План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".
план-конспект урока по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать предложения с заданными словами. Формируются навыки самоконтроля и самооценки. Воспитатель предлагает путешествовать по стране Букварии. Дети отправляются  в Королевство, в котором хозяйничает Королева Азбука. Дети соглашаются её помочь. Они читают стихи про буквы, отгадывают загадки, называют первые звуки в отгадках, выполняют задания по карточкам, ищут карточки, которые потерял Незнайка и с помощью фишек пишут в них слова. В конце занятия приходит Азбука - ребёнок, хвалит детей за помощь и раздаёт детям гостинцы.Показывает буквы, а дети отгадывают, что на эту букву лежит в чудесном мешочке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_bukvarii.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект непосредственно  образовательной

деятельности с дошкольниками. (старшая группа).

Тема: « Путешествие по стране Букварии».

Интеграция образовательных областей:  «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,

«Физическое развитие».

Задачи:

«Речевое развитие»

-формировать умение проводить звуковой анализ прочитанных

слов;

-Закреплять умение писать пройденные буквы, читать слова с пройденными буквами, определять первый звук  в словах-отгадках,

делить слова на слоги;

-стимулировать зрительно-поисковую активность;

-придумывать предложения с заданными словами.

«Познавательное развитие»

-развивать познавательный интерес, любознательность;

-формировать навыки самоконтроля и самооценки.

«Художественно-эстетическое развитие»

-формировать умение отгадывать загадки.

«Социально-коммуникативное  развитие»

-создать условия для возникновения игровых моментов;

-развивать умение ребенка  общаться и взаимодействовать  со

взрослыми и сверстниками.

«Физическое развитие»

-развивать координацию движений согласовываясь с текстом

физминутки.

Методы и приемы:

Практические: физминутка «Буратино»; задания от  Азбуки.

Наглядные: рассматривание картинок, гостинцев.

Словесные: беседа, загадки, вопросы , уточнения, словесные игры.

Игровые: путешествие по стране Букварии.

Материал :две картинки с изображением цыпленка и ракеты

(составлены из букв); письмо от Азбуки ,тетради,  карточки с картинками и схемами, карандаши синие и красные, ручки ,

пеналы.

        Ход  н о д

Организационный момент:

Воспитатель предлагает путешествие по стране Букварии.

Рассказывает о том ,что  в этой стране есть  Королевство, где хозяйничает Королева Азбука. Просит она помощь у нас . Читает

письмо от Азбуки: « Как хорошо ,что вы пришли. Мне очень нужна ваша помощь. В последнее время в моем Королевстве происходят одни  недоразумения: то звуки меняются местами ,то буквы убегут из слов, то слоги  рассыпятся. Никак не могу одна уследить за порядком .Я так устала! Может, вы мне поможете?»

( дети отвечают).

Воспитатель озвучивает задания от Азбуки.

1.Есть в Королевстве дом с гласными буквами.  Выучила Азбука

буквы, да никак не запомнит про них стихи . Предлагает детям

прочитать стихи про буквы. Воспитатель показывает  буквы ,

дети называют их и  читают стихи.

2. Воспитатель предлагает навести порядок в доме «Загадок».

-Нужно загадку отгадать , назвать первый звук в отгадке и придумать другие слова с этим звуком.

Воспитатель «заглядывает» в  окошки-листочки и читает загадки.

-На шесте дворец, во дворце певец. А зовут его … ( скворец).

-Все время стучит , деревья долбит.

Но их не калечит , а только лечит.   ( дятел).

-В дупле на старом дубе  живу в густом лесу .

Хожу в пушистой шубе , орешки я грызу.   ( белка ).

-Кто на елке на суку  счет ведет : ку-ку, ку-ку.   (кукушка).

-Хозяин лесной  просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (медведь).

-Он в мундире ярком , шпоры для красы.

Днем он- забияка , поутру – часы.   (петух).

        (Дети выполняют задания).

Воспитатель продолжает рассказывать:

«Есть в Королевстве дом –«Зоопарк». Побывал там дед по прозванью Буквоед. Буквы он поел опять.  Слово стало не узнать.

Звери в зоопарке злятся: как теперь им называться?

Просит  Азбука ребят вставить буквы для зверят».

Воспитатель раздает детям карточки – домики, на которых в схемах

написаны названия  животных с одной пропущенной буквой.

Дети дописывают недостающую  букву , читают слово.

