ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Аннотация: В статье подробно анализируются ключевые документы, организующие деятельность детских садов на современном этапе (ФГОС ДО, ФОП ДО), а также, исходя из анализа, приводятся рекомендации по деятельности педагога на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: занятие, образовательная деятельностьКлючевые слова: занятие, образовательная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizatsii_od_2.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Аннотация: В статье подробно анализируются ключевые документы, организующие деятельность детских садов на современном этапе (ФГОС ДО, ФОП ДО), а также, исходя из анализа, приводятся рекомендации по деятельности педагога на занятиях с детьми дошкольного возраста.

Ключевые слова: занятие, образовательная деятельность.

Сегодня мы живем в эпоху глобальных перемен в системе дошкольного образования. В 2013 году были разработаны и внедрены федеральные государственные образовательные стандарты — ФГОС, в которые в последующие годы вносились изменения.

В сентябре 2022 года утверждены изменения в законе «Об образовании», кроме того, Путиным В.В. была подчеркнута необходимость создания в стране единого образовательного пространства, с учетом национального многообразия и духовно-нравственных ценностей жителей России.

Министерство Просвещения в ноябре 2022 года утвердило новую Федеральную образовательную программу дошкольного образования — ФОП ДО, по которой с 1 сентября 2023 года работают все дошкольные образовательные учреждения Российской Федерации.

Своей целью программа видит всестороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. А в основе развития должны лежать духовно-нравственные ценности российского народа, исторические и национально-культурные традиции.

ФОП ДО также предназначена для реализации важных для государства и российского общества функций – для создания единого федерального пространства образования, где воспитывают и развивают дошкольников; для обеспечения равными и качественными условиями дошкольного образования детей и родителей на всей территории Российской Федерации; для создания единого общего содержания дошкольного образования, которое будет приобщать детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям, а также для воспитания в них любови к истории и культуре своей страны, малой родины и семьи; для воспитания и развития ребенка с активной гражданской позицией.

Здесь же закреплены базовые требования к объему, содержанию и к результатам работы. Обозначены все аспекты образовательной деятельности в условиях пребывания наших детей в детских садах: задачи, содержание образовательной деятельности для каждой образовательной области в каждой возрастной группе детей (от двух месяцев до восьми лет), результаты, которые могут быть достигнуты детьми.

ФОП ДО разработана в соответствии с ФГОС ДО, поэтому у каждой организации есть возможность разрабатывать свою образовательную программу, в которой 60% должно быть взято из ФОП, 40% формируется исходя из потребностей участников образовательных отношений и возможностей самой организации (в том числе специфика национальных и региональных условий).

Есть и небольшие новшества, например, в государственных образовательных стандартах выделены нормативы для возрастных групп только 3-х периодов: младенческий возраст — с двух месяцев до года, ранний — с года до трех, дошкольный — с трех до семи лет, а в ФОП ДО нормативы определены для каждого дошкольного возраста. Требования для каждого возраста также значительно расширились и конкретизировались. Но по-прежнему остались пять образовательных областей, в рамках которых и организуется воспитательно-образовательная деятельность.

Также в ФОП ДО появился перечень рекомендуемых государственных и народных праздников, которые можно включать в план воспитательной работы.

В раздел коррекционной работы вошли категории детей с особыми образовательными потребностями, для которых необходимо предусмотреть в образовательной программе дошкольной организации особую поддержку через различные формы занятий, а также развитие навыков и создание инклюзивной среды.

Еще одним приоритетом ФОП ДО является формирование общероссийских ценностей детям дошкольного возраста посредством профессионального сообщества дошкольных педагогов страны.

Реализация ФОП ДО возможна только при обеспечении дошкольных образовательных организаций квалифицированными педагогическими работниками, понимающими принципы педагогической работы с дошкольниками исходя из ФГОС ДО и в соответствии с ФОП ДО.

Предлагаем обратить внимание на особенность организации образовательной деятельности, в частности, на организацию занятий педагогов с детьми в дошкольных образовательных организациях на современном этапе.

Совсем недавно мы активно старались уйти от понятия «занятие», подразумеваем под ним форму организации учебной деятельности (не игровой деятельности), в ФОП ДО понятие «занятие» как формы организации образовательной деятельности реабилитировано, но предполагает новую позицию и стратегию работы педагога с детьми. Во-первых, в ФОП ДО занятие определяется как занимательное и интересное для детей дело, которое их развивает. Педагог сам выбирает форму его проведения: от проблемно -обучающих ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, до экскурсий и волонтерских акций. Образовательная деятельность не ограничивается только форматом занятий, не регламентируется только этой формой организации деятельности. Во-вторых, современный подход говорит о минимум двух субъектах совместной деятельности на занятии в детском саду – это дети и взрослый педагог, у которых должны быть свои цели. В-третьих, уже давно педагоги для современных детей не являются первым источником получения информации, поэтому необходимо перестать педагогам видеть себя и представать перед детьми в роли транслятора новых знаний. Не нужно в течении всего занятия рассказывать о чем-то или показывать способы деятельности с чем-то. Ведь тогда воспитанники не участвуют в деятельности, не получают своего опыта, не делают свои собственные открытия в этом мире знаний всего обо всем. Единственное что они могут делать на таком занятии -это слушать то, что им рассказывает педагог. Педагог должен понимать, какую цель ему необходимо достичь в итоге. Да, он формулирует ее для себя (с учетом ФГОС ДО, ФОП ДО, образовательной программы детского сада). Но главная задача педагога - стать творцом условий, при которых дети легко и с удовольствием включаются в совместную деятельность, где они инициативны и заинтересованы, а главное, у них есть возможность выбора деятельности и своего собственного проявление в мире, в мире людей, в мире человеческих взаимоотношений, в мире собственного созидания, а значит есть возможность развиваться. Педагог сам выбирает свою роль на занятии. Важно при этом не выкладывать детям все знания сразу, педагог, как равноправный участник совместной деятельности может «подобывать» их вместе с детьми, показать им путь к ним.

И, наконец, в-четвертых, строить свою работу в соответствии с деятельностным подходом, который лежит в основе ФГОС ДО. На занятии педагог должен помочь детям осмыслить деятельность, которой они занимались, владеть приемами, помогающими детям анализировать собственные мысли и эмоции, поступки и поведение, свой характер, склонностей и личностных черт, увидеть ценности, которые близки, понять свои желания. В этом состоит сложная в работе педагога задача – найти формы и способы подведения итогов детской деятельности, чтобы провести рефлексию на доступном детскому пониманию уровне.

Библиографический список:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от #1075;. № 1028).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к организации деятельности в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях

Комплексный  подход к организации деятельности  предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса, что способствует повышению  качества предоставляемых населени...

Консультация на тему " Социальное партнёрство семьи и образовательной организации на современном этапе"

laquo;Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».Макаренко А.С....

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

в статье анализируются правовой статус руководителя ДОО, механизмы управления Учреждением, какими нормативными документами регламентируется управленческая деятельность в Учреждении, требования, предъя...

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"

Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...

Описание опыта работы на тему: "Применение информационно-коммуникативной технологии в дошкольной образовательной организации в современных условиях"

На первый взгляд ИКТ технология - тема знакомая многим педагогам, и с развитием прогресса с каждым годом появляется большое разнообразие средств ИКТ технологии. В своей работе я применяю, как традицио...

Доклад на августовской педагогической конференции «Современные условия развития дошкольной образовательной организации как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС ДО»

  Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требован...