Обучение грамоте "Путешествие в страну Буквария"
проект

Крысова Татьяна Михайловна

Закрепление пройденного материала по обучению грамоте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект обобщающего занятия

по обучению грамоте  

«Путешествие в страну Буквария»

Цель: Обобщить у детей знания по обучению грамоте, полученные ранее.

Задачи:

- образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о звуках: слогообразующей роли гласного; совершенствовать навыки звукового анализа; совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; закреплять умения детей давать полную характеристику звукам речи

-развивающие: развивать фонематическое восприятие,  мышление и речь детей; закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании слов .

- воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Оборудование: конверт с письмом; карточки - задания для каждого ребенка.

Предварительная работа: написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Методические приёмы: словесный, игровой, практический.

Словарная работа: гласный звук, согласный звук, слог.

   Ход занятия.

Орг. момент.

– Ребята, к нам сегодня в группу пришли много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Эмоциональная настройка.

«Тик- так, тик-так

Ходят часики — вот так (руки двигаются как маятник)

Громко прозвенел звонок (имитируют звонка в колокольчик)

Начинается урок (руки правая ложится сверху на левую)

 - Ребята, сегодня утром на столе нашла письмо. Вот этот конверт, на нём написано- «Детям группы дошколят»

 - Давайте откроем конверт и посмотрим, что там. А в конверте письмо

"Здравствуйте дорогие ребята! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Бкварию!  Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Букварии вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, и в конце, после выполнения всех заданий, вас ждет награда. Желаю вам удачи!»

Задание № 1. «Кто внимательный».

 Для начала давайте вспомним, какие бывают звуки?

Д: - Гласные, согласные, а согласные твердые и мягкие

П:  - Какие звуки называются гласными и почему?

Д: - Гласные звуки мы поём, воздух проходит свободно, не встречая преград.

П:  - Какие звуки называются согласными и почему?

Д: - Согласные звукам не поются, мешают зубы, губы и язык.

П: -  Я буду называть звук, а вы будете выкладывать на полотне кассы букв и при этом проговаривать какой это звук – гласный или согласный, звонкий или глухой .( работа с кассой букв)

А, Б, В, У, О, Б^, И, Я, Г, Д, Р^, Л ^

А теперь надо расселить по «домам» гласные, а для согласных подобрать пару.

Физ  минутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Задание № 2. «Напечатай слоги». 

 На, мя, со, ву, ля,го, зи,жи, ой (Выполнение задания и уточнение мягкости и твёрдости ).

Молодцы, и с этим заданием вы справились.

А теперь поиграем в игру «Цепочка»

Называем слова на последний звук

Задание № 3 «Сделайте звуковой анализ слов».

 Берём последнее слово из игры делим на слоги, ставим ударение и составляем схему

Задание № 4. «Работа с карточками»

«Расставь по порядку буквы» За эту работу вы получите отдельную оценку в виде печати.

Рефлексия.

В: - Ребята, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей). Как вы оцениваете свою работу. Молодцы, вы справились со всеми заданиями. А значит, можем посмотреть, какие же награды приготовила нам Королева Букварии.



Предварительный просмотр:

«Обеспечение преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования в условиях реализации ФГОС НОО и ФГТ"

Актуальность.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном возрасте, от уровня развития познавательных интересов ребенка.

В детском саду дети проходят уровень старшей группы, т.е не подразумевает подготовку к чтению и письму, подготовку руки к письму. Есть так называемые «домашние дети». Не посещающие доу. Есть дети с особенностями развития. Вот тогда и назрела проблема подготовленности детей к школе. Наше дополнительное учреждение решило восполнить этот пробел.

 Мы создали группу под названием «Развивайка». Дети приходят на занятия по выходным дням. Удобно родителям, удобно и детям

При составлении рабочей программы подготовки выделили задачи:

- Способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

- Всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

- Создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

- Увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Осуществление преемственности в работе детского сада, дома творчества и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Обогащение речи детей, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем мире в ходе чтения, рассматривания иллюстраций, бесед и др.

 Знакомство с математическими знаками;

  Подготовка руки к письму («печатание» цифр, рисование геометрических форм)

Развитие видов речевой деятельности: умений слушать, говорить, свободно пользоваться языком в различных ситуациях общения.

