Доклад на межрегиональной конференции "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ"
материал

Павлова Галина Владимировна

Хотим поделиться с Вами практическими наработками по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми возможностями здоровья».

Общие закономерности психического развития ребенка.

  • цикличность и неравномерность,
  • пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации,
  • интеграция психики,
  • соотношение влияющих на развитие ребенка биологических и социальных факторов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx68.53 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Немного расскажем о себе: мы работаем педагогами-психологами МКДОУ АГО «Ачитский детский сад «Улыбка», каждый на 7 филиалах детских садов (2 основных филиала +5 по запросам). В каждой территории есть дети с особыми возможностями здоровья: в основном дети с ТНР, ЗПР, также появились дети с УО, РАС. Дети выявлены, благодаря ППк детского сада «Улыбка».

Хотим поделиться с Вами практическими наработками по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми возможностями здоровья».

Общие закономерности психического развития ребенка.

  • цикличность и неравномерность,
  • пластичность нервной системы и основанная на этом способность к компенсации,
  • интеграция психики,
  • соотношение влияющих на развитие ребенка биологических и социальных факторов.

Мнемические процессы обеспечивают сохранение информации. Все они объединяются общим понятием память.

Память определяется как отражение человеком опыта посредством запоминания, сохранения, последующего воспроизведения, а также процесс забывания, угасания, стирания.

Самый ранний вид – моторная или двигательная память начальное свое выражение находит в первых, условных двигательных рефлексах детей.

Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения.

Начало эмоциональной или аффективной памяти, относится к первому полугодию жизни ребенка.

Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся им ко второму году жизни.

Образная память появляется значительно позже моторной и эмоциональной, но несколько раньше вербальной.

Именно в такой последовательности идет развитие мнемических способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

В современном мире  есть возможность приобрести разнообразные пособия, рабочие тетради, которые направлены на развитие памяти.

Игровое пособие для работы с детьми дошкольного возраста и детей с ООП «Коврик самотканый»

Цель: Развитие памяти, внимания, восприятия, мышления и мелкой моторики.

Дидактическая игра «Повтори узор»

Детям предлагается повторить узор по образцу.

Казалось бы, каким образом простая игрушка может развивать речь малыша, а все очень просто.

Учеными доказано, что участок мозга, отвечающий за развитие моторики, расположен рядом с областью, отвечающей за развитие речи. Тем самым, развитие участка, отвечающего за моторику, благотворно влияет и на речь.

«Коврик» для детей с особыми образовательными способностями  помогает закрепить или расширить знание цветов, длину, употребление предлогов.

Дидактическая игра «Запомни узор и повтори»

Предлагаем детям рассмотреть узор, задаем вопросы о том, какого цвета полоски, сколько их, какая полоска первая слева, какого цвета полоска крайняя справа.

Дать детям время запомнить и закрываем образец. Дети повторяют узор.

Игра получилась интересной, увлекательной и у детей появился выбор, взять по желанию то, что больше всего нравится.

Можно «ткать коврик» не только полосками, но и узкими атласными лентами.

Кинезиология –
наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Основная цель кинезиологии

Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга

Методика «Пиктограмма» А.Р. Лурия

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений, скороговорок, загадок.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД Тема: ««Игровое поле» как метод психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР

В данном докладе представлены авторские разработки, используемые при работе с детьми с ОНР....

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "...

Доклад Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО

Логопедическое сопровождениедетей с ОВЗ в условиях ФГОС ДО...

Доклад на Межрегиональный научно-методический семинар «Бурятский язык в дошкольном образовании: языковое погружение в условиях билингвальной/полилингвальной/ образовательной среды "Создание в ДОУ языковой среды по изучению бурятского языка".

В нашей республике сложилась новая языковая ситуация. Несмотря на то, что у нас  в в последнее время  создаются все более благоприятные условия для развития бурятского  языка, нашими уч...

Презентация постерного доклада на межрегиональном методическом марафоне "Образовательные инициативы: современные технологии математического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Развитие  познавательных способностей  детей дошкольного возраста – эта одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Для решения этой задачи особенно важным является формиров...

Круглый стол в рамках ГМО «Создание развивающей образовательной среды для детей с ОВЗ как основы системы условий социализации и индивидуализации» Доклад:«Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения»

Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. Но у детей с ОВЗ процесс социализации существенно затруднен, при этом их будущее...