Семинар - практикум для воспитателей "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности".
методическая разработка
Семинар поможет вооружить педагогов практическими методами, приемами и материалами для реализации задач музыкального воспитания в режимных моментах ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov.docx | 34.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум для воспитателей "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивации на системное использование в самостоятельной деятельности музыкальных игр на развитие чувства ритма у детей.
Задачи:
- познакомить со способами активизации интереса детей к музыкальному искусству и самостоятельной музыкальной деятельности;
-познакомить участников семинара практикума с музыкально -ритмическими играми;
-вооружить педагогов практическими методами, приемами и материалом для реализации задач музыкального воспитания в режимных моментах дня.
Ход семинара - практикума:
Здравствуйте, уважаемые воспитатели! Тема нашего семинара- практикума «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством музыкально-ритмической деятельности». Для чего же нужно развивать чувство ритма у детей?
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм - один из центральных, основополагающих элементов музыки, поэтому для воспроизведения ритма применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, музыкальные игры, элементарное музицирование.
Многие не до конца понимают важность развития чувства ритма, считая, что эта способность нужна исключительно музыкантам и танцорам. Цель основ ритмики заключается не только в развитии музыкального слуха малыша, но и в стимуляции его мыслительных процессов. Ощущая и воспроизводя ритм, ребёнок задействует оба полушария мозга, что развивает его память, внимательность, а также способствует формированию речевых навыков. Важно понимать, что развитие чувства ритма влияет на развитие личности в целом. Ребенок учится чувствовать свое тело, свой организм, свои ощущения, и, как следствие, имеет возможность управлять самим собой, становится более уравновешенным, речь становится более управляемой.
Мы знаем, что ведущей формой обучения и развития дошкольников является игра, но современным детям необходимы новые, интересные игры, которые будут соответствовать как детским потребностям, так и велению времени. В этом помогут музыкально-двигательные игры, помогающие развить наблюдательность и сообразительность, эмоциональность и образность восприятия музыки. Ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным, в развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Задания должны развивать воображение, они должны быть интересными, побуждать творческую активность, позволять в игровой занимательной форме многому научиться. Ребенок и не подозревает о каком-то «обучающем эффекте», ведь с ним играют. Такое обучение очень эффективно.
Сейчас я хочу познакомить вас с некоторыми видами музыкальной деятельности, направленные на развитие чувства ритма.
Музыкально-ритмическая деятельность
Это вид музыкальной деятельности, основой которого является взаимодействие музыки и ритмического движения. В процессе движений под музыку дошкольники овладевают культурой тела, «языком движений», происходит совершенствование движений, появляется их выразительность.
Практика использования музыкально-ритмической деятельности показывает, что чем раньше она используется в развивающей работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, а также в развитии музыкальных способностей.
Упражнения – многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения. Назначение упражнений различно: упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки);
-подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);
-образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади);
-упражнения как определенные законченные композиции, обычно они создаются авторами.
В упражнениях ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, в известной мере вырабатывается техника движений. Игры, пляски и упражнения тесно взаимосвязаны между собой и направлены на осуществление общей задачи – развитие музыкального восприятия и ритмичности движений.
Музыкально-ритмическая деятельность включает в себя: музыку, драматизацию, пантомиму, пластику и танец. Эта деятельность возникает и опирается на привычную и увлекательную для детей игровую деятельность, в процессе которой особенно ярко развивается творческое воображение ребёнка.
Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку. Важно – свобода творчества.
Пляски активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.
В детском саду проводятся различные пляски:
Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:
-пляски с участием взрослого- этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений;
-современный детский танец;
-народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца;
-хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом;
-характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж;
-детский бальный танец.
Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:
— пляска типа «зеркало»;
— пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;
— пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей.
От плясок – импровизаций, в которых педагог обучает детей продуктивной творческой деятельности, следует отличать свободную пляску, где по заданию педагога – отразить в движениях характер музыки – дети занимаются исполнительской плясовой деятельностью на основе ранее разученных движений.
Практика 1: Игротанец «Побежали» Юлии Селиверстовой.
Игра на музыкальных инструментах
Это один из самых притягательных для детей видов музыкальной деятельности. Музыкальные инструменты для детей - всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят на них играть. Музыкальный инструмент для ребенка символ музыки, тот, кто играет на нем - почти волшебник. Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения. Главная задача наша, взрослых, - дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому тянутся. Игра на детских музыкальных инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение, развивает мелодический и тембровый слух, музыкальную память, чувство ритма.
Практика 2: Музыкальные игры с инструментами.
1. «Поиграй на своем инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные».
2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные импровизации соло по кругу).
3. «Будь дирижером, покажи музыкантам, чтобы они поняли, как сыграть музыку, какую ты хочешь» (один из воспитателей дирижирует оркестром из шумовых инструментов, где по очереди солируют 3-4 инструмента).
4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее настроение», «радостную мысль».
5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»
Практика 3 Озвучивание стихотворения.
Апрель (С. Маршак)
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель
По полям бегут ручьи
На дорогах лужи
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
Птичий концерт
Зачирикал воробей
Просыпайся поскорей
Воробей: Чик-чи-рик! - 2р.