 Развитие фонематического слуха (умение выделять звук из ряда других);

 Развитие фонематического анализа (умение делать звукобуквенный анализ слов, правильно определять и давать характеристику звука);

 Развитие умения правильно обозначать звук на письме, составлять слова из букв и слогов, читать.

Развитие математических представлений о числах и цифрах;

 Развитие умение решать и составлять арифметические задачи;

Развитие внимания, наблюдательности, логического мышление;

Для успешной работы нам потребовалась реорганизация образовательного процесса:

• увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей (индивидуальный подход)

• изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

• изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Все занятия максимально приближены к школе. Есть занимательный урок и динамическая перемена. Самое главное – не выделять детей в отдельные подгруппы «садовские», «домашние» и «особенные». Дать возможность детям коммуницировать и перенимать опыт друг друга. Ведь в школе они будут одноклассниками.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогом и родителем. И педагогом дополнительного образования, и учителем.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности)который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание.

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения подготовки к школе.

Вот и получилось, что наша преемственность комплексная: как целевая, так и содержательная.

Взаимодействие с учителем даёт возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать деятельность, что дает возможность совершенствовать методы обучения детей с учетом требований к образовательной деятельности учителя.

Немаловажная роль отводится и родителям.

Трудно не согласиться с тем, что неподготовленному ребенку в школе приходится несладко. Как и верно то, что первоначальные затруднения могут закрепиться и вылиться в стойкую школьную дезадаптацию. Но это лишь одна сторона проблемы за школьными стенами это в большинстве своем уверенные в себе люди, преисполненные собственного достоинства. Но, переступив школьный порог, почти все они как бы съеживаются, втягивают головы в плечи, словно стараясь уменьшиться в размерах. Лица приобретают заискивающее выражение. Любое слово классного руководителя встречается подобострастными кивками и поддакиванием. А если в адрес того или иного ребенка раздаются упреки, то не возникает и тени сомнения насколько они обоснованы. "Разберемся, подтянем, образумим, накажем…" А дома дети с трепетом ждут возвращения мамы или папы. Дети знают, что сними действительно "разберутся".

Большинство родителей просто не способны отнестись к школе, к учителям трезво и непредвзято. Этому мешает их собственный, усвоенный ещё в детстве страх перед школой, а также своеобразный комплекс неполноценности, от которого большинство нормальных взрослых людей вполне свободны в любой сфере своей жизни, но который безотчетно просыпается в школьных стенах. С поступлением в школу жизнь ребенка резко меняется, причем не только в лучшую сторону. Неизбежно возникают проблемы и трудности. Они более или менее остры в каждом конкретном случае, однако от них не избавлен практически никто. Ведь наша школа – это традиционно очень жесткая авторитарная структура, со строгими требованиями к дисциплине, а точнее к повиновению. Ребенку, попавшему во власть этой структуры, приходится привыкать к ограничению свободы, к необходимости соблюдать строгий распорядок, подчиняться чужим и зачастую малосимпатичным людям, быть одним из многих, а не единственным, испытывать отношение не всегда искреннее и справедливое, а порой и недоброжелательное. Кстати, именно потому воспитанники детского сада по сравнению с "домашними" детьми несколько легче адаптируются к школе (независимо от умственных способностей), что уже немного привыкли ко всем этим особенностям общественного воспитания. Детский сад может хуже или лучше справляться с познавательным развитием детей, с их интеллектуальной подготовкой к школе, однако в плане врастания в авторитарную пирамиду подчинения он готовит детей безупречно. То, что может шокировать в школе "домашнего" ребенка, для выпускника детского сада уже привычно. Он уже пару лет назад выплакал свои обиды и эмоционально закалился. Вот как раз, посещая наши занятия, домашние дети и набираются опыта.

Надо донести до родителей, что учительница (сколь угодно милая) видит вашего ребенка по-своему, и вы сильно ошибетесь, если свой материнский взгляд замените ее учительским.

И самый главный девиз – освободиться от иллюзий и мифов, которые в свое время изрядно попортили жизнь вам, а теперь могут повредить и вашему ребенку.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества очевидна.

Практика нашего учреждения показывает, что воспитанники группы «Развивайка» по результатам диагностики при поступлении в школу имеют хорошие показатели.

По результатам индивидуальных бесед с родителями и отзывов учителей, выпускники хорошо осваивают программу, уровень их подготовленности соответствует требованиям. Подготовка детей к школе оценивается учителями как хорошая, родители воспитанников довольны уровнем подготовки детей к школе.

