Обобщенный опыт работы по теме "Тема: «Гражданско – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, по средствам ознакомления с культурным наследием Костромского края»
учебно-методический материал (старшая группа)

Шахова Наталья Юрьевна

Тема: «Гражданско – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, по средствам ознакомления с культурным наследием Костромского края»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1obobshchennyy_opyt_shahova_n.yu_.doc276 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Родничок»

городского округа город Шарья Костромской области

ОБОБЩЕННЫЙ ОПЫТ

Тема: «Гражданско – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, по средствам ознакомления с культурным наследием Костромского края»

Автор: Шахова Наталья Юрьевна

воспитатель муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 18 «Родничок»»

городского округа города Шарья

Костромской области

Шарья 2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ        3

Аннотация        5

Описание опыта работы        9

Задачи        12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        20

Приложение 1        21

Приложения 2        26

Приложение 3        28

Приложение 4        31

Приложение 5        33

Приложение 6        38

Приложение 7        41

Приложения 8        43

Приложение 9        50

Приложение 10        58


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Фамилия, Имя, Отчество: Шахова Наталья Юрьевна

Дата рождения: 15 июля 1980 год

Должность: воспитатель

Образование: среднее специальное

Закончила: ОГБПОУ «Шарьинский педагогический колледж Костромской области» город Шарья

Квалификация: Воспитатель в дошкольных учреждениях

Педагогический стаж: 11 лет

Курсовая подготовка: ОГБОУ ДПО «КОИРО» по программе «Актуальные вопросы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС» в объеме 72 академических часа Дата выдачи: 18 июня 2021 года. Рег. номер 54- 76 ОГБОУ ДПО «КОИРО» по программе «Современные подходы к содержанию и организации дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» 72 ак. часа. Дата выдачи: 15 октября 2021 год. Рег номер 65-16 ООО «Высшая школа делового администрирования» по программе «Содержание и технологии деятельности педагога дошкольной образовательной организации в соответствии с ФОП ДОО и ФАОП ДО»  В объеме 72 ак. часа. Дата выдачи: 7 сентября 2023 года. Рег. Номер 0184550.

ООО «Высшая школа делового администрирования» по программе «Инклюзивное образование детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС и ФАОП ДО» объеме 72 ак. часа. Дата выдачи: 30 января 2024 года. Рег. Номер 0218720


Аннотация

Позиция

У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей - пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.

А.Твардовский

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является патриотическое воспитание детей. Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своѐм крае, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет еѐ полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать интересы своего государства, защищать Родину.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился и живет человек. Поэтому, в моей работе  одной из задач является - воспитать у детей это чувство любви к родному дому, близким и землякам, к своей родной стороне, уважение к еѐ традициям и обычаям, культуре.

Цель

Создание условий для гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с культурным наследием Костромского края.

Задачи

  1. Формировать ценностного отношения к культурно-историческому наследию своей малой Родины.
  2. Способствовать сохранению глубинных основ Костромской культуры на основе знакомства с традиционными праздниками, с произведениями искусства, творчеством знаменитых земляков.
  3. Развитие у детей познавательного интереса к истории своего родного края.
  4. Воспитывать любовь к семье детскому саду, родному городу и Костромскому краю.
  5. Воспитывать чувство гордости за земляков, прославивших - Костромскую землю, за культурные и исторические достижения родного края.

Содержания

Содержание работы направленно

  1. Образовательная деятельность с дошкольниками.
  2. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
  3. Взаимодействие с социальными партнѐрами.
  4. Обогащение образовательной предметно пространственной развивающей среды.

Средства

Наглядные плоскостные, демонстрационные, печатные средства, электронные образовательные ресурсы.

Формы

  1. Совместная образовательная деятельность педагогов с детей.
  2. Совместные с родителями (законными представителями) воспитанников исследовательские краткосрочные проекты.
  3. Целевые прогулки и экскурсии по городу.
  4. Фольклорные праздники, развлечения, досуги.
  5. Интерактивные игры, просмотр презентаций, видеороликов.
  6. Встречи с интересными людьми: участниками исторических событий, людьми искусства, спорта, прославившими Костромскую область;
  7. Чтение художественной литературы (поэты и писатели Костромского края).
  8. Картинные галереи (картины костромских художников и картины с пейзажами Костромского края).
  9. Взаимодействие с сотрудниками краеведческого музея (экскурсии, совместные мероприятия).
  10. Тематические выставки.
  11. Конкурсы.
  12. Социально-значимые акции.

Методы и приемы

  1. Наглядные
  2. Информационно-рецептивный
  3. Репродуктивный
  4. Практический
  5. Словесный
  6. Проблемный
  7. Игровой
  8. Частично-поисковый

Технологии

  1. Информационно- коммуникативные технологии
  2. Игровые технологии
  3. Технология проектирования.
  4. Личностно-ориентированные технологии

Результат

  1. Обогащение образовательной предметно-пространственной развивающей среды в группе и в ДОО.
  2. Разработка методического материала для работы с детьми.
  3. Разработка материала для взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников.
  4. Создание видеотеки и медиатекой в ДОО.
  5. У детей сформированы представления о культурно историческом наследии своей малой Родины. Высокий уровень диагностики.
  6. Установлено взаимо -сотрудничества с социальными партнёрами.

