Взаимодействие специалистов с биологическими родителями детей
статья на тему
Взаимодействие с биологическими родителями - залог успешной коррекционной работы с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_-_balash_litvin_drobina.docx | 17.34 КБ |
Предварительный просмотр:
г.Санкт-Петербург
Санкт-Петербургское государственное
казенное учреждение здравоохранения
«Специализированный психоневрологический
дом ребенка № 13 Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга»
Балаш Татьяна Геннадьевна, воспитатель
Литвин Светлана Васильевна, воспитатель
Дробина Надежда Александровна, воспитатель
Статья
Взаимодействие специалистов с биологическими родителями детей в условиях дома ребенка.
Дети, находящиеся в домах ребенка, это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, зачастую дети с особыми потребностями. Такие дети нуждаются в моральной и социальной поддержке общества. Когда ребенок попадает в данное учреждение, с ним проводится медико-психолого-педагогическая реабилитация, для того чтобы он мог адаптироваться к жизни в семье. Главная задача дома ребенка - создание благоприятных условий для развития и воспитания детей, максимально приближенных к обстановке в семье.
В психолого-педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и их биологические родители. Работа с родителями должна быть целенаправленной и систематической. Наиболее эффективный способ работы с семьей - это беседа. Этот метод дает возможность выявить трудности семьи. С помощью беседы можно также проконсультировать родителей по социально-правовым, социально-психологическим, социально-педагогическим вопросам.
Многие родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую могли бы сами воспитывать своих детей, но определенные обстоятельства (материальные или социально-психологические), лишают их возможности восстановить свои родительские права. Данные семьи остро нуждаются в поддержке органов опеки и попечительства, а также специалистов дома ребенка, где проживает и воспитывается их ребенок. Если родители продолжают аморальный образ жизни, не интересуются жизнью и здоровьем ребенка, то проводится работа с другими родственниками (бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д.), способными воспитывать и развивать ребенка.
Как внутри дома ребенка, так и при участии органов опеки проводится огромная работа социальных педагогов, дефектологов, психологов, медиков. Выявляются возможности родителей или родственников обеспечить ребенка всем необходимым для его роста и гармоничного развития, проводятся беседы выявляющие желание родителей восстановиться в правах. Специалисты органов опеки посещают родителей с целью изучения повседневного быта семьи, наличие условий проживания и воспитания ребенка. Семье оказывают юридическую помощь, помощь в сборе документов на восстановление родительских прав. После восстановления в родительских правах, оказывают консультативную помощь и сопровождение.
Специалисты дома ребенка по социальной работе разъясняют родителям роль учреждения в защите прав ребенка, информируют о правилах посещения, направляют к специалистам учреждения с целью получения информации по вопросам здоровья и развития ребенка.
Педагоги, являющиеся так же наиболее близкими взрослыми в период проживания ребенка в учреждении, подготавливают ребенка к встрече с биологическими родителями: сообщают ребенку о встрече заранее, помогают наладить взаимодействие, если ребенок долгое время не общался с родителями и не идет на контакт, наблюдают за тем,как проходят такие встречи.
Если у ребенка наблюдаются положительные эмоции после встречи с родителями, возможна организация последующих встреч. Если же после встреч с родителями ребенок раздражителен, подавлен и т.п., то выясняются причины, вызвавшие такое состояние ребенка, и на основании этого с родителями проводятся беседы и консультации. Дальнейшие посещения не ограничиваются, но уделяется более пристальное внимание работе по налаживанию взаимодействия между ребенком и его семьей.
Огромное внимание уделяется работе с родителями, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья. Работа с такими родителями – процесс деликатный и тонкий. Необходимо создать очень доверительную атмосферу, помочь родителям научиться взаимодействовать с ребенком, дать им необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития, сформировать у родителей адекватное отношение к ребенку, укрепить уверенность в его возможностях.
Сотрудничество семьи и педагогов, является необходимым условием успешного коррекционно-воспитательного воздействия на ребенка.
Работа с биологическими родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, включают несколько направлений:
- создание условий для привлечения родителей к сопровождению ребенка;
- консультирование по актуальным проблемам детей (беседы, встречи);
- психологическая поддержка родителей.
Также как и их дети, родители, попавшие в сложную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи и поддержке.
Для организации продуктивных втреч детей с родителями в доме ребенка провоятся досуговые мероприятия. Они способствуют установлению доброжелательных отношений между родителями и их детьми. При помощи таких мероприятий дети и родители превращаются в активных участников процесса. Чем интереснее досуг, тем ближе будут взаимоотношения между родителями и ребенком. Досуг способствует укреплению семейных связей, улучшает социально-психологический климат. Основной формой досуга, является игровая деятельность.
Сотрудничество со специалистами дома ребенка, помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми, принимать ребенка таким, какой он есть.
Когда родители видят результаты работы специалистов и свои собственные, это стимулирует их дальнейшее участие в жизни и процессе развития своего ребенка.
Список литературы:
- Макарова Е.Е. «Возврат ребенка в кровную семью: условия, трудоустройство, перспективы»// Психология, социология и педагогика.
- Разенкова Ю.А. «Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ОВЗ, воспитывающихся в домах ребенка».
- Стребелева Е.А., Браткова М.В. «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы
Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...
Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду
Поступление в детский сад – процесс сложный и для самого малыша, и для его родителей. Адаптация проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать этот период с всесторонне...
Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей.
Одной из главных задач педагогов и родителей является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и ...
Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду
Адаптация к саду. Её прохождение ребенком. Методы и приемы в работе с родителями в период адаптации....
"Взаимодействие специалистов ЦДиК и родителей в системе психолого - педагогической коррекции по преодолению заикания у детей "
Мастер - класс специалистов МБОУ ППМС ЦДиК. Подготовили :Баскова О. А. Педагог - психолог первой категории, Тарасенко Р.А учитель - логопед высшей категории, Галлямова А.С учитель-логопед первой...
«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»
ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...
Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ.
ФГОС дошкольного образования закрепляет за воспитателями и другими педагогическими работниками ДОО обязанность сотрудничать с родственниками воспитанников, вовлекать их в образовательную деятельность,...