Став первоклассниками, бывшие выпускники успешно адаптируются в новых условиях. Успешность адаптации к обучению выпускников детского сада, хорошие показатели успеваемости позволяют сделать вывод, что представленная нами система работы дает положительные результаты.



Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Сибирская сокровищница

Байкал »

Актуальность темы:

Байкал - это всероссийская гордость и всероссийская экологическая боль и тревога. Ни души наших пращуров, ни грядущие поколения не простят нас, если мы не сохраним чистоту Байкала, если позволим победить близорукой жадности, а не расчетливой мудрости.

Алексей Яблоков

При знакомстве детей дошкольного возраста со своеобразием, самобытностью родных мест, важно дать им не только знания, но и воспитать интерес к природе, понимание своей причастности к ней.

Байкал - одно из древнейших озер мира и это уникальное явление на нашей планете. Он замечателен тем, что хранит высококачественную и пока еще относительно чистую пресную воду. В Байкале сосредоточено около 1/5 ее мировых запасов и более 4/5 запасов нашей страны.

Проблема сохранения экоболанса Байкала не чужда и нам. Ведь наш прекрасный посёлок расположен на Селенге  - впадающей в Байкал.

Цель проекта:

Познакомить детей с водными достопримечательностями нашего региона - озером Байкал, рекой Селенгой, растительным и животным миром . Воспитывать у детей бережное, гуманное и созидательное отношение к природе нашего сибирского края.

Гипотеза:

Мы живем на территории уникальных мест, обладаем мировым сокровищем - озером Байкал. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет. Если в ходе реализации проекта дети получат первоначальные знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес, то можно считать, что цель и задачи нашего проекта выполнены.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с озером Байкал, рекой Селенгой , их расположением на карте, уникальностью.

2. Расширить знания детей о флоре и фауне озера Байкал, р. Селенги.

3. Дать знания детям о коренных жителях данных мест, познакомить с их самобытностью.

4. Познакомить с промышленными объектами, построенными на берегу Байкала, их влиянии на экосистему озера.

5. Формировать экологическую культуру у детей дошкольного возраста, их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

Реализация проекта

Приемы накопления опыта:

Образовательные ситуации по знакомству с Байкалом (беседа «Заповедник Байкала». «Чудо зовется Байкалом», «Ты обижен Байкал» и др.)

Чтение легенды «Богатырь Байкал», «Ангарские бусы» - обсуждение прочитанного.

Рассматривание карты озера Байкал, Ангара, Реки Селенга - ориентировка по ней.

Беседа «Заповедник Байкала».

Рассматривание книг, открыток, фотоальбомов (о рыбах, птицах, растениях, животных)

Поэтическая страничка. «В стихах и полотнах воспетый Байкал» (Стихи о Байкале и Ангаре, рассматривание иллюстраций, фотографий, картин, чтение стихов;

Рассматривание фотокниги «Ангара - дочь Байкала»

Чтение страниц из «Жалобной книги природы Байкала»

Прослушивание песен «Славное море, священный Байкал», «По Ангаре» и др.

Просмотр видеокассет из серии «Байкальско – азиатская энциклопедия»: «Дикорастущие цветы Байкальских побережий и гор», «У края чарущий бездны».

Актуализация опыта:

П/игра «Волк и ягнята» (бурятская, «Иголка, нитка и узелок» (бурятская, «Ищем палочку» (бурятская, «Солнце» (эвенкийская)

режиссерская игра «Встреча на берегу Байкала»

Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»

Игровые задания «Путешествуем по карте»

Игровой эксперимент по очистке (фильтрации) воды

Задания на смекалку (ребусы, лабиринты и др.)

Сюжетно – ролевые игры «Рыболовецкое судно», «Туристическая прогулка по» Селенге»

Акция «Берегите воду» - изготовление напоминающих знаков «Закрой кран» и размещение их около всех кранов в детском саду и дома.

Заучивание стихотворения «Седой Байкал», «Сибирская красавица».

