рассказ детей о домашних животных и о заботе о них).

Физкультминутка минутка

 (хороводная игра «Кто пасется на лугу?»

 Мы знаем с вами веселую хороводную игру «Кто пасется на лугу?» . Хотите поиграть? Я приглашаю вас в круг.

Дети встают в круг, взявшись за руки, идут по кругу вправо (влево) и припевают:

- Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…? Козы?

- Нет не козы.

Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…? Кони?

- Нет не кони.

Далеко, далеко, на лугу пасутся ко…? Коровы?

- Правильно, коровы. Пейте дети молоко, будете здоровы!

Пословицы о добром отношении к животным

Как вы понимаете пословицу

«У доброго хозяина и собака не ворчлива, и лошадь не ленива»

« Где забота, там и радость»

 ( обсуждение)

Работа в паре

Воспитатель:- А сейчас, садитесь, пожалуйста, за столы,  будем работать в парах.  Вам нужно позаботиться о каждом животном. Рассмотрите иллюстрации вместе и договоритесь: кто будет соединять домашнее животное и корм, который он любит, а кто будет рассказывать о выполнении работы. Один рассказывает, а другой - слушает. Когда договоритесь, проведите линии от животного к корму. Эту работу сделайте сообща, вместе, в паре.Расскажите, как вы позаботились о животных. Решите, кто будет рассказывать.

(Рассказы детей о выполненной работе)

Воспитатель:

- А теперь послушайте, как бабушка Матрёна Ивановна заботится о своих домашних животных.

- Бабушка  Матрёна кормит собаку вкусными косточками.

- Для коровы она накосила сена.

- Курице припасла зерно.

Посмотрите на свои картинки, сравните с этой и поднимите руки те дети, кто позаботился о домашних животных так же.

- Ребята, как вы думаете, что бы нам сказали животные, если бы они умели говорить?

(Моя кошка Мурка сказала бы  «Мур - мяу, благодарю.»

- Молодцы! Спасибо вам за заботу и любовь к животным.

Заключительный этап:

- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?

- Подумайте и скажите, что же такое добрая забота человека о животных?

Ответы детей: - Добрая забота о животных – это когда человек помогает животным, а животные благодарят его.

- Это кормить, ухаживать и строить им жильё.

- Добрая забота – это доброе отношение  к братьям нашим меньшим.

- А сейчас возьмите свои поделки цыплят и подарите нашим гостям на память. ( Дети дарят поделки присутствующим)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по программе социокультурные истоки «Добрая забота»

Конспект организованной образовательной деятельности по программе социокультурные истоки «Добрая забота»Цель: Расширять представления детей о заботе человека о близких, о своих п...

Конспект активног занятия по социокультурным истокам с родителями "Добрый мир"

Конспект НОД по социокультурным истокам с родителями...

Презентация к занятию по социокультурным истокам "Добрая забота"

В средней группе (4-5) лет происходит первоначальное знакомство с истоками наиболее близкой ребенку социокультурной среды и деятельности человека в ней. Основной нитью открытого занятия проходила зада...

Конспект занятия по социокультурным истокам в подготовительной группе.

Цель: создать условия для закрепления знаний детей о сказках и их героях.Задачи:...