(с) л о н ,   (в) о л к ,   (р) ы с ь ,   тиг (р),   ( л) и с а ,   (ж) и р а ф ,

м е д (в) е д ь .

Воспитатель говорит, что звери теперь довольны и просят придумать про них предложения. (Дети придумывают предложения со своим словом . Считают слова).

Далее воспитатель говорит, что Буквоед не только буквы съедает , но еще и звуки путает. Предлагает  расставить звуки по местам.

-В каком же слове какой звук заблудился?

Читает (Игра « Звук заблудился»).

-Жучка  бу(д)ку не доела. Неохота, надоело.   (л).

-На островок налетел ураган. На пальме остался последний ба(р)ан.(н).

-Тает снег . Течет ручей . На ветвях полно (в)рачей. (г).

-Сели в ло(ж)ку- и айда ! По реке туда – сюда.(д).

-Закричал охотник: «Ой ! (Д) вери гонятся за мной. (з).

-Говорят, один рыбак в речке выловил башмак

Но зато ему потом на крючок попался (д)ом.  (с).

-Мы собирали васильки . На головах у нас  (щ)енки. (в).

Воспитатель приглашает к следующему дому. Это дом «Новоселов». Королева Азбука просит расселить буквы по домам.

Дети садятся за столы, открывают тетради.

Воспитатель предлагает раскрасить крыши домов:  слева – красным

карандашом, справа – синим.

В домик с красной крышей  нужно поселить гласные буквы, а в

домик с синей – согласные.

Дети выполняют задания.

Далее проводится физминутка «Буратино».

«Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел- ключик видно не нашел.

Нужно на мысочки встать , чтобы ключик отыскать».

Далее воспитатель обращает внимание на схемы , расположенные

под домами.   В клеточках написаны буквы.

Как думаете, можно прочитать слова? Почему нет? (ответы).

Подумайте, букву какого звука можно поставить . чтобы получилось слово?

Если кто из детей затрудняется ,воспитатель предлагает поставить букву звука   «м».

Дети читают слова.

Воспитатель читает стихотворение:

«Буквы кружились , буквы играли . И эти рисунки нарисовали».

Показывает  две картинки, составленные из букв.

Дети находят эти буквы и записывают их.

Воспитатель читает другое стихотворение:

«Здесь Незнайка пробегал , и картинки потерял.

Просит всех он взять пенал и слово фишкой написать».

Каждый ребенок выбирает картинку и пишет слово в схеме с помощью фишек.

Воспитатель дает задания:

-Сосчитайте, сколько букв в слове?

-Сколько гласных?   Согласных?

Назовите мягкие согласные, твердые согласные.

Сколько слогов в слове?

Далее воспитатель просит написать слово с помощью букв.

После выполнения задания , детям предлагают назвать картинки и нарисовать столько кружков , сколько слогов в слове.

М Е Д В Е Д Ь.   М Я Ч .   Ц Ы П Л Е Н О К .

Далее воспитатель предлагает украсить для Королевы коврики.

Дети выполняют задания на развитие графических навыков: украшают коврики волнистыми линиями.

Воспитатель приглашает к любимому дому Азбуки «Встреча друзей». Вместе зовут : «Аз-бу-ка!  ».

Входит Азбука (ребенок):

« Я слышу голоса детей в стране Букварии моей.

Я всех приветствую , друзья, вас очень рада видеть я.

Я королева Азбука, меня узнали вы?

Как хорошо , что вы письмо мое прочли.

Помогали вы мне дружно .И всем вам за ученье я дарю угощенье.

Что за гостинцы? Без труда догадайтесь , детвора!

Азбука показывает букву. Дети отгадывают.

А- апельсин.     К- конфеты.

Б- банан.       Г- груша.

Я- яблоко.    П –печенье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в сказочную страну звуков"

Цели занятия. Совершенствовать фонематический слух (определять место звука в слове);Закреплять умение отвечать на вопросы;Упражнять в различении твердых - мягких согласных в начале слова;Упражнят...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»

Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...

Подготовка к обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну Букваря»

Цель:формирование знаний детей о классификации гласных и согласных букв и звуков;формированию предпосылок к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:Способствовать совершенствованию фонематического слу...

Конспект по подготовке обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка".

Конспект по подготовке  обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка". Цель: закрепление знаний детей о звуках и буквах.Программные задачи: Обобщать и систем...