Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в форме квеста «Моя Семья»
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в форме квеста «Моя Семья»
Воспитатель: Хартахоева Ж. З.
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
Задачи:
- формировать представление о значении семьи в жизни ребенка;
- закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях;
- знать понятия «отчество», «род»;
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
- побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи, рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать.
Предварительная работа
Беседы «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотографий), «Мне хорошо, когда…», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи». Составление рассказов «Наши семейные традиции».
Оборудование:7 конвертов, 7 букв «Я», доска, или мольберт, лист А3 для кроссворда, зеркало, клубок, портреты знаменитых людей (В. В. Путин, Ю.А. Гагарин, А. С. Цыденов, В. В. Терешкова, Ч. Б. Маншеев).
Ход образовательной деятельности
Педагог: Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.
Педагог: Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? Как вы думаете, этот малыш счастлив? Почему? (Изображение улыбающегося ребенка. (Слайд2)
- Скажите, пожалуйста, а вы счастливые дети?
- Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?
(ответы детей).
Педагог: Я предлагаю вам отправиться в путешествие и найти ответ на вопрос, что нужно человеку для счастья. За каждый правильный ответ на вопрос вы будете получать конверт с буквой, из них мы сложим слово. Это и будет ответ на вопрос.
Дети вместе с воспитателем подходят к доске. На доске вывешивается лист формата А3 с заранее нарисованными клетками.
Первое задание
Педагог: Разгадайте кроссворд.
1. Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша… (мама) слайд 3
2. Кто научит гвоздь забить,
Даст машину порулить
и подскажет, как быть смелым? —
все вы знаете, ребята -
это наш любимый … (папа) слайд 4
3. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… (бабушка) слайд 5
4. Он трудился не от скуки,
у него в мазолях руки,
а теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый … (дед) слайд 6
5. Кто любит и меня и братца
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка –
Моя старшая… (сестренка). Слайд 7
После того как дети разгадали кроссворд педагог вручает им конверт. В конверте буква «Я».
Второе задание
Педагог: Есть в комнате портрет
Во всем на вас похожий.
Засмейтесь — и в ответ
Он засмеется тоже.
Как вы думаете, что это?(Зеркало) слайд 8
Дети вместе с педагогом ищут зеркало. К нему прикреплена записка с заданием.
Педагог: У каждого человека есть что-то такое, чего нельзя увидеть в зеркале, но это отличает его от других. Я загадаю загадку, а вы догадаетесь, о чём она.
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
Реклама
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя)
Педагог: А у вас есть имя? А вы знаете, что когда вы вырастите, то вместе с вами вырастет и ваше имя? Назовите мне ваше полное имя. (Ответы детей)
Когда дети отгадали загадку, назвали свое полное имя, педагог вручает им следующий конверт. В конверте вторая буква «Я».
Третье задание
Педагог: Возле бабушкиных ног
Прыгал белый колобок.
Он скакал, мелькал, крутился
И в носок вдруг превратился.
Что же это? (Клубок) слайд 9
Клубок лежит в корзинке (корзинку можно поставить на видное место в группе) вместе с запиской.
Педагог: Я открою вам одну важную тайну: каждый человек любит, чтобы к нему обращались по имени нежно, ласково, красиво. Он сразу расцветает. Как вас ласково называют дома ваши родные? Давайте вы будете передавать друг другу клубок и называть свои ласковые имена.
(Дети передают друг другу клубок и называют себя ласковым именем).
Педагог: Вот мы с вами и плели паутинку ласковых имен. Было бы хорошо, если бы вы знали имена не только своих близких родственников мамы, папы, бабушки дедушки, но и прабабушек, прадедушек, т. е. знали свою родословную. Может кто-нибудь может назвать имя прабабушки или прадедушки?
Вручается следующий конверт. В конверте третья буква «Я».
Четвертое задание
Педагог предлагает детям посмотреть на экран. На экране портреты знаменитых людей.
Педагог: Мы помним имена великих людей: поэтов, музыкантов, ученых, спортсменов, героев, которые совершили в своей жизни что-то очень значительное.
