Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду
материал
Адаптация к саду. Её прохождение ребенком. Методы и приемы в работе с родителями в период адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие специалистов ДОУ
с родителями в период адаптации детей к детскому саду
Достичь высокого уровня образования воспитанников детских садов, сохраняя их соматическое и психическое здоровье, удовлетворить пожелания родителей и интересы детей возможно исключительно при условии отработанной системы взаимодействий дошкольного учреждения и семьи.
Для успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад , положительное отношение к нему. Это зависит, прежде всего , от воспитателей , от их умения и желания создавать атмосферу тепла , доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного периода начинается задолго до 1 сентября .
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям , но и их родителям .Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Цель этой работы : развивать педагогическую компетентность родителей, помогать семье находить ответы на интересующие вопросы в воспитании детей, привлекать их к сотрудничеству в плане единых подходов в воспитании ребёнка.
Задачами этой работы являются следующие параметры:
1.Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
2.Оказать квалифицированную консультацию и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребёнка.
3.Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
4.Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующими принципам:
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи;
-возрастной характер взаимодействия с родителями;
-доброжелательность, открытость.
Ожидаемые результаты работы с родителями – это явление интереса родителей к работе ДОУ, к воспитанию детей, улучшению детско– родительских отношений; повышение компетентности родителей в психолого- педагогических и правовых вопросах; увеличение количества обращений с вопросами к педагогу , на индивидуальные консультации к специалистам; возрастание интереса к мероприятиям , проводимых в ДОУ; увеличение количества родителей – участников в совместных мероприятиях; рост удовлетворенности родителей работой педагога и ДОУ в целом.
Сотрудничество ДОУ с семьей – это взаимодействие педагогов с родителями, оно направленно на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Проблемами взаимодействия педагогов с семьей занимались такие педагоги, как Бабаева Т.И., Березина Т.А., Доронова Т.Н, Крулехт М.В., Полякова М.Н., и др.
Березина Т.А. и М.Н.Полякова М.Н. рассматривают взаимодействие с семьей как согласованную деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками взаимодействия значимой для них проблемы или задачи. Взаимодействие всегда демократично и базируется на принятии индивидуальных интересов партнера.
Семья и детский сад предоставляют ребенку определенный социальный опыт, но только во взаимодействии друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека, в большой мир.
Для достижения высокой результативности воспитательно-педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении большое значение имеет работа с родителями воспитанников.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе необходимо для успешной адаптации и дальнейшего развития ребенка. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно ориентированного, адресного индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения ребенка. Как показывают А.В. Тавребидзе и В.А. Калугина, такое взаимодействие зависит от изучения семейной среды, условий воспитания и развития детей-дошкольников. При этом используются традиционные педагогические методы: наблюдение, опросные методики, диагностика типового семейного состояния, самодиагностика родительского отношения к детям, беседы, анкетирование, тестирование, проективные методики, изучение продуктов детской деятельности. Кроме того, в этом процессе важную роль играют более близкое знакомство с семьей, ее посещение, беседы с родителями, наблюдение за их взаимоотношениями во время встреч.
Адаптация - это сложный механизм приспособления организма к изменяющимся условиям окружающей среды, который имеет два спектра: биологический и психологический. Наиболее трудная перестройка организма с большим количеством негативных сдвигов в детском организме происходит в начальной стадии адаптации. По мнению педагога Е.В.Жердевой, поступление ребёнка в детский сад – процесс сложный и для самого малыша и для его родителей. Четкий режим дня, длительное отсутствие близких родственников, новые требования к поведению, тесное общение со сверстниками в группе, незнакомое пространство создают стрессовую ситуацию для ребенка. Семье ребенка тоже требуется какое-то время и определенные усилия для того, чтобы подстроиться к новым жизненным обстоятельствам. Залогом сохранности здоровья и психики в этот момент является четкая, продуманная работа воспитателей, психологов и медиков, благоприятный микроклимат в дошкольном учреждении, взаимосвязь с родителями.
Существует три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде:
а) творческий стиль, когда человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом приспосабливается сам;
б) конформный стиль, когда человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;
в) избегающий стиль, когда человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться к ним.
Наиболее оптимальным стилем является творческий ,наименее оптимальным – избегающий
Факторы, влияющие на адаптацию.
В период адаптации необходимо учитывать следующие факторы:
1. Состояние здоровья и уровень развития ребёнка.
2. Возраст малыша.
3. Биологические факторы (относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания малыша в период новорожденности и первых трёх месяцев жизни) и социальные факторы (они выражаются в том ,что родители не обеспечивают организацию ребёнку правильного режима , соответствующего возрасту, достаточное количества дневного сна , не следят за правильной организацией бодрствования и др.)
