Консультация на тему " Социальное партнёрство семьи и образовательной организации на современном этапе"
консультация

Немченко Наталья Анатольевна

 

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Макаренко А.С.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semya_i_pedagogi.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги».

Макаренко А.С.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Стандарт устанавливает требования, обязательные при реализации Программы, в том числе: к структуре основных образовательных программ; к условиям их реализации; и к результатам их освоения. Если обратиться к основным принципам дошкольного образования, указанным в ФГОС ДО, то следует отметить, что детоцентрированный характер услуг дошкольного учреждения должен быть направлен на поддержку разнообразия детства, на сохранение уникальности и его самоценности как важного этапа в общем развитии человека.

  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  • Сотрудничество Организации с семьёй
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства… – вот некоторые из тех принципов.

Очень ценно, что этот документ ориентирует взрослых (как педагогов, так и родителей дошкольников) на создание таких условий для маленьких граждан страны, чтобы «полноценное проживание ребенком всех этапов детства осуществлялось естественно, интересно, занимательно, приобщая ребенка к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства. При этом решение одной из задач стандарта направлено на необходимое обеспечение «психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей» [2, с. 3]

Общеизвестно, что личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

  • семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
  • детский сад (в первую очередь воспитатели);
  • общество (сверстники, друзья).

По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Современная российская семья развивается в условиях качественно новой ситуации. Часто молодые родители не осознают всего спектра проблем, связанных с воспитанием, воспринимают свою роль в жизни ребенка ущербно, ограничиваясь функциями удовлетворения его материальных и физиологических потребностей. Такие родители игнорируют эмоциональную и коммуникативную стороны воспитания. Именно поэтому педагоги детского сада должны выступить с миссией оказания помощи родителям в понимании внутреннего мира ребенка, создании психологически комфортных условий для эмоционального общения участников образовательных отношений.

Основную часть времени ребенок проводит в детском саду и дома, и важно, чтобы педагог и родители стали союзниками и единомышленниками, согласованно осуществляли воспитательное воздействие на ребенка, были едины в своих подходах к его развитию. Следует заметить, что одним из ключевых моментов в формировании ответственного родительства является их участие в процессе воспитания и образования детей через сотрудничество с детским учреждением.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга [3, с. 3]. Педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения должен выступить инициатором в обеспечении конструктивного взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Формы сотрудничества могут быть разнообразными, в зависимости от условий детского сада и возможностей родителей.

Именно поэтому, образовательный процесс в ДОО необходимо строить на основе «взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития» [2, с. 9]. Формы сотрудничества могут быть различными. Родители могут выступать в роли экспертов, консультантов или организаторов по проблеме, которую готовят вместе с педагогом; могут принять на себя роль ассистентов и помощников при проведении какого-нибудь вида деятельности с детьми. Когда дети оказываются в таком едином воспитательном пространстве, они ощущают себя комфортно, спокойно и уверенно, чувствуют свою защищенность в мире, окружающем их. Если взрослые уважают, признают и ценят человеческое достоинство еще маленького, но – Человека!, способствуют формированию у него положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях – значит, они формируют успешного человека в будущей школьной и во взрослой жизни.

Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь понять его индивидуальные способности, предотвратить негативные поступки. Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. [3, с. 4].

В настоящее время идёт перестройка системы дошкольного образования. Целью признаётся не воспитание послушного члена общества, а развитие свободной личности. Заложить в ребенке нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни должна семья, как первый институт социализации. Именно в семье формируется характер, закладываются исходные жизненные позиции. Но не все родители имеют специальные знания в области воспитания, и поэтому испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Необходимо, чтобы пропаганда педагогических знаний среди родителей являлась важной частью работы ДОУ.

Потребность в общении – первая социальная потребность ребёнка дошкольника. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребёнка с членами семьи, тем ярче его личность.

В настоящее время, из-за современного напряжённого темпа жизни, изменение условий быта, отсутствия у родителей воспитательных навыков меняется и характер общения: оно становится редким, формальным, а взаимодействие с ребёнком часто компенсируется активной родительской опекой. Это нередко приводит к изменению климата в семье и нежелательным изменениям в личности ребенка.

По мнению логопеда А.В.Карповой, «если родители и воспитатели объединят свои усилия, то обеспечат малышу двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома» [8, с. 33]. Мы считаем, что педагог не только воспитатель детей, но и партнер родителей в социальном развитии. Эту архиважную задачу конструктивного взаимодействия семьи и детского сада следует решать дошкольной образовательной организации.

