ДОКЛАД Тема: ««Игровое поле» как метод психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР
материал (старшая группа) на тему
В данном докладе представлены авторские разработки, используемые при работе с детьми с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vetlugina_a.n.-_doklad.doc | 49 КБ |
vetlugina_prezentatsiya_posobiy.pptx | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
ПОСЕЛКА БЕРКАКИТ НЕРЮНГРИНСКОГО РАЙОНА
ДОКЛАД
Тема: ««Игровое поле»
как метод психолого-педагогического сопровождения
детей с ОНР
Подготовила:
Педагог-психолог
Ветлугина Анна Николаевна
2017г
Психолого-педагогическая реабилитация предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций, например, пространственных нарушений; подключение компенсаторных возможностей.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов и специалистов на создание благоприятных условий для развития детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. В связи с чем меняется отношение к образованию детей: меняется позиция педагогов при взаимодействии с воспитанниками. Репродуктивные методы уходят на второй план, на первый выходят игровые.
Зная проблему ребенка с ОНР можно целенаправленно скорректировать определенную сферу личности ребенка: познавательную, коммуникативную, эмоциональную, волевую, регулятивную.
Выбирая методы психокоррекционной работы с дошкольниками необходимо ориентироваться на особенности возраста и ведущую функцию психического развития дошкольника.
В дошкольном образовании именно игровой метод является наиболее эффективным, так как:
- игра является для ребенка одним из основных способов взаимодействия с окружающим миром, с людьми;
- игра- это символическая переработка реальных впечатлений и переживаний;
- игра- это язык, который позволяет самовыражаться, общаться.
Исследования показали, что игра является основным методом психокоррекционной работы с дошкольниками с отклонениями в развитии, в частности, с нарушениями речи.
Игры подразделяют на дидактические (коррекция той или иной психической функции) и психологические.
Для решения задач реабилитации ребенка с нарушениями речи психолог в большей степени обращает внимание на проблемы, связанные с речевым развитием, ориентируется на проблемы коммуникации, на то, как ребенок выстраивает свое взаимодействие и как себя чувствует в этих взаимоотношениях, какой психологический климат в группе.
В связи с этим была поставлена цель - найти интересный игровой метод, который мог бы заинтересовать и вовлечь ребенка в игру и оказал бы коррекционно-развивающий эффект.
Опыт работы с детьми позволил разработать и реализовать виды игр на закрепление лексических тем и на развитие эмоционально-волевой сферы с использованием «игрового поля», для изготовления которого используются цветовые круги, символы, указатели.
Основные цели использования «игрового поля»:
- создание положительного настроя на игру;
- установление доверительных отношений между игроками;
- развитие познавательных процессов;
- развитие коммуникативных навыков;
- расширение вербальных и невербальных способов общения;
- формирование навыков контроля и самоконтроля;
- снижение эмоционального напряжения, тревожности, агрессии.
Для проведения игр необходимо следующее оборудование:
- «игровое поле», изготовленное своими руками (50Х50);
- Пластилин аналогичного цвета, как на поле,
мелкие игрушки или обычные фишки разных цветов:
- Кубик с указанием количества ходов (от 1 до 6);
- карточки по цвету секторов «игрового поля» с заданиями или карточки с эмоциями.
Алгоритм проведения игр:
- объявление темы;
-настрой детей на предстоящую деятельность;
- мотивация детей (проблемная ситуация, загадка);
- если нужно, использование карточек с заданиями;
- лепка фишек или выбор цветовой фишки;
- проведение игры;
- выход и рефлексия игры.
Предлагаем ознакомиться с играми с использованием «игрового поля».
- Игра «Фрукты» (познавательное направление)
Цель: закрепление и обобщение знаний о фруктах.
Оборудование: « игровое поле», разноцветные фишки, кубик, карточки с заданиями (соотносятся с цветовыми секторами).
Всего 4 цветовых сектора:
-красный;
-зеленый;
-оранжевый;
-желтый.
Ход:
Дети передвигаются по полю с помощью фишки. Количество ходов показывает выброшенный кубик. Право первого хода предоставляется тому, кто первым соберет разрезную картинку с изображением фрукта. Цветовой сектор указывает, какую карточку с заданием нужно взять. Сектор с буквой «А» - аплодисменты для разрядки обстановки.
Примеры заданий.
Красный цвет:
- назови фрукты, которые знаешь.
Зеленый цвет:
- опиши фрукт так, чтобы остальные игроки смогли его отгадать.
Оранжевый:
- отгадай загадку.
Желтый:
- исключи лишнее слово и объясни свой выбор.
