Консультация для педагогов по патриотическому воспитанию
консультация
Предметно - развивающая среда как средство патриотического воспитания дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kons_dlya_pedagogov_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида "Колокольчик"
Консультация
Предметно - развивающая среда как средство патриотического воспитания дошкольников
Подготовила: воспитатель Собаева Н.В.
р.п. Башмаково
2024г.
В последнее время технологический прогресс захлестнул нашу страну, покорил наши умы и добирается до самого дорого для нас - наших детей. Хочется остановить все это, вернуть немного время вспять. Нет, я не против инновационного прогресса, я за, но хочется чаще обращать внимание не только на достижения науки и техники, но и на духовно - нравственные аспекты.
Хочется, чтобы мы по прежнему любили свою Родину и гордились, что мы живем именно в России, ведь не мало технических разработок сделаны именно в нашей стране. На мой взгляд очень важно воспитать, заложить в детях с раннего детства чувства патриотизма.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому своей задачей, я ставлю: воспитать в детях любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаю через организацию развивающей среды и во всех видах детской деятельности.
Подробнее остановлюсь на организации предметно-развивающей среды в условиях группы.
Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды для жизни и развития ребенка дошкольного возраста.
Понятие «среда», буквально означает «середина» - это то, что занимает промежуточное положение и является посредником между взрослым и детским миром, между миром детского сада и окружающим социумом.
Правильно организованная развивающая среда в группе позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научится взаимодействовать с педагогами сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, следовать своему индивидуальному пути развития.
В своей группе мы оформили уголок патриотического воспитания, его содержание помогает мне воспитывать у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
Работу по патриотическому воспитанию мы делим на 4 блока:
1. Социально-нравственное воспитание «Моя семья» (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).
Реализуя задачи социально-нравственного воспитания мы с младшего дошкольного возраста прививаем детям любовь к семье, ближайшему окружению, родному дому, детскому саду. Воспитываем уважение к семейным традициям и праздникам
В данном разделе у нас представлены:
- фотоальбом «Вместе с папой, вместе с мамой»;
- в раздевалке оформлена фотовыставка «Позитив в кругу семьи»;
- мы оформляем альбомы с детскими рисунками на темы: «Моя дружная семья», «Любимый детский сад», «Наши праздники»;
- наглядно-дидактическое пособие «Мамины и папины профессии»;
- альбом с детскими рисунками на тему «Профессии наших пап и мам»;
- некоторые семьи составили «Генеалогическое дерево», создали герб своей семьи.
2. Ознакомление с малой Родиной«Мой любимый посёлок»,(родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о город(селе).
Проводя работу по ознакомлению детей с малой Родиной – родным посёлком, мы знакомим детей с его символикой (гербом, флагом, гимном).
В данном разделе представлены:
- иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки на темы: «Пройдись по Башмаковскому краю», «Край родной навек любимый», «Поэтическая страничка земли Башмаковской»;«Наши герои земляки»;
- подборка книг поэтов-земляков, сборник стихов юных поэтов;
- альбом с совместными рисунками детей и родителей «Наш родной посёлок»;
- большое количество буклетов о выдающихся земляках, спортсменах, народных мастерах не только Башмакова, но и Башмаковского района;
- фотоальбом «Экскурсии, посещения, прогулки»;
- выставка рисунков «Красота родной природы;
- лепбук «Моя малая Родина – Башмаково».
3. Ознакомление с Родным краем«Моя Родина – мой край»(символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности).
При ознакомлении детей с родным краеммы знакомим детей с его символикой (гербом, флагом, гимном).
В данном разделе представлены:
- тематические папки на темы: «Древние народы Пензенского края», «Известные люди Земли Пензенской, «»Костюмы народов Пензенской области», «Знаменитые люди в истории Пензенского края», «Культурная жизнь Пензы сегодня»;
- художественные открытки с изображением достопримечательностей Пензенского края,
- буклет «Пройдись по Пензенскому краю», где отражается культурное и духовное наследие нашего края;
- видео-материалы: «Герои и подвиги защитников Пензенского края» с информацией об уроженцах Пензенской области, чей подвиг стал примером необычайной храбрости, доблести и самоотверженности; «Пройдись по Пензенскому краю»
4. Ознакомление с Родной страной«Моя страна - Россия». : символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи ,достопримечательности, Великая отечественная война,. Наша планета Земля (модель земного шара, национальности)
При ознакомлении детей с Родной страной мы знакомим детей с его символикой (гербом, флагом, гимном).