4. Уровень тренированности адаптационных возможностей. (Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребёнка, с развитием его психики.)
Все эти факторы нужно знать , чтобы облегчить адаптацию ребёнка в детском учреждении.
Алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад, предложенный И.В. Лапиной:
1-й шаг- приход ребёнка вместе с родителями только на прогулку;
2-ой шаг - приход ребёнка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;
3-ий шаг- ребёнок остается один на 1-2 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
4-ый шаг – ребёнок завтракает в присутствии родителей и остается один на 2-3 часа ;
5-ый шаг – ребёнок остается один с завтрака до обеда;
6-ой шаг – ребёнок остается на сон ,но сразу после сна его забирают родители ;
7-ой шаг – ребёнок остается один на целый день.
Для снижения напряженности острого периода адаптации в детском саду функционирует система поддержки семьи в период адаптации ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Основными принципами работы являются:
- Партнёрство и диалог между педагогами и родителями детeй;
- Уважение к личностям воспитанников и его родителей;
- Открытость и компетентность участников педагогического процесса;
- Творческая самореализация педагогов, родителей, детей.
Модель организации работы сотрудников дошкольного учреждения с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду строится по следующим направлениям:
1. Просветительская деятельность.
(основная задача – формирование педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма самих педагогов)
Стендовая информация
Особенности нормального текущего периода адаптации
- капризность, агрессивные вспышки.
- Нарушение сна. Могут появиться проблемы со сном, с засыпанием.
- Нарушение аппетита. В саду еда может оказаться менее привычной и в состоянии стресса у ребенка может снизиться аппетит
- Снижение иммунитета. Именно в период адаптации ребенок может начать часто болеть, снижается иммунитет на фоне переживаний ребенка.
- Нарушение поведение. Ребенок может не отпускать от себя маму ни на шаг, начать бояться чужих людей, может перестать делать то, что раньше делал (ходил на горшок, сам ел)
Помните, что это временные явления, адаптация индивидуальна и у всех проходит в разный период. Нормальной адаптация считается до 3 месяцев.
Когда ребенок начинает позитивно рассказывать про детский сад, пересказывать события, рассказывать о других детях – это верный знак того, что ребенок адаптировался.
Как помочь ребенку быстрей привыкнуть к детскому саду
- Настройте ребенка на позитивный лад. Рассказывайте, что детский сад это замечательно и, что он дорос до него, став совсем взрослым.
- Не показывайте ребенку свою тревогу относительно адаптации, ребенок это чувствует.
- Если ребенок очень тяжело расстается с Вами, пусть его приводят в детский сад другие члены семьи.
- Разрешайте ребенку брать любимые игрушки в сад.
- Придумайте ритуал прощания, например, что помашете ему в окно.
- Говорите, когда точно придете за ним, например, сразу после обеда, сразу после сна и пр.
- Будьте терпимее к его капризам, у ребенка сейчас непростой период.
- Уделяйте ему чуть больше внимания, чем всегда, больше обнимайте и целуйте.
2. Консультирование родителей по вопросам подготовки ребенка к поступлению в ДОУ и непосредственно в процессе адаптации.
Рекомендации для родителей.
1. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь Вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка, говорите ему примерно так: «Я знаю, что ты скучаешь, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».
2. На привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться от двух недель до полугода, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
3. Очень важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу; хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.
4. В период адаптации дети быстро утомляются, в результате у ребенка может пропасть аппетит, нарушиться сон, поэтому необходима преемственность в вопросах воспитания семьи и детского сада. Родители и педагоги должны организовать деятельность ребенка в детском саду и дома таким образом, чтобы снять его эмоциональное напряжение, организовывать режимные процессы, согласовывать методику их проведения, выбирать соответствующие характеру его поведения приемы и методы педагогического воздействия.
5. Если через месяц Ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых Вы забыли.
6. И помните, что педагоги и психологи детского сада всегда готовы прийти к Вам на помощь! Чем лучше будут Ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть к детскому саду Вашему ребенку.
Рекомендации для воспитателей:
- любите детей и относитесь к ним как своим;
- помните об индивидуально-психологических особенностях развития каждого ребенка;
- приобщайте ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам;
- необходимо наладить контакт с родителями детей, поступающих в дошкольное учреждение;
- проводите консультации и беседы с родителями, знакомьте с режимом дня детского сада, с требованиями к ребенку;
- проводите родительские собрания до поступления детей в детский сад.
3. Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ данных о здоровье ребенка, о его интересах, сбор данных о семье, потребностях и запросах родителей).
