Взаимодействие специалистов с биологическими родителями детей
статья на тему

Литвин Светлана Васильевна

Взаимодействие с биологическими родителями - залог успешной коррекционной работы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_balash_litvin_drobina.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

              г.Санкт-Петербург

Санкт-Петербургское государственное

казенное учреждение здравоохранения

«Специализированный психоневрологический

дом ребенка № 13 Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга»

Балаш Татьяна Геннадьевна, воспитатель

Литвин Светлана Васильевна, воспитатель

Дробина Надежда Александровна, воспитатель

Статья

Взаимодействие специалистов с биологическими родителями детей в условиях дома ребенка.

Дети, находящиеся в домах ребенка, это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, зачастую дети с особыми потребностями. Такие дети нуждаются в моральной и социальной поддержке общества. Когда ребенок попадает в данное учреждение, с ним проводится медико-психолого-педагогическая реабилитация, для того чтобы он мог адаптироваться к жизни в семье. Главная задача дома ребенка - создание благоприятных условий для развития и воспитания детей, максимально приближенных к обстановке в семье.

В психолого-педагогической поддержке нуждаются не только дети, но и их биологические родители. Работа с родителями должна быть целенаправленной и систематической. Наиболее эффективный способ работы с семьей - это беседа. Этот метод дает возможность выявить трудности семьи. С помощью беседы можно также проконсультировать родителей по социально-правовым, социально-психологическим, социально-педагогическим вопросам.

Многие родители, которые лишены или ограничены в родительских правах, зачастую могли бы сами воспитывать своих детей, но определенные обстоятельства (материальные или социально-психологические), лишают их возможности восстановить свои родительские права. Данные семьи остро нуждаются в поддержке органов опеки и попечительства, а также специалистов дома ребенка, где проживает и воспитывается их ребенок. Если родители продолжают аморальный образ жизни, не интересуются жизнью и здоровьем ребенка, то проводится работа с другими родственниками (бабушки, дедушки, тети, дяди и т. д.), способными воспитывать и развивать ребенка.

Как внутри дома ребенка, так и при участии органов опеки проводится огромная работа социальных педагогов, дефектологов, психологов, медиков. Выявляются возможности родителей или родственников обеспечить ребенка всем необходимым для его роста и гармоничного развития, проводятся беседы выявляющие желание родителей восстановиться в правах. Специалисты органов опеки посещают родителей с целью изучения повседневного быта семьи, наличие условий проживания и воспитания ребенка. Семье оказывают юридическую помощь, помощь в сборе документов на восстановление родительских прав. После восстановления в родительских правах, оказывают консультативную помощь и сопровождение.

Специалисты дома ребенка по социальной работе разъясняют родителям  роль учреждения в защите прав ребенка, информируют о правилах посещения, направляют к специалистам учреждения с целью получения информации по вопросам здоровья и развития ребенка.

Педагоги, являющиеся так же наиболее близкими взрослыми в период проживания ребенка в учреждении, подготавливают ребенка к встрече с биологическими родителями: сообщают ребенку о встрече заранее, помогают наладить взаимодействие, если ребенок долгое время не общался с родителями и не идет на контакт, наблюдают за тем,как проходят такие встречи.

Если у ребенка наблюдаются положительные эмоции после встречи с родителями, возможна организация последующих встреч. Если же после встреч с родителями ребенок раздражителен, подавлен и т.п., то выясняются причины, вызвавшие такое состояние ребенка, и на основании этого с родителями проводятся беседы и консультации. Дальнейшие посещения не ограничиваются, но уделяется более пристальное внимание работе по налаживанию взаимодействия между ребенком и его семьей.

Огромное внимание уделяется работе с родителями, дети которых имеют ограниченные возможности здоровья. Работа с такими родителями – процесс деликатный и тонкий. Необходимо создать очень доверительную атмосферу, помочь родителям научиться взаимодействовать с ребенком, дать им необходимые знания и умения в области педагогики и психологии развития, сформировать у родителей адекватное отношение к ребенку, укрепить уверенность в его возможностях.

Сотрудничество семьи и педагогов, является необходимым условием успешного коррекционно-воспитательного воздействия на ребенка.

Работа с биологическими родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, включают несколько направлений:

- создание условий для привлечения родителей к сопровождению ребенка;

- консультирование по актуальным проблемам детей (беседы, встречи);

- психологическая поддержка родителей.

Также как и их дети, родители, попавшие в сложную жизненную ситуацию, нуждаются в помощи и поддержке.

Для организации продуктивных втреч детей с родителями в доме ребенка провоятся досуговые мероприятия. Они способствуют установлению доброжелательных отношений между родителями и их детьми. При помощи таких мероприятий дети и родители превращаются в активных участников процесса. Чем интереснее досуг, тем ближе будут взаимоотношения между родителями и ребенком. Досуг способствует укреплению семейных связей, улучшает социально-психологический климат. Основной формой досуга, является игровая деятельность.

Сотрудничество со специалистами дома ребенка, помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми, принимать ребенка таким, какой он есть.

Когда родители видят результаты работы специалистов и свои собственные, это стимулирует их дальнейшее участие в жизни и процессе развития своего ребенка.

Список литературы:

  1. Макарова Е.Е. «Возврат ребенка в кровную семью: условия, трудоустройство, перспективы»// Психология, социология и педагогика.
  2. Разенкова Ю.А. «Содержание индивидуальных программ развития детей младенческого возраста с ОВЗ, воспитывающихся в домах ребенка».
  3. Стребелева Е.А., Браткова М.В. «Варианты индивидуальной программы воспитания и коррекционно-развивающего обучения ребенка раннего возраста с психофизическими нарушениями».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в коррекции речевых нарушений в условиях логопедической группы

Для формирования полноценной личности имеет большое значение своевременное овладение правильной, чистой речью. Социок...

Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Поступление в детский сад – процесс сложный и для самого малыша, и для его  родителей. Адаптация проходит крайне болезненно для ребенка, поэтому важно организовать  этот период с всесторонне...

Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей.

Одной из главных задач педагогов и родителей является организация правильного двигательного режима ребенка с одновременным обеспечением разнообразия двигательной деятельности как по содержанию, так и ...

Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями в период адаптации детей к детскому саду

Адаптация  к саду. Её прохождение ребенком. Методы и приемы в работе с родителями в период адаптации....

"Взаимодействие специалистов ЦДиК и родителей в системе психолого - педагогической коррекции по преодолению заикания у детей "

Мастер - класс специалистов МБОУ ППМС ЦДиК. Подготовили :Баскова О. А. Педагог - психолог первой категории, Тарасенко Р.А учитель - логопед высшей категории, Галлямова А.С учитель-логопед первой...

«Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного учреждения. Взаимодействие специалистов по вопросам социализации детей с ОВЗ»

ННа сегодняшний день вопросы социализации детей с ограниченными возможностями здоровья вызывают особый интерес у логопедов и психологов. Специалисты, работающие с детьми, имеющими отклонения в интелле...

Взаимодействие специалистов ДОУ с родителями детей с ОВЗ.

ФГОС дошкольного образования закрепляет за воспитателями и другими педагогическими работниками ДОО обязанность сотрудничать с родственниками воспитанников, вовлекать их в образовательную деятельность,...