- Какого известного человека вы знаете, например, с именем Владимир, Юрий, Алексей, Валентина?
(ответы детей).
Владимир Владимирович Путин – президент Российской Федерации. Слайд 10
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт. Слайд 11
Алексей Самбуевич Цыденов – глава Республики Бурятия. Слайд 12
Валентина Владимировна Терешкова – первая в мире женщина – космонавт. Слайд 13
Чингис Баирович Маншеев – глава МО Тункинского района. Слайд 14
Педагог: Отчество дается ребенку по имени отца, например, если папа Сергей, то отчество ребенка Сергеевич. Назовите мне, какое отчество у вас.
За правильные ответы вручается следующий конверт. В конверте четвертая буква «Я».
Пятое задание
Педагог: А сейчас мы немного подвигаемся и расскажем, что мы умеем делать вместе с родными.
Физкультминутка
У меня есть семья.
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений)
С папой мы в футбол играем. (Имитация движений)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками)
Свою милую семью.
Дети выполняют. Вручается следующий конверт. В конверте пятая буква «Я».
Шестое задание
Педагог: Имя ребёнку выбирают родители, а фамилию кто-нибудь выбирает?(ответы детей)
Фамилия переходит от папы. А папе она от кого досталась? (от дедушки).
Педагог: Фамилии придумывали по внешнему виду, например похож человек на зайца, стал Зайцев, похож на синичку, стал Синицыным. Придумывали по профессии, например, был кузнецом, стал Кузнецов. А чаще всего от имени, например, отец Сергей, вот и стала вся семья Сергеевы.
Игра «Угадай фамилию»
Педагог: Посмотрите, художник нарисовал несколько портретов, но забыл подписать фамилии. Попробуйте догадаться кто из этих людей Носов, Круглов, Худяков.
На экране появляются картинки: человек с большим носом, очень полный, очень худой. Дети фантазируют и определяют кому может принадлежать фамилия.
слайд
Вручается следующий конверт. В конверте шестая буква «Я».
Шестое задание
Педагог: Прочитать стихотворение про маму. (Самбуева Аюржана)
Какое самое первое слово?
Какое самое светлое слово?
Какое самое главное слово?
Его никогда не напишут с ошибкой,
На первой странице оно в букваре.
Его произносят повсюду с улыбкой,
И каждый малыш говорит во дворе.
Шепни его тих, скажи его звонко,
Главное слово любого ребенка –
Мама!
Игра «Мама какая?» «Папа какой?»
Педагог бросает мяч ребенку и тот должен назвать прилагательное (единственная, ласковая, заботливая, родная, сильный, красивый, умный, добрый и т.д.)
Вручается следующий конверт. В конверте седьмая буква «Я».
Педагог: Давайте откроем все нашим конверты и посмотрим, что же человеку нужно, чтобы быть счастливым.
Дети выкладывают на столе все буквы, и воспитатель крепит и на доске.
Педагог предлагает отгадать какое слово зашифровано в этом ребусе. Если дети не понимают, предлагает посчитать количество букв. Слайд 18.
Педагог: Правильно «Семья» - это главное. Для счастья, каждому человеку нужно иметь семью. Вот послушайте стихотворение Михаила Шварца «Семья»:
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я
Сложили? Получается семь человек
Семь «Я».
- А если есть собака?
Выходит восемь «Я».
- Нет, если есть собака,
Выходит. Во! Семья! Слайд 19
Рефлексия
– Мы сегодня с вами говорили о …
– Что вам больше всего запомнилось?
– Что вы нового узнали из нашего занятия?
(Ответы детей)
Любите и цените счастье!
Оно рождается в семье.
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле!
Слайд 20
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого занятия по познавательному развитию
в форме квеста «Моя семья».
Ж.З. Хартахоевой, воспитателя подготовительной группы «Капитошки»
МБДОУ «Кыренский детский сад «Солнышко»
1. Характеристика детской группы.