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
- Ребенок:
Ф.И.__________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________
Домашний адрес, телефон_______________________________________
- Мать:
Ф.И.О.________________________________________________________
Год рождения__________________________________________________
Образование, специальность, место работы_______________________________________________________
_____________________________________________________________
- Отец:
Ф.И.О._______________________________________________________
Год рождения_________________________________________________
Образование, специальность, место работы______________________________________________________
_____________________________________________________________
- Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)__________________________________________________
___________________________________________________________
- Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними_______________________________________________________
- К кому из членов семьи ребенок больше привязан____________________________________________________
____________________________________________________________
- Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес
__________________________________________________________
- Основные виды игр и занятий дома_____________________________
- Какие игрушки любит, кто их убирает____________________________________________________
4. Привлечение семьи ребенка к активному участию в деятельности ДОУ (совместное создание предметно-развивающей среды, игровое взаимодействие родителей и детей, досуговые формы организации общения)
Примерный перспективный план по работе с родителями в адаптационный период, который был мною использован в работе ,эта работа позволяет улучшить взаимоотношения между родителями воспитанников и сотрудниками детского сада, что в последствие облегчает и помогает в общение между родителями и ДОУ.
СЕНТЯБРЬ: | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | |
-"Познай себя как родитель" -Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения -Как помочь родителям в период адаптации детей к детскому саду -Значение режима для воспитания -Гигиенические требования к одежде ребенка -Анкетирование -Тест "Я и мой ребенок" | -"Здоровый ребенок" -Профилактика простудных заболеваний -Система оздоровления -Закаливание в семье -Нетрадиционные формы оздоровления ;точечный массаж, чесночный настой, заваривание чая из лечебных трав -Питание - залог здоровья | -"Общение родителей и детей" -Игры и развлечения -Как организовать игровой уголок дома -Какие игрушки покупать малышу -Организация прогулок с детьми -Любовь к книге -Детская библиотека в семье | |
В процессе адаптации ребенка к ДОУ воспитателям рекомендуется:
- Использовать элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать);
- Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой;
- Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном;
- Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком;
- Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.
Игры и упражнения с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедленного темпа психофизического развития.
Педагогам и психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.
Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и детей, подражать их действия.
Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации, рекомендуется проводить игры на преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду на протяжении всего учебного года.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.
Каждая из игр повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.
Не стоит настаивать на активном участии всех детей в игре. Нормально, если на первых порах часть детей будет только наблюдать за происходящим в группе.
Детский сад - серьёзный вызов в жизни ребёнка, большое испытание для малыша, а любое испытание – или ломает, или закаляет; делает сильнее, продвигает вперед в развитии – или отбрасывает назад.
Сопровождение адаптации дошкольников к детскому саду осуществляется в процессе взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения при поддержке родителей и включает следующие направления профессиональной деятельности: психологическую и педагогическую диагностику, консультирование, методическую и организационную работу.
В ходе работы, мною были рассмотренные аспекты, доказывающие, что существует много условий, которые оказывают влияние на адаптацию ребенка третьего года жизни к дошкольному учреждению. По моему мнению педагог – профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малыша в период адаптации, педагог проектирует взаимодействие с родителями своих воспитанников, дает необходимые рекомендации родителям и сам придерживается определенных правил.
Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду
Поступление в детский сад – процесс сложный и для самого малыша, и для его родителей. Адаптация проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать этот период с всесторонне...
«Взаимодействие ГДОУ и семьи в период адаптации детей к детскому саду»
Достичь высокого уровня образования воспитанников детских садов, сохраняя их соматическое и психическое здоровье, удовлетворить пожелания родителей и интересы детей возможно исключительно при ус...
Информация для родителей в период адаптации детей к детскому саду.
Здесь представлен материал для размещения в родительском уголке группы раннего возраста, посвященный вопросам адаптации детей и их родителей к детскому саду....
Консультация "Сотрудничество воспитателя с родителями в период адаптации детей к детскому саду".
Период адаптациии сложный этап в жизни не только детей раннего возраста, но и их родителей. Как сделать так, чтобы адаптация прошла успешно, дети чувствовали себя комфортно в новой обстановке, о родит...
Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе адаптации детей в детском саду
В статье анализируются четыре основные причины, которые осложняют адаптацию ребенка в детском саду и предлагаются пути решения. Автор рассматривает как рекомендации для воспитателей дошкольных образов...
Взаимодействие педагога и родителей в период адаптации ребенка в детском саду.
Статья рассказывает о важных аспектах взаимодействия педагогов и родителей в период адаптации ребенка к ДОУ....
Формы взаимодействия педагога с родителями в период адаптации детей к детскому саду
Как организовать взаимодействия с родителями в период адаптации ребенка к детскому саду...