Дойдя до финиша, игроки встают в круг и делятся своими впечатлениями, рассказывают о трудностях, с которыми столкнулись во время игры.
Игры организуются в соответствии с лексической темой недели.
- Игра «Ромашковое поле» (психологическое направление)
Цель: понимание, узнавание и показ различных эмоций с помощью невербальных средств общения.
Оборудование: «игровое поле», разноцветные фишки, кубик, карточки с изображением эмоций (соотносятся с цифрой).
Эмоции:
- испуг;
- грусть;
-спокойствие;
- радость;
-злость;
-доброта;
-равнодушие.
Ход:
Дети передвигаются по полю с помощью фишки. Количество ходов показывает выброшенный кубик. Ромашка с цифрой указывает, какую карточку с изображением эмоции нужно взять. Ребенок называет эмоцию и показывает ее, используя невербальные способы: мимику, жесты, пантомимику. Сектор с буквой «А» означает аплодисменты. Дойдя до финиша, дети встают в круг и делятся впечатлениями: что узнали нового, какие трудности возникали во время игры.
Таким образом, был найден эффективный метод организации психокоррекционной работы с детьми с ОНР, позволяющий сформировать личностные качества, отвечающие всем требованиям ФГОС ДО:
- ребенок проявляет инициативу и активность в игре;
- учится договариваться, учитывать интересы и чувства других, старается адекватно решать конфликты;
- обучается в процессе психологической игры подчиняться правилам и социальным нормам;
- у ребенка формируется познавательная потребность;
- ребенок вырабатывает правила безопасного поведения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра «Фрукты» (познавательное направление) Цель: закрепление и обобщение знаний о фруктах. Оборудование: «поле», разноцветные фишки, кубик, карточки с заданиями (соотносятся с цветовыми секторами). Всего 4 цветовых сектора: -красный; -зеленый; -оранжевый; -желтый.
Ход: Дети передвигаются по полю с помощью фишки. Количество ходов показывает выброшенный кубик. Право первого хода предоставляется тому, кто первым соберет разрезную картинку с изображением фрукта. Цветовой сектор указывает, какую карточку с заданием нужно взять. Сектор с буквой «А» - аплодисменты для разрядки обстановки. Примеры заданий. Красный цвет: - назови фрукты, которые знаешь (фрукты красного цвета, фрукты круглой формы и т.д. ). Зеленый цвет: - опиши фрукт так, чтобы остальные игроки смогли его отгадать. Оранжевый: - отгадай загадку. Желтый: - исключи лишнее слово и объясни свой выбор.
Игра «Ромашковое поле» (психологическое направление) Цель: понимание, узнавание и показ различных эмоций с помощью невербальных средств общения. Оборудование: «поле», разноцветные фишки, кубик, карточки с изображением эмоций (соотносятся с цифрами). Эмоции: - испуг; - грусть; -спокойствие; - радость; -злость; -безразличие; -доброта.
Ход: Дети передвигаются по полю с помощью фишки. Количество ходов показывает выброшенный кубик. Цифра указывает, какую карточку с изображением эмоции нужно взять. Ребенок называет эмоцию и показывает ее, используя невербальные способы: мимику, жесты, пантомимику. Сектор с буквой «А» означает аплодисменты. Дойдя до финиша, дети встают в круг и делятся впечатлениями: что узнали нового, какие трудности возникали во время игры.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стандартизированное наблюдение, как метод психолого - педагогической оценки результативности.
Наблюдение, как основной метод в работе педагога- психолога имеет один недостаток- трудоёмкость протоколирования. Особенно много усилий приходится приложить, чтобы отразить результаты наблюдения...
Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи
Данный материал содержит опыт работы применения сказотерапии в работе с детьми с ОВЗ. Данный доклад и презентация были представлены на Межрегиональной научно-практической конференцие "Психолого-...
Игротерапия как метод психолого-педагогической коррекции. Цели игровой терапии. История становления основных направлений игровой терапии
консультация для педагогов...
Сказкотерапия – как метод психолого-педагогической коррекции развития ребенка с нарушением речи.
Сказкотерапия — интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собс...
Сказкотерапия -метод психолого-педагогической коррекции поведения детей.
Сказкотерапия,как метод психологической коррекции детей очень популярен .Он позволяет погрузить ребёнка в сказочный мир,где он сможет на примере персонажей осознать свои собственные проблемы и увидеть...
Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возни...
«Игровые технологии как метод психолого-педагогической работы педагога в соответствии с требованиями ФОАП»
laquo;Игровые технологии как метод психолого-педагогической работы педагога в соответствии с требованиями ФОАП»...