Описание опыта работы

1.Обоснование

Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ни чего» Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

На огромную значимость этого фактора обращает наше внимание Президент Российской Федерации В.В. Путин. В подписанном им Указе «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» сказано: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения.»

Важность нравственно-патриотического воспитания подчеркнута в

целом ряде нормативно-правовых актах:

-В «Национальной доктрине образования в РФ», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. №751, отмечается, что «система образования призвана обеспечить <...>4 воспитание патриотов России <…> историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций, сохранение языков и культур малых народов Российской

Федерации»;

-Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»:

«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;

Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее – Федеральная программа) разработана в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных общеобразовательных программ, утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2022 г., регистрационный № 70809).

Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Следует отметить, что за последние годы в дошкольном образовании появился целый ряд программ социально-нравственной и нравственно-патриотической направленности: «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду» (М. Ю Новицкая), «Приобщении детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М.Д. Маханева, «Я – человек.

Приобщение ребенка к социальному миру» С.А. Козлова, «Я люблю Россию» Н.В. Нищева, Ю.А. Кириллова и др., а также целый ряд учебно-методических пособий по патриотическому воспитанию дошкольников.

Работа над данной темой обусловлена наличием в МБДОУ «Детский сад №18 «Родничок» необходимых условий для образовательной деятельности с детьми (мини музея, наличием в группах методических материалов и средств для ознакомления дошкольников с родным краем).

2 .Актуальность

Актуальность заключается в том, что более заметной стала проблема обесценивания традиционных норм и ценностей. В настоящее время особо подчёркивается важность гражданско-патриотического воспитания дошкольников. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают педагогов развивать у детей познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Культурное наследие народа - огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазаривать, не разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотить его в сокровища своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. Чтобы воспитать патриотов родной Костромской земли, необходимо её знать. \

Мы наблюдаем, что часто дети имеют общие представления о своей Родине, могут назвать Президента страны, значение символики: флага, герба, но при этом не знают таких простых вещей, как название и истории своей улицы, заслуженных и уважаемых людей, живущих рядом, достопримечательностей и истории своей малой родины.

3. Цель

Создание условий для гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с культурным наследием Костромского края.

Задачи

- Формировать ценностное отношения к культурно-историческому наследию своей малой Родины;

-Способствовать сохранению глубинных основ Костромской культуры на основе знакомства с традиционными праздниками, с произведениями искусства, творчеством знаменитых земляков.

-Развитие у детей познавательного интереса к истории своего родного края;

-Воспитывать любовь к семье детскому саду, родному городу и Костромскому краю;

-воспитывать чувство гордости за земляков, прославивших Костромскую землю, за культурные и исторические достижения родного края.

4. Условия

Создавая условия для гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста, посредством ознакомления с культурным наследием Костромского края.

  • Создание предметно – пространственной среды, совместной и самостоятельной  деятельности детей в группе. В группе создан центр патриотического воспитания. В свободном доступе находятся книги : «Чудеса России», «Наша Родина Россия»; разумные карточки: «Люблю моё отечество», «Россия»; дидактические пособия «Золотое кольцо России», «Мой город Шарья», «Красносельская скань», « Я помню, я горжусь», «Портреты русских писателей и поэтов»; фотоальбом « Шарья»; дидактические игры «Чудеса России», «Мой родной город», «Петровская игрушка», «Ремёсла Костромского края».
  • Составлены анкеты для родителей (Приложение № 2).
  • Оформлена наглядность: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, консультации. (Приложение № 3).
  • Картотека  народных игр Костромского края (Приложение №4 ).
  • Средства ИКТ позволяют детям посмотреть презентации, фильмы, послушать музыку.
  • Эффективное взаимодействие педагога и родителей позволяет более плодотворно развивать у детей познавательного интереса к истории своего родного края.

5.Принципы:

Под принципами обучения подразумеваю объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуюсь при отборе содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.

В своей работе я использую следующие принципы:

Принцип развивающего обучения. Принцип развивающего обучения, целью которого является развитие каждого ребёнка. По мнению Л.С.Выгодского «Обучение не должно ориентироваться на достигнутый уровень, а всегда опережать его, намного забегая вперёд,

чтобы ребёнку необходимо приложить усилия для овладения новым материалом». Оно имеет две зоны развития:

- Зона актуального развития – уже достигнутый в данном возрасте уровень

 - Зона ближайшего развития – это завтрашний уровень развития ребёнка.

«Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития».