В данном разделе представлены:
- карта России, модель земного шара;
- беседы с ребёнком о символике России
- демонстрационные материалы: «Народы России», «Ремёсла Киевской Руси»;
- тематическая папка »Традиционные народные промыслы России»;
- альбом с детскими рисунками по декоративно-прикладному искусству;
- тематическая папка »Российские праздники» и книжка раскраска для детей;
- дидактическая игра «Народные костюмы»;
- демонстрационные картинки о ВОВ «Награды войны»;
- наглядно-дидактическое пособие «ВОВ, День Победы»;
- альбом с совместными рисунками детей и родителей, посвящённых ВОВ;
- лепбук «Я - патриот».
Родители принимают активное участие в создании патриотического уголка:
Информация в библиотеке
Рисунки совместно с детьми
Российский флаг – семья Акчуриных;
Флаг и герб Пензы – семья Маракушиных;
Каждая тема изучается с использованием бесед, дидактических игр, экскурсий, игр-бесед, игр-инсценировок. Работа в уголке ведется от наиболее близкого и понятного для детей (семья, детсад) к более сложному (посёлок, страна). После ознакомления с материалами в уголке с детьми проводятся спортивные праздники, посвященные защитникам Отечества, изучаются русские потешки, поговорки, пословицы, воспитывается у детей потребность в народной музыке, сказке. Основная цель таких занятий – развить у детей понимание красоты языка, русской природы, чувство гордости за свою Родину
Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение многих задач в том числе - нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Оформление патриотических уголков в детском саду, направленное на ознакомление детей с историей родного города, с государственными символами страны, с русскими народными промыслами, поможет педагогам в развитии у детей любви к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным к уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО УГОЛКА
1. Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение, генеалогическое древо, взаимодействие со сверстниками, родной дом, детский сад).
2. Ознакомление с малой Родиной (родной город (село) и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, люди города, стихи и рассказы о город(селе).
3. Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладное искусства, русская -народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор).
4. Ознакомление с Родным краем (символика, животный и растительный мир, достопримечательности, исторические особенности).
5. Ознакомление с Родной страной : символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи ,достопримечательности, Великая отечественная война,. Наша планета Земля (модель земного шара, национальности)
Материалы, размещенные в уголке, я определила на несколько направлений по патриотическому воспитанию, они включают в себя направления:
- «Моя семья». Это направление представлена альбомами, которые помогли мне сделать родители. Мир ребёнка начинается с его семьи. Рассматривая альбом с фото «Моя семья», «Профессии семьи», организую беседы о профессиях, подчеркивая их значимость, воспитываю уважение к профессиям; подчеркиваю ценность семейных отношений, воспитываю уважительное отношение к членам семьи, приглашаю родителей рассказывать о семейных традициях.
- «Мой родной город» - создала фотоальбомы с фотографиями памятников и памятных мест природы. вместе с детьми оформляем выставки детских работ по теме.
- Моя Родина – Россия. Здесь размещена карта России, папка-раскладушка «Наша родина – Россия», тематические папка «Родина моя –Россия», дидактические игры для детей "Собери герб", "Собери флаг".
- Природа нашего края. Вместе с детьми мы определили, что наша природа похожа на модницу, которая меняет наряды, пришла идея олицетворить природу, нарядить ее красивые платья, которые она меняет в соответствии с временами года. А платье украшаем фотографиями отражающие изменения в природе родного края, стихи о временах года, загадки, пословицы, поговорки, приметы.
- Защитники Отечества. Оформила в виде сменного уголка, где знакомила с героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитывала гордость за них, желание быть похожими на них.
Таким образом, не только патриотический уголок, но и вся предметно-развивающая среда групповой комнаты направлены на решение многих задач в том числе - нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"
Данная разработка позволяет провести обзор по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....
Консультации для педагогов по патриотическому воспитанию
Знакомство с символикой Российского государства и ознакомление детей с борьбой протиы фашистских захватчиков....
Консультация для педагогов УГОЛОК ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
В данной консультации я предлагаю параметры оформления патриотического уголка в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста....
Деловая игра для педагогов « Нравственно – патриотическое воспитание»
Данный материал разработан для педагогов ДОУ. Деловая игра будет полезна воспитателям, методистам и специалистам дошкольных образовательных учреждений для повышения своего профессионального рост...
Деловая игра для педагогов "Нравственно - патриотическое воспитание"
Цель: игры закреплять и систематизировать знания педагогов о событиях войны. Побуждать педагогов расширять представления детей о войне и жизни народа во время войны....
«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка» «Русские педагоги о патриотическо...
Консультация для педагогов «Работа педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников»
quot;В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А....