Гарантом эффективности работы с родителями являются:

  • установка на работу с родителями как с единомышленниками;
  • искренне доброжелательное отношение педагога к ребенку и родителям;
  • заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка;
  • системный характер работы.

Социализация ребёнка должна осуществляться в единстве с его индивидуальностью, с учётом траектории его саморазвития.

Перед нами раскрываются новые понятия «сотрудничество» и «взаимодействие», где никому не принадлежит приоритет указывать, контролировать, оценивать. Такое взаимодействие требует определённых организационных форм. Основная цель работы с родителями: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

Ребенок – это не объект педагогического воздействия, а субъект взаимодействия. Задачей педагогов ДОУ является создание таких условий, чтобы у всех участников образовательных отношений возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах. Организация работы с родителями – это постоянный поиск возможных путей сотрудничества для повышения эффективности процесса воспитания и обучения. Чтобы родители стали активными помощниками, необходимо приобщать их к совместной деятельности жизни детского сада.

Каждое образовательное учреждение ищет свой собственный путь сотрудничества с родителями. В ДОУ разнообразные формы работы с родителями взаимосвязаны и представляют систему психолого-педагогических мероприятий, направленных:

  • на формирование личностных ресурсов родителей, обеспечивающих развитие у детей социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни;
  • на внедрение в семейной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих гармоничное  развитие ребенка.

Для наиболее эффективного результата при взаимодействии с семьями воспитанников следует создать единое образовательное пространство.

Важнейшим условием является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи. Инновационные процессы, проходящие в дошкольном учреждении, способствуют повышению педагогической компетентности родителей, положительно влияют на качество воспитания и развития дошкольников через создание лучших условий для их личностного развития, позволяют осуществлять личностно-ориентированный подход к ребенку, дают возможность самосовершенствоваться в работе педагогам.

Предлагаем рассмотреть современную инновационную модель взаимодействия с родителями воспитанников,  созданную и реализуемую в МАДОУ «Детский сад № 211 «Солнечная полянка» Ленинского района г. Саратова.

Суть действия этой модели заключается в реализации двух направлений:

  • профилактического (осознание членами семьи значимости и необходимости процесса взаимодействия с детьми, культурно-просветительская работа);
  • образовательного (освоение основных приемов организации семейной жизни, вовлечение семьи в образовательный процесс).

Модель социального партнерства семьи и ДОУ

Организационная деятельность

Информационно-просветительская деятельность

Психолого-педагогическая деятельность

Досуговая деятельность

  • Создание родительского актива в различных формах
  •   Включение родителей в процесс управления
  •   Работа родителей в комиссиях
  •   Создание родительских клубов

  • Родительские встречи со специалистами
  •   Родительские лектории, собрания,
  • лекции по запросам родителей
  •   Выпуск информационных листов в помощь родителям
  •   Работа сайта 

  • Исследование детско-родительских отношений в рамках психолого-педагогического мониторинга
  • Проблемное и тематическое консультирование
  •   Родительские проблемные семинары
  •   Ролевые и деловые игры для детей и родителей
  • Психопрофилактические занятия в тренинговом режиме
  • Театральная гостинная
  •   Конкурс семейных талантов
  •   Субботники
  •   Праздники
  •   Культурно-экскурсионные программы
  •   Дни открытых дверей

Прежде всего, педагогическому коллективу ДОУ следует провести маркетинговые исследования по выявлению условий эффективной социализации ребенка при активном взаимодействии семьи и ДОУ. Проведенный анализ позволит организовать практическую работу (анкетирование) для изучения процесса интеграции семьи и дошкольного учреждения и разработать рекомендации для создания условий полноценной социализации ребенка-дошкольника.

В процессе маркетинговых исследований выявляется существование определенных возможностей в ДОУ, ресурсы для организации и использования в системе взаимодействия с родителями дошкольников разнообразных форм работы (день открытых дверей; мастер-классы для родителей; открытые занятия- всеобучи; творческие мастерские;  экскурсии, походы; киноуниверситет или кинолекторий; вебинары и онлайн-конференции; он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта; семейные клубы и другие).

Характерная черта современных идей – перестройка традиционной схемы взаимодействия, в практике называемая «работой с семьей» в сторону паритетного и партнерского участия основных субъектов воспитания в жизни ребенка. Только при таком подходе можно говорить об ответственности родителей и социальном партнерстве ДОУ, эффективном взаимодействии между дошкольным образовательным учреждением и семьей на правах равноправных участников образовательных отношений.