Ввысь синичка полетела
Звонко песенку запела.
Синица: Синь-синь-синь! - 2р.)
Вторит дятел им тук-тук,
Долбит клювом старый сук
Дятел: Тук-тук-тук! - 2р.
Вот ворона идёт
Низким голосом поёт
Ворона: Кар-кар-кар!- 2р.
5.А кукушка на суку
Нам поёт…
Кукушка: Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движениями, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Занятия в шумовом оркестре позволяют приобщать детей к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. На этих шумовых инструментах можно играть так, как ты хочешь, или импровизировать. Цель импровизации — активизировать творчество детей.
Практика 4: Игра «Эхо»
Прохлопайте простой мотив и предложите группе повторить, исполняя его несколько раз. Можете изменять динамику и тембр хлопков (разными способами). Когда вся группа справляется с «эхо» успешно, отдельные дети могут исполнять его по очереди друг за другом, и каждый ребенок получает возможность предложить свой пример ритмического рисунка.
Музыкальная игра
Это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Музыкальные игры делятся на сюжетные и несюжетные в зависимости от того, разыгрывают дети определенный сюжет или выполняют игровые задания.
В сюжетных играх раскрываются образы, показаны действия, например, в играх «Поездка за город» (музыка В. Герчик), «Звероловы и звери» (музыка Е. Тиличеевой). Сюжетными бывают и хороводные игры с пением, например, такие, как «Ворон» (русская народная мелодия), «Как на тоненький ледок» (народная песня в обработке М. Иорданского). В этих играх сюжетны поэтические тексты, а движения как бы их комментируют. В играх необходимо всячески способствовать проявлению детской творческой инициативы, отмечать удачно найденное ребенком новое движение в игровом образе.
Развитию творческой инициативы в музыкально-игровой деятельности способствует также близкое к сюжетным музыкальным играм инсценирование песни, не разученной детьми, а исполненной педагогом. (Педагог поет, а дети изображают в движениях все, о чем поется.)
Несюжетные игры не имеют определенной тематики. В них присутствуют различные игровые задания, элементы пляски, соревнования, различные построения и перестроения. Примерами могут служить игры «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, «Ищи», музыка Т. Ломовой, «Найди себе пару» под мелодию любой польки.
Практика 5: Музыкальная игра Ю.С. Пинус «Бабушкин двор»
Музыкально- дидактические игры.
«Ритмяшки»
Существует система ритмослогов, которая помогает научиться правильно воспроизводить различные длительности. Такая система была придумана в Венгрии в прошлом столетии.
При ознакомлении детей с новым ритмическим материалом очень важно использовать наглядные пособия, понятные ребенку, – ритмокарточки, схемы, – так как зрительные образы облегчают восприятие музыкального ритма. Обучение ритмическим величинам только путем абстрактных объяснений наносит ущерб музыкальному развитию детей. Подробное научно-методическое обоснование целесообразности применения ритмослогов и ритможестов в процессе ритмического воспитания детей мы находим в трудах Нины Александровны Бергер «Сначала – РИТМ (Ребёнок, Играя, Творит Музыку)».
Итак, для дошкольников используем следующие ритмослоги для длительностей:
Целая – Та-а-а-а
Половинная – Та-а
Четверть – Та
Восьмая – Ти
Практика 5. Педагоги хлопают ритмический рисунок под видео ритмяшки «Овощные ритмы» (https://www.youtube.com/watch?v=1qIpshuK1DQ), где большие картинки обозначают длинные длительности, маленькие – короткие.
Рефлексия.
А сейчас прошу вас ответить на вопросы: 1.Заинтересовала ли вас тема семинара?
2.Был ли материал данного семинара практикума полезны для вас, будете ли использовать полученные сегодня навыки в своей творческой работе с детьми?
Использованная литература:
- Тютюнникова Т.Э. «Уроки музыки. Система обучения К.Орфа»
- Тютюнникова Т. «Элементарное музицирование с дошкольниками».
- Е. Луговская. «Ритмические упражнения, игры и пляски.
- А.И. Буренина. «Ритмическая мозаика»
- Г.А. Колодницкий. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей»
- Т.Н. Образцова. «Музыкальные игры для детей̆».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности
В презентации представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ № 30 Соколовой Е.А. по развитию творческих способностей и эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через различные виды музы...
“Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности”.
Моя тема самообразования....
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности
самообразование...
Самообразование презинтация "Развитие творческих способностей и эмоционально-познавательной сферы у детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности”. 2019-2020г.
Формирование творческой и разносторонней личности ребёнка дошкольного возраста....
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ на 5 лет на тему: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Музыкальность – это комплекс способностей, развиваемых на основе врождённых задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного её осуществления» (О.П. Радынова «Музыкальн...
Отчет о проделанной работе по плану самообразования за 2021-2022год на тему «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности».
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через различные виды музыкальной деятельности»....
Статья "Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности"
Формирование музыкальной культуры дошкольников неосуществимо без развития у них музыкального восприятия, которое формируется в музыкальной деятельности. При условии того, что она будет осуществляться ...