Оформление опыта:

Лепка из соленого теста (нерпа, медведь, соболь и др.) ;

Рисование на байкальских камнях: «Цветущая Сибирь»

рисунки детей «Каким я вижу Байкал», «По Селенге»

Плакаты «Берегите Байкал», «Величавая Ангара»

буклеты «Чудо зовется Байкалом»

аппликация с элементами бурятского орнамента (рукавичка,

ковер)

Создание «Красной книги

Изготовление макетов «Легенда о Байкале и Ангаре»,

Презентация проекта «Байкал – жемчужина Сибири» с экскурсией по мини-музею

Взаимодействие с семьей

Совместное творчество детей и родителей в оформлении выставки рисунков «Мы любим Байкал»

Фотовыставка «Байкал и Селенга  – любимые места отдыха »

Составление рассказов из личного опыта «Моя поездка на Байкал»

Консультация для родителей «Сохраним Байкал для потомков»

Участие в создании мини – музея: сбор литературы, поделок, открыток, занимательного материала и др. по теме

Создание коллекции «Ластоногий символ Байкала»

Конкурс поделок «Парусники наБайкале»

Фотоколлаж « Байкал - любимые места отдыха »

1 день

Знакомство с Байкалом и Ангарой

1. Рассматривание карты Иркутской области, ориентировка по ней (Байкал, Ангара, Братское море, Енисей.

2. Чтение и обсуждение легенды «Богатырь Байкала»

3. Заучивание стихотворения «Седой Байкал»

4. Просмотр видеокассеты «Байкальско – азиатская энциклопедия»: «У края чарующей бездны»

5. Аппликация с элементами бурятского орнамента «Рукавичка», «Ковер»

6. Подвижная игра «Иголка, нитка и узелок» (бурятская)

7. Игровое задание «Путешествуем по карте»

2 день

Растительный и животный мир озера

1. Образовательная ситуация «Байкал: путешествие в подводное царство»

2. Беседа «Заповедник Байкала»

3. Просмотр видеофильма «Байкальско – азиатская энциклопедия»: «Дикорастущие цветы Байкальских побережий и гор»,

4. Рассматривание книг, открыток, фотоальбомов (о рыбах, птицах, растениях, зверях)

5. Лепка из соленого теста (нерпа, медведь, соболь и др.)

6. Настольная игра-лото «Растительный и животный мир Байкала»

7. Творческое задание «Встреча на берегу Байкала»

8. Подвижная игра «Солнце»

9. Изготовление макета к режиссерской игре «Встреча на берегу Байкала»

3 день

Охрана озера и его обитателей

1. Беседа «Ты обижен Байкал»

2. Рассматривание фотокниги «Ангара - дочь Байкала» (обратить внимание на фото заводов, построенныхнак берегах Байкала и Ангары)

3. Игровой эксперимент по очистке (фильтрации) воды

4. Прослушивание песни «Славное море, священный Байкал»

5. Рисование «Каким я вижу Байкал», «Природа Приангарья»

6. Изготовление экологических плакатов «Берегите Байкал»

7. Сюжетно-ролевая игра «Туристическая прогулка по Байкалу и Ангаре»»

4 день

Мы твои друзья, Байкал

1. Чтение сказок из сборника «Байкала озера сказки»

2. Оформление фотовыставки «Мы и Байкал»

3. Изготовление буклетов «. Чудо зовется Байкалом», «Величавая Ангара»

4. Создание «Красной книги»

5. Режиссерская игра «Встреча на берегу Байкала»

6. П/игра «Волк и ягнята» (якутская)

7. Сюжетно-ролевая игра «Рыболовецкое судно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое логопедическое занятие в подготовительной группе "Удивительное путешествие в страну Букварию"

Данное открытое  логопедическое занятие в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи направлено на совершенствование навыка звукового анализа и синтеза слов. Закрепление и актив...

« ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ БУКВАРЯ». Методическое пособие

конспект занятия "Путешествие в страну букваря". Методическое пособие...

План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".

Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Букваря»

Цель:формирование знаний детей о классификации гласных и согласных букв и звуков;формированию предпосылок к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:Способствовать совершенствованию фонематического слу...

Самоанализ итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) и художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Путешествие в страну Буквария» для детей старшего дошкольного в

Самоанализитоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) ихудожественно-эстетическому развитию (лепка)на тему: «П...

Конспект итоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) и художественно-эстетическому развитию (лепка) на тему: «Путешествие в страну Буквария» для детей старшего дошкольного возр

Конспектитоговой интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) и художественно-эстетическому развитию (лепка)на тему: «Путешест...

НОД по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну Букварию»

Обобщение программного материала по подготовке к обучению грамоте....