Консультация для педагогов «Работа педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников»
консультация
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)
"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования основных нравственных качеств и привычек, время активного накопления патриотического опыта.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
menyayutsya_vremena_5_1.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Детский сад №4 « Сказка»
корпус «Незабудка»
Консультация для педагогов
«Работа педагогов
по патриотическому воспитанию дошкольников»
Подготовила: воспитатель высшей категории
Мамыкина Ирина Ивановна
г.о. Протвино
2022г.
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец... Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А.С.Макаренко)
"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В.Белинский)
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования основных нравственных качеств и привычек, время активного накопления патриотического опыта.
Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда.
Нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО. Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных , культурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста, которое формируется под влиянием среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу ,к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям и другим людям. Формировать чувства ответственности и гордости за достижения страны, армии. Развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении строится по трем направлениям. Это работа с детьми, с родителями и с педагогами.
Для того чтобы дошкольное учреждение способствовало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть насыщенной, интересной, чтобы запомнилась надолго, стала системой радостных детских воспоминаний.
ВАЖНО! Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны .Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.
Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. И в своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, занятия, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы ,тем самым помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины. Знакомя детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям и других народов.
Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.
Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и в повседневной жизни воспитывать у детей любовь к своему городу, подводя их к пониманию, что их город – частица Родины, и что их малая родина так же славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:
– экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;
– рассказ воспитателя; игры-путешествия,
– наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;
– беседы о родном городе, стране, ее истории; заучивание стихов, исполнение муз. произведений,
– показ иллюстраций ,фотографий, фильмов, слайдов;
– прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;
– использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);
– ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);
– знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов.
– организация тематических выставок , мини-музеев;
– участие в общественных и календарных праздниках;
– участие детей в посильном общественно-полезном труде.
Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают множество учебно-развивающих игр.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.
Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней! Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности.
Именно, через чувственное познание дети знакомятся с отношениями в семье, социальными ролями, разделением труда, предметами быта, народными праздниками, правилами поведения . Эти социальные роли можно дать примерить, в полном смысле слова. Обыгрывание литературных произведений, малых фольклорных форм, фрагментов обрядовых действий помогают самопознанию детей, дают точку опоры и открывают перед ними простые семейные ценности. Тут же происходит развитие речевого аппарата. Скороговорки, поговорки, пословицы как нельзя лучше подходят для этого. Красноречие всегда ценилось в любом обществе.
Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где, казалось бы, при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне? В этом жестоком веке живут и наши дети , и они становятся жестокими. В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные права, разные расы, разные национальности. Мы разные, но мы все живем на одной планете – Земля! Мы каждый день сталкиваемся с большим количеством людей, которые не такие как мы, они не похожи на нас, они другие. Но эти люди нужны нам для дальнейшего развития мира, для жизни на Земле. Мы должны принимать их индивидуальность, уважать их права, выслушать их мнение. Мужчина должен уважать женщину, а женщина мужчину, взрослый - ребенка, а ребенок - взрослого, физически и психически здоровый человек должен уважать больного человека, представитель одной национальности должен уважать представителя другой национальности. Исторически сложилось так, что наш край многонациональный. Теперь, можно сказать это и о детском саде, поэтому это всё больше становится актуально. Каждая национальная культура уникальна, каждая несет в себе, что-то особенное не похожее на другие. Жизнь в условиях этнического многообразия является одним из источников серьезных проблем для любого общества, где подрастают дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает все большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания.
Но в этом веке живут наши дети. Неужели мы хотим, чтобы они жили в постоянной вражде и в непонимании. Неужели хотим, чтобы каждый день по причинам этнических конфликтов погибали люди. Неужели мы не хотим мира, который прославляем в своих стихах и песнях. «Возлюби ближнего как самого себя» - гласит Священное Писание. Нормой жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность.
А как прийти к миру, как установить мир на всей Земле?
Для этого необходимо:
- воспитывать и учить детей быть открытыми, относится с пониманием к другим народам, их истории и культуре, учить их основам человеческого общежития;
- учить тому, насколько важно отказаться от насилия и искать мирные пути разрешения споров и конфликтов;
- воспитывать в детях альтруизм, открытость и уважение к другим, прививать им способность понимать других, сохраняя при этом свою индивидуальность. Все эти качества основаны на чувстве собственного достоинства и способности признавать культурное разнообразие, существующее в современном мире.
В. В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.
Таким образом, можно сделать следующие выводы
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "РАБОТА С ДОСТИЖЕНИЯМИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ."
Презентация достижений воспитанников, как мощный инструмент мотивации дошкольников к проявлению самостоятельности, повышению самооценки является одним из условий формирования самосознания и становится...
Консультация для педагогов: "Работа педагога – организатора по профилактике компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста".
Как разработать программу воспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей дошкольного возраста....
Консультация для педагогов «Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников»
Работа с родителями по экологическому воспитанию детей на сегодняшний день очень актуальна. Только семья может помочь педагогам решить главную нашу задачу воспитать человека с боль...
Консультация для педагогов «Работа дошкольниками по ПДД» (из опыта работы)
Консультация для педагогов «Работа дошкольниками по ПДД» (из опыта работы)...
Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»
Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённо...
Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»
Консультация для педагогов «Работа с родителями по гражданско – патриотическому воспитанию старших дошкольников»Патриотическое воспитание ребенка-дошкольника - сложный...
Консультация для педагогов «Работа по самообразованию с педагогами ДОО».
Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии. Эта работа строиться на следующих пр...