Занятие по познавательному развитию, в частности для расширения представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны, предназначено для подготовительной группы дошкольного возраста.
В ходе подготовки к занятию была проведена предварительная работа:
Беседы «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием фотографий), «Мне хорошо, когда…», «О том, как нужно вести себя с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи». Составление рассказов «Наши семейные традиции».
2. Сопоставление материала и программы.
Целью занятия являлось - расширение представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о значении семьи в жизни ребенка;
- расширить словарный запас - знать понятия «отчество», «род»;
- закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях;
-побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи, рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать.
Развивающие:
- развивать речевую и познавательную активность детей, делать выводы и умозаключения;
- развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи;
- формировать навык сотрудничества, доброжелательность;
Образовательные области: познавательное, речевое, социально – коммуникативное развитие,
Использованный в ходе занятия материал соответствует программному содержанию по расширению представлений детей об истории семьи в контексте истории родной страны и возрастным особенностям детей подготовительного к школе возраста. Поставленные цели и задачи были реализованы в ходе занятия.
3. Использование наглядных пособий.
Занятие сопровождала презентация, содержащая в себе наглядности в виде портретов знаменитых людей, также образов людей, которые помогли детям наглядно закрепить понимания формирования некоторых фамилий. В ходе занятия были использованы загадки и познавательные задания, направленные на активизацию памяти, мышления, внимания и речи детей.
4. Этапы и последовательность занятия.
Занятие по расширению представлений детей о семье было разделено на несколько этапов.
1. Активация познавательного интереса благодаря предложению отправиться в путешествие и найти ответ, что нужно человеку для счастья. Ознакомление с алгоритмом действий в путешествии, необходимости выполнить задания для получения букв, необходимых для получения ответа на вопрос, поставленный в начале занятия.
2. Сопровождение занятия презентацией для формирования наглядного образа и закрепления полученных знаний у детей.
3 Выполнение заданий в ходе занятия - разгадывание загадок, закрепление знаний у детей о своем имени (в том числе в уменьшительно-ласкательной форме) и отчестве, о способах формирования фамилий. Закрепление знаний о знаменитых людях России.
4. Завершение занятия игрой, направленной на формирование положительного эмоционального настроя к своей семье.
5. Занятие завершилось разгадыванием ребуса.
Этапы занятия были последовательны, структура занятия сохранялась.
5. Атмосфера на занятии. Детское поведение.
В ходе занятия дети проявляли познавательную и творческую активность, отвечали на вопросы о своей семье. Проблемная ситуация создала мотивацию для выполнения заданий и сбора букв для решения задания. Сопровождение презентацией создавало положительный познавательный настрой детей.
6. Результат.
Мы достигли положительного результата занятия, дети показали приемлемый уровень знаний о своей семье и. Познавательный и речевой интерес сохранялись на протяжении всего занятия, что позволяет нам сделать вывод об успешной реализации поставленной цели и задач занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе "Моя семья"
Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе, уточнить понятия «семья», «родственники», «родословная»...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по опытно – экспериментальной деятельности с водой на тему: «ВОТ ОНА КАКАЯ – ВОДА!»
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с водой в погдготовительной группе...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию с использованием образовательных областей (социально-коммуникативное, речевое, физическое) "Путешествие в страну здоровья"
Конспект организованной образовательной деятельности вподготовительной группепо познавательному развитию с использованиемобразовательных областей(социально-коммуникативное, речевое, физическое Те...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Моя семья»
Материал, основная цель которого - систематизация и обогащение знаний о семье...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по правилам дорожного движения, в форме квест - игры «Дорожные знаки».
Квест-игра для детей подготовительной группы....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе : «Лексические игры и упражнения. Зимний квест».
Тема занятия «Лексические игры и упражнения. Зимний квест».Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи. Задачи:активизировать словарь по тем...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по финансовой грамотности: квест-игра «Путешествие с Буратино».
Тема: "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста".Задачи:Обучающие:-закрепить с детьми понятие «деньги»;-дать понятие: «купюра»,...