Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ.
материал (старшая группа)

Андросова Алена Юрьевна

ФГОС дошкольного образования закрепляет за воспитателями и другими педагогическими работниками ДОО обязанность сотрудничать с родственниками воспитанников, вовлекать их в образовательную деятельность, повышать их компетентность в деле воспитания детей. Однако мамы, папы, бабушки и дедушки далеко не всегда охотно идут на контакт с педагогами, не вникают в их рекомендации. И особенно ярко эта проблема проявляется, когда речь идет о родителях детей с ОВЗ. Как же воспитателю найти к ним подход и выстроить партнерские отношения, которые пойдут на пользу ребенку?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_s_roditelyami_letey_s_ovz.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОС дошкольного образования закрепляет за воспитателями и другими педагогическими работниками ДОО обязанность сотрудничать с родственниками воспитанников, вовлекать их в образовательную деятельность, повышать их компетентность в деле воспитания детей. Однако мамы, папы, бабушки и дедушки далеко не всегда охотно идут на контакт с педагогами, не вникают в их рекомендации. И особенно ярко эта проблема проявляется, когда речь идет о родителях детей с ОВЗ. Как же воспитателю найти к ним подход и выстроить партнерские отношения, которые пойдут на пользу ребенку?

Сложности, с которыми сталкиваются дети с ОВЗ в ДОО

Инклюзивное образование – приоритетный путь развития современных дошкольных организаций. Но пока что совместное обучение норматипичным детей и детей с ОВЗ только внедряется в нашу жизнь. Поэтому малыши с особенностями развития сталкиваются с рядом сложностей, когда идут в детский сад. Они могут быть связаны с отсутствием речи или ее недостаточным развитием, с комплексами и неуверенностью ребенка, со спецификой его личности и темперамента, интеллектуального и физического развития.

Чтобы преодолеть все эти проблемы, необходимо выстроить тесное взаимодействие между семьей ребенка и педагогическим коллективом ДОО.

Основные сложности, которые возникают при общении с родителями детей с ОВЗ

Родителей дошкольников, у которых отмечаются различные заболевания или отставание в развитии, делятся на две группы:

  1. Принявшие ситуацию, понимающие особые потребности своего ребенка и стремящиеся адаптировать его к жизни в обществе.
  2. Не признающие наличие у своего ребенка особых потребностей.

У воспитателей чаще возникают проблемы со второй группой родителей. Все попытки педагога обратить внимание на проблемы ребенка либо игнорируются, либо вызывают агрессию. Родители списывают на непрофессионализм педагогов то, что малыш не разговаривает или разговаривает плохо, постоянно кричит, обижает других детей, не может освоить элементарные навыки. Они отказываются обратиться к офтальмологу, логопеду, дефектологу или другому профильному специалисту, задуматься о переводе малыша в коррекционную группу.

Как правильно общаться с родителями детей с ОВЗ?

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут занимать по отношению к образовательной организации агрессивную, партнерскую или безучастную позицию. Задача воспитателя – сделать агрессивно настроенных и безучастных мам и пап своими союзниками в воспитании, обучении, адаптации ребенка. Для этого есть несколько способов, например:

  • Рассказывать родителям об успехах их ребенка. Если маме, папе или бабушке каждый вечер говорят только о том, какой их ребенок плохой, как он кричал, дрался, разбрасывал котлеты во время обеда, общение с воспитателем становится для них мучением. Отсюда агрессия или желание поскорее уйти. Если же сначала похвалить ребенка, а только потом аккуратно перейти к разговору о проблемах, конструктивного общения будет гораздо больше – родители перестанут видеть в педагоге врага и начнут прислушиваться к его советам.
  • Посетить семью или пригласить родителей на индивидуальную беседу. Проблемы с развитием и здоровьем ребенка – совсем не то, во что хотелось бы посвящать посторонних. Поэтому гораздо правильнее беседовать об особенностях воспитанников с их семьей с глазу на глаз.
  • Пригласить родителей на индивидуальные и групповые занятия с их ребенком. Многие родители действительно не видят проблем в развитии малыша, потому что не знают, как он выполняет задания и поручения воспитателя, общается с другими детьми, не сравнивают его со сверстниками. В условиях детского сада все особенности будут налицо. А если родители объективно оценивают развитие ребенка, они смогут увидеть методы, которые использует в работе воспитатель, и перенести их в домашнюю обстановку.

Нередко родители детей с ограниченными возможностями здоровья оказываются в социальном вакууме, что делает их замкнутыми, агрессивными. Воспитатель может попытаться исправить ситуацию. Например, начать аккуратно привлекать родителей особого малыша к мероприятиям в детском саду. Пусть сначала это будет подготовка костюмов, декораций, сценариев или что-то еще, не требующее общения с другими мамами и папами, педагогами. Если воспитатель видит, что родителям нравится участвовать в жизни ДОО, они сами проявляют инициативу, можно развивать это направление совместной деятельности и дальше.

Как избегать конфликтов в общении с родителями?

Как было сказано выше, многие родители детей с ОВЗ болезненно воспринимают проблемы своего ребенка. Поэтому воспитателю нужно быть предельно корректным в общении с ними:

  • Всегда начинать разговор с позитивной оценки ребенка, описания его успехов, даже самых незначительных.
  • Не давить авторитетом, не отдавать приказов, а мягко советовать, рекомендовать.
  • Не использовать слова с негативной окраской: «отклонение», «отставание», «болезнь», «патология». Лучше заменить их более корректными, например «сложность».
  • Подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей, тактично указывать на ошибки. Например, «Я понимаю, что вы очень много занимаетесь с ребенком, но мне кажется, вам не помешают еще и занятия у логопеда».
  • Внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей.
  • Также важно помнить, что воспитатель в беседах с родителями всегда должен быть улыбчив, доброжелателен, сдержан, способен понять другую точку зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы

Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...

Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Поступление в детский сад – процесс сложный и для самого малыша, и для его  родителей. Адаптация проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать  этот период с всесторонне...

Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей.

Одной из главных задач педагогов и родителей является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и ...

Взаимодействие специалистов с биологическими родителями детей

Взаимодействие с биологическими родителями - залог успешной коррекционной работы с детьми...

Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Адаптация  к саду. Её прохождение ребенком. Методы и приемы в работе с родителями в период адаптации....

"Взаимодействие специалистов ЦДиК и родителей в системе психолого - педагогической коррекции по преодолению заикания у детей "

Мастер - класс специалистов МБОУ ППМС ЦДиК. Подготовили :Баскова О. А. Педагог - психолог первой категории, Тарасенко Р.А учитель - логопед высшей категории, Галлямова А.С учитель-логопед первой...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...