Индивидуальный образовательный маршрут по работе с застенчивыми детьми
методическая разработка
Индивидуальный образовательный маршрут по работе с застенчивыми детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут по работе с застенчивыми детьми
ОБЩИЕ ДАННЫЕ
Показатели | Данные |
Ф.И. ребенка | |
Дата рождения | г. |
Сведения о семье: Мать (ФИО, образование) Отец (ФИО, образование) | |
Семья. | Полная, 2 детей, второй ребенок |
Воспитатели (ФИО) | Титова Татьяна Николаевна |
Группа здоровья | II группа |
ФИ ребенка – Антон Б. | Содержание |
Возраст – 6 лет | |
I. Диагностический блок | |
Формы и методы педагогического мониторинга: наблюдение, изучение продуктов деятельности, беседа, тестирование, эксперимент. Дети | 1«Лесенка» Хухлаевой Л. Цель исследования: определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди. 2. Диагностическая методика «Секрет» («Подарок»)Автор: разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой. Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия. 3. «Кинетический рисунок семьи» Автор: Кауфман Цель: выявить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, своего места в семье, а также его отношений к членам семьи. Тест КРС состоит из 2 частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик. 4. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка. Методика предназначена для детей 4-7 лет. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциальной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, показывает отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе. Тест «Сказка» Луизы Дюсс «Птенец» Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе. |
Родители | 1.«Анализ семейных взаимоотношений» Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис (АСВ) 2. Тест на оценку уровня тревожности А.И. Захарова 3. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд 4. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г. П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко |
Педагоги | 1. Опросник «Критерии определения тревожности у ребенка», П. Бейкер и М. Алворд. 2. Опросник для выявления тревожности у ребенка Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко |
Результаты диагностики: | Таким образом, проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, что у Антона очень высокая тревожность - 85%. Теряется в общении с мало и незнакомыми людьми с трудом отвечает на вопросы и обращении взрослых; Адаптация в детском саду происходит крайне медленно: стесняется попросится в туалет, задать вопрос; На вопросы воспитателя не отвечает, если отвечает, то невнятно, кратко и тихо; Скован в движениях, при общении принимает напряженную позу, сутулятся, нагибают голову, трогают волосы и лицо. Избегает контакта глаз, быстро отводят взгляд, краснеют, отворачиваются, стараются спрятаться за сверстников. Главное стремление – не привлекать внимание к себе, быть незаметным, остаться в стороне; В общении с другими детьми они изолированы, их отстраняют от участия в совместных играх. Ребенок становиться объектом для выражения агрессивных тенденций других детей, т. к. скован стеснительностью и страхом обидчика. Склонность к внутреннему способу выражения эмоций. Они больше чувствуют, чем могут выразить, больше накапливают знаний, чем используют в реальной жизни; Неудачи при выполнении заданий объясняются тем, что он боится ошибиться, не угодить взрослым. |
Цель: | Снижение уровня застенчивости дошкольника. |
Задачи: | #1050;оррекция застенчивого состояний у дошкольников, снятие эмоционального напряжения, повышение уверенности в себе и своих силах. #1055;омочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов. Развивать коммуникативные умения и навыки #1055;рофилактика конфликтов детско-родительских отношений. Дать родителям психолого-педагогические рекомендации по преодолению застенчивости у ребенка. |
II. Установочный блок | |
Приемы и методы | - обучение способам расслабления; - игры для сенсорной стимуляции; - беседы; - упражнения; - подвижные игры для развития коммуникативных навыков; - коррекция застенчивости с помощью чтения сказок; -прослушивание музыки; - рисунки. |
Прямые методы воздействия: | создание ситуации успеха, похвала, поощрение, тренинги, упражнения, этюды, поручения. |
Косвенные методы воздействия: | чтение художественных произведений, организация различных видов игр, создание положительного микроклимата, работа с социумом детей. |
III. Коррекционный блок | |
Предлагается методика Л.И Канаевой, коррекционная работа проводится 1-2 раза в неделю. На ребенка заводится дневник наблюдений, в который фиксируется особенности настроения и поведения ребенка. Материалом занятий служат игры и упражнения, способные развивать коммуникативные способности. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут. Цикл занятий рассчитан на 7 месяцев. | |
Прогнозируемый результат: | -развитию уверенности в себе -умению устанавливать контакт с другими детьми -повышению активности застенчивого ребёнка -повышению самооценки и уверенности в своих силах. |
Содержание индивидуальной коррекционной работы
Октябрь | ||
ЗАНЯТИЕ 1 Прослушивание сказки «Три подружки». | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие эмоционально-выразительных движений; развитие коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 2 Этюд «Робкий Чебурашка». | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие способности понимать эмоциональное состояние партнеров по общению; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 3 Упражнение «Ласковое имя» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности;. развитие эмоционально-выразительных движений; развитие умения входить в контакт, воспитание доброжелательного отношения к окружающим; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 4 Беседа о речи | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; формирование эффективных способов общения; развитие межличностного доверия; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
Ноябрь | ||
ЗАНЯТИЕ 1 Беседа «Как можно научиться общаться без слов» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических (внеязыковых) средств общения; воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 2 Упражнение «Через стекло» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие вербальных и невербальных средств общения; формирование способности осознавать и выражать свое эмоциональное состояние; развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам; формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 3 Упражнение «Расскажи стихи без слов» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических средств общения; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 4 Упражнение «Рисуем себя» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие самосознания, формирование адекватной самооценки; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
Декабрь | ||
ЗАНЯТИЕ 1 Игра «Незнайка» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие паралингвистических средств общения; формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 2 Игра «Дракон ловит свой хвост» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; развитие паралингвистических средств общения; воспитание способности к согласованному взаимодействию; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 3 Упражнение «Разыгрываем сказку» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие коммуникативных навыков; воспитание способности к согласованному взаимодействию; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 4 Игра «Веселый мячик» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; развитие вербальных и невербальных средств общения; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
Январь | ||
ЗАНЯТИЕ 1 Упражнение «Угадай эмоцию» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям; развитие самосознания и индивидуальности; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 2 Упражнение «Незаконченные предложения». | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие самосознания, формирование адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 3 Упражнение «Расскажи о том, что тебе нравится в себе» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие самосознания, формирование адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 4 Игра «Заколдованный ребенок» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие вербальных и невербальных средств общения; воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
Февраль | ||
ЗАНЯТИЕ 1 Игра «Путешествие» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 2 Игра «Лети, лети, лепесток» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие самосознания, формирование адекватной самооценки; развитие социальных эмоций, коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 3 Упражнение «Комплименты» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам; развитие самосознания, формирование адекватной самооценки; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 4 Игра «Строители» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; развитие интереса и внимания к партнерам по общению; развитие самосознания и индивидуальности; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
Март | ||
ЗАНЯТИЕ 1 Упражнение «Зеркало» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие вербальных и невербальных средств общения; развитие интереса и внимания к партнерам по общению; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 2 Игра «Смелые мышки» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание доброжелательного отношения к окружающим; развитие коммуникативных способностей; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 3 Игра «Улиточка» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; воспитание интереса и внимания к партнерам по общению; развитие самосознания, формирование адекватной самооценки; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 4 Беседа «Как мы боремся с трудностями» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие самосознания, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; развитие вербальных и невербальных средств общения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
Апрель | ||
ЗАНЯТИЕ 1 Игра «Паровозик» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 2 Игра «Ладошки» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; развитие умения оказывать положительные знаки внимания сверстникам; формирование адекватной самооценки, развитие уверенности в себе; развитие вербальных и невербальных средств общения; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 3 Упражнение «Придуманная страна» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; сплочение группы, воспитание способности к согласованному взаимодействию; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
ЗАНЯТИЕ 4 Игра «На кого я похож» | Задачи: преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности; воспитание интереса к партнерам по общению; развитие самосознания и индивидуальности; снижение психоэмоционального напряжения. | Л.И. Катаева «Работа психолога с застенчивыми детьми» |
Работа с родителями (консультация) | ||
«Характеристика застенчивых детей» | Цель: дать родителям психолого-педагогические рекомендации по преодолению застенчивости у ребенка; формирование адекватной установки на восприятие изменения ребенка. | |
«Пять советов» | Цель: помочь ребенку стать уверенным в социальной среде. | |
Рекомендации | «Как помочь застенчивому ребёнку?» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в детском саду. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальная образовательная программа
Представляю мультимедийную презентацию к своему выступлению 18 мая 2016 г. на окружном семинаре-практикуме «Система эффективного взаимодействия специалистов комплекса по созданию условий обучени...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....

ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ТЕМЕ «ЦВЕТЫ» для совместной деятельности родителей с детьми раннего возраста в сети Интернет. Интеграция образовательных областей.
ЭЛЕКТРОННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПО ТЕМЕ «ЦВЕТЫ» для совместной деятельности родителей с детьми раннего возраста в сети Интернет. Интеграция образовательны...

Индивидуальный образовательный маршрут педагога «Использование электронных образовательных ресурсов в работе с детьми второй младшей группы»
Применение ЭОР для повышения интереса к познавательной деятельности детей второй младшей группы...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Создание индивидуального образовательного маршрута на основе КИМП (конструктора индивидуального образовательного маршрута и программы для дошкольников с ОВЗ)
Для специалистов коррекционного профиля...