Большую популярность при взаимодействии педагогического коллектива с семьей приобретают нетрадиционные формы работы, где присутствуют взаимопонимание, взаимопомощь в социальном развитии ребенка.

В наше непростое, ритмичное время перемен, инноваций, акселерации детей эмоциональный контакт ребенка и родителей сводится к минимуму. Родители объясняют дефицит общения с ребенком нехваткой времени, занятости, а в целом, это проявляется в их недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. А ведь главная роль психического и эмоционального развития ребенка принадлежит семье, семейному окружению, и именно внутрисемейные отношения оказывают прямое и непосредственное влияние на становление внутреннего мира растущего человека. Грамотно организовав обратную связь с родителями, коллектив ДОУ сможет оценить эффективность не только работы с детьми, взаимодействия с родителями, но и деятельности учреждения в целом.

Можно смело сказать, что обновление форм взаимодействия педагогов с семьей дает положительные результаты. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой, но теперь обстановка иная. Родители заинтересовались деятельностью детей в детском саду и стали активными участниками в совместных делах ДОУ.

Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят заинтересованность и активность своих родителей. И как результат – новое отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности. 

Педагогически правильная организация взаимодействия  семьи и ДОУ позволяет эффективно координировать усилия родителей и педагогов следовать по индивидуальной образовательной траектории развития дошкольника. Благодаря новым формам работы, мы отметили большую заинтересованность родителей к тому, чем занимается их ребенок. В результате такого взаимодействия установились более тесные отношения между педагогами и родителями, появилась потребность делиться совместно решать проблемы в области воспитания и развития ребенка.

Таким образом, эффективное сотрудничество с родителями дошкольников возможно при внедрении инновационных форм взаимодействия. Данная система взаимодействия позволяет педагогу раскрыть способности детей, шире использовать их творческий потенциал, на системно-целевой основе объединить усилия для создания единого воспитательного пространства, обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы ребенка.

Главное достижение коллектива педагогов ДОУ является желание детей и родителей посещать детское учреждение, а педагогов – претворять в жизнь инновационные идеи, проявление творчества и оригинальности. Опыт работы с родителями показал, что благодаря внедрению современных форм взаимодействия участников образовательных отношений, позиция родителей становится более гибкой, когда они выступают не зрителями и наблюдателями, а активными участниками в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности современных форм в работе с родителями.

В заключение следует отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны. Чем грамотнее налажено социально-педагогическое взаимодействие педагогического коллектива с семьёй, тем эффективнее будет социальное развитие ребенка, прочнее будут усваиваться им нормы и ценности, принятые в обществе. Чем большую поддержку индивидуальности и инициативы получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет наполнена впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

Используемая литература:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Кочетова Н.А, Желтикова И.А., Тверетина М.А. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. – Волгоград; Учитель, 2014.
  4. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю, Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  5. Зайцев С.В. Личностно-ориентированный подготовительный к школе класс. – М., 2003.
  6. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития: методические рекомендации для работников ДОУ/ Т.Н. Доронова и др. – М., 2001.
  7. Майер А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В. 555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2012.
  8. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов/ Сост. Т.В. Цветкова.- М.: ТЦ Сфера, 2013.
  9. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества с семьёй дошкольника. –М., 1994.
  10. Гуров Н.С. Социальная работа дошкольного образовательного учреждения с семьёй. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  11. Сарайкина Н.В., Гусева Н.П. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников как средство социального развития детей дошкольного возраста// Актуальные вопросы регионального образования. – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2014. – № 14. – 100 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Социальное партнёрство детского сада и семьи.»

Аннотация:  Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится  особенно актуальной на современном этапе, так ка...

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

Взаимодействие детского сада с семьей.Взаимное  познание и взаимное информирование.Основные формы обучения родителей: лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проекты....

Тема: «Социальное партнёрство детского сада и семьи.»

Аннотация: Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится  особенно актуальной на современном этапе, так как...

Доклад на тему: "Социальное партнёрство семьи и ДОУ..."

В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества и взаимодействия ДОУ и семьи, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процесс...

Социальное партнерство семьи в образовательной организации при развитии у детей детской инициативы с помощью ИКТ.

Современная российская семья развивается в условиях качественно новой ситуации. Часто молодые родители не осознают всего спектра проблем, связанных с воспитанием, воспринимают свою роль в жизни ребенк...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: В статье подробно анализируются ключевые документы, организующие деятельность детских садов на современном этапе (ФГОС ДО, ФОП ДО), а также, исходя из анализа, приводятся рекомендации по де...