Под принципами обучения подразумеваю объективные закономерности,

исходные положения, которыми руководствуюсь при отборе содержания,

определении форм организации, методов и средств обучения.

Принцип системно – организованного подхода: данный принцип предусматривает совместно организованную работу образовательного учреждения и иных государственных и общественных структур, направленную на патриотическое воспитание. Реализация данного принципа достигается путем договоренности образовательной организации и музейных комплексов, библиотек, выставок, экскурсий и тд. Кроме этого организуются встречи с уважаемыми людьми города, района, ветеранами боевых действий.

Принцип интеграции образовательного процесса. Комплексный и системный подходы к содержанию и организации образовательного процесса. В основе систематизации содержания работы лежит идея развития базиса личностной культуры, духовное развитие детей во всех сферах и видах деятельности.

Принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение.

Принцип индивидуально-дифференцированного подхода. Индивидуальный подход к детям с учетом возможностей, индивидуального темпа развития, интересов. Дифференцированный подход реализуется с учетом семейных, национальных традиций и тд.

Принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона.

Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой - создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)

6. Методы и приёмы

В своей работе я использовала разнообразные словесные, наглядные и практические методы и приёмы. В их применении я не устанавливала прямую последовательность, используя в различных сочетаниях.

Наглядные (просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, иллюстраций, дидактические игры).

Информационно-рецептивный совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивны воспроизводство знаний и способов деятельности

( беседа, упражнение).

Практический.

Словесный краткое описание и объяснение действий. Беседа, рассказ, инструктаж, объяснение.

Проблемный постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый решение проблемных задач с помощью педагога.

7 .Формы работы

Любая деятельность предполагает выбор форм работы с детьми.

Форма – способ организации, установленный порядок. Для достижения поставленной цели я использовала разнообразные формы работы с детьми и родителями. Свою работу с детьми я реализовала в совместной деятельности в различных формах: подгрупповой, работе в паре и индивидуальной. Совместная деятельность предполагала наличие моего партнёрства и сотрудничества с каждым ребёнком, возможность свободного общения детей.

  • Совместные с родителями (законными представителями) воспитанников исследовательские краткосрочные проекты.
  • Целевые прогулки и экскурсии по городу.
  • Фольклорные праздники, развлечения, досуги.
  • Интерактивные игры, просмотр презентаций, видеороликов.
  • Встречи с интересными людьми: участниками исторических событий, людьми искусства, спорта, прославившими Костромскую область; (Приложение №5).
  • Чтение художественной литературы (поэты и писатели Костромского края).
  • Картинные галереи (картины костромских художников и картины с пейзажами Костромского края) (Приложение №5).
  • Взаимодействие с сотрудниками краеведческого музея (экскурсии, совместные

мероприятия).

  • Тематические выставки.
  • Конкурсы (Приложение № 6)
  • Социально-значимые акции.

8. Средства

В своей работе с детьми я использовала разнообразные педагогические средства, с помощью которых смогла расширить детский кругозор, углубить имеющиеся у детей знания, познакомить с новыми знаниями, а также развить познавательные интересы детей. Эффективность использования педагогических средств была достигнута мною благодаря сочетанию их с педагогическими методами.

Предметно-развивающая среда и её составляющие - одно из самых

основных средств. Наглядные плоскостные, демонстрационные, печатные средства, электронные образовательные ресурсы.

9. Технологи

Игровые технологии Современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.

Информационно- коммуникативные технологии Технология ИКТ технология обмена информацией, коммуникации. Иногда бывает очень сложно подобрать необходимые материалы для объяснения темы занятия, поэтому создаются презентационные материалы с помощью программы Power Point или Windows Live, Windows Movie Maker, создаются самостоятельно педагогом.

Вот важные виды ИКТ, применяемых в учебно-воспитательном процессе:

  • Электронные энциклопедии, справочники, словари.
  • Библиографические ресурсы. Сюда входит книги и статьи из газет, журналов, карты, т.д.
  • Компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления познавательной информации. Они обладают большой привлекательностью для занятий с непосредственным участием воспитателя.
  • В образовательный процесс мы включаем видеолектории - организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев должна быть обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей.

Технология проектирования работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Личностно-ориентированные технологии реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ, в том числе АОП (адаптированных образовательных программ) для детей с ограниченными возможностями здоровья.

10.Результат

Проводимая мной работа показывает, что использование системы работы по ознакомлению с культурным наследием Костромского края способствует воспитанию патриотических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1).

Результаты педагогического наблюдения показали следующие результаты:

Старшая группа

2021- 2022 год

Подготовительная группа

2022-2023 год

Старшая группа

2023 – 2024 год

Высокий уповень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий

уровень

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий уровень

10%

40%

50%

20%

70%

10%

10%

50%

40%

Опыт работы свидетельствует: организация целостной педагогической системы направленной на приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурным ценностям Костромского края, грамотное и педагогически целесообразное построение образовательного процесса, включающего познание и практическую деