Занятие воздух-неведимка
план-конспект занятия (средняя группа)

Калачук Мария Игоревна

Занятие воздух-неведимка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kalachuk_m._vozduh_nevedimka.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Российская федерация

Иркутская область

Эхирит –Булагатский район

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка»

669001 Иркуткая область Эхирит-Булагатский район.

п. Усть-Ордынский, ул. 50 лет Октября,68. Тел.(39541)-50-32

Конспект занятия-экспериментирования  по экологии для детей средней группы

«Воздух – невидимка»

                                                                                               Подготовила и провела:

                                                                                               Воспитатель Калачук М.И.

2023 год

Цель: 

Развивать познавательную активность детей среднего возраста в процессе экспериментирования.

Интеграция образовательных областей:

«Социально коммуникативное развитие», «речевое развитие», «познание», «физическое развитие».

Задачи:

Обучающие:

- Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

- Закрепить представление детей о воздухе, его свойствах.

- Формировать представления о свойствах воздуха: воздух прозрачный и

невидимый, воздух есть внутри каждого человека, воздух можно поймать и

запереть, воздух легкий, воздух есть везде, воздух может двигаться, а когда

воздух движется, то получается ветер.

-  Обогащать словарный запас детей.

- Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие:

- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

- Развивать познавательную активность, побуждать детей мыслить.

- Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

- Развивать зрительное и слуховое внимание, способствовать формированию мыслительных операций, развитию  речи и уметь аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

- Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

- Воспитывать самостоятельность, умение понимать задания.

- Рассуждать, искать ответ самостоятельно, внимательно слушать вопросы и

отвечать на них, не перебивая друг друга.

- Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с раздаточным материалом.

Предварительная  работа:

- беседа о воздухе, его роли в жизни человека

- загадывание загадок

- наблюдение за воздухом (теплый, холодный, сильный, слабый и т.д)

- наблюдение за облаками (плывут, стоят на месте)

Словарная работа – активизировать словарь детей. Лаборатория, прозрачный, невидимый (невидимка), легкий, воздушный, опыт.

Виды деятельности: Игровая, познавательно-

исследовательская, двигательная, коммуникативная

Методы:

Наглядный (показ способов действий).

Словесный (беседа, обсуждение, диалог, пояснение).

Игровой (включение и использование игры, сюрпризный момент).

Практический (экспериментирование).

Форма организации: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма реализации: проблемная ситуация, экспериментирование, игра с речевым сопровождением, двигательная активность.

Оборудование: полиэтиленовые мешочки, стаканчики с чистой водой, пластиковые трубочки. Салфетки бумажные, веер из бумаги (по количеству детей), трубочки коктейльные на каждого ребёнка; зубочистка; бегемотик Жужа с шариками (красный, зелёный, синий); акварельные краски; альбомные листы на каждого ребёнка.

Ход занятия

  1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг, взяться за руки, улыбнуться друг другу и создать хорошее настроение.

Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
— Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Здравствуй, солнышко родное,
Здравствуй, небо голубое!
Мы навстречу вам откроем
И ладошки и сердца.

Организация проблемной ситуации.

Воспитатель: ребята, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости?

Д: бегемотик.

В: правильно, а зовут его бегемотик Жужа. Только пришёл он к нам не с пустыми руками, а с шариками, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).

- А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что человек может прожить без еды – 30 дней, без воды – 15 дней, а без воздуха не сможет прожить и 5 минут. Давайте, проверим.

1. Эксперимент «ЗАДЕРЖКА ВОЗДУХА»

Воспитатель: давайте попробуем зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? (Вы начали задыхаться).Чего вам не хватало (Воздуха) Дети, можем мы долго находиться без воздуха? (нет)

Вывод: человек не может жить без воздуха.

Воспитатель: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (Ответы детей)

2 Эксперимент «ПОЙМАЙ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг). Давайте сделаем вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает. -Дети, мы видим, что воздух в пакете?

Вывод: воздух бесцветный.

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Шипение, воздух выходит).

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Ответы детей)

3 Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.

4. Эксперимент «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельчёнными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились.

Вывод: Воздух переносит запахи.

Воспитатель: А сейчас у нас минутка для отдыха.

Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Выходи гулять! («зовут»)
Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)
(И. Лебедева)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать. (Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью кисточки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют. -Давайте пофантазируем, на что похожа клякса? Вечером мы с вами дорисуем нашу работу

Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о воздухе. Ответьте на главный вопрос: зачем нужен воздух человеку, животным, растениям - всему живому? (Чтобы дышать и жить, без воздуха мы задохнемся)

Вывод: Воздух необходим для дыхания, для жизни. Очень важно открывать форточку, проветривать, чтоб в комнате всегда был свежий воздух.

Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками средней группы "Воздух-неведимка"

Данный конспект позволяет сформировать представления о свойствах воздуха (невидим и находится в окружающем пространстве, не имеет запаха, прозрачен)...

занятие "Воздух- неведимка"

Цель: знакомство с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.Задачи:1. Дать детям представление о свойствах воздуха (прозрачный, невидимый, безвкусный, без запаха, издаёт звуки) .2. Р...

Проект "Воздух-неведимка"

Воздух играет очень важную роль в жизни каждого из нас, это самое ценное, что есть в жизни каждого человека, ведь если бы не было его, не было и жизни на планете Земля. Благодаря воздуху наш орг...

Программа в средней группе на тему "воздух неведимка"

Программа разработана для детей средней группы по эксперементированию .Дети вместе своспитателем проводили опыты с воздухом и водой....

НОД "Воздух - неведимка"

Проведение НОД с опытами и экспериментами....

"Воздух - неведимка"

Конспект образовательной деятельности "Познавательное развитие" старшая группа...

Конспект занятия "Воздух-неведимка"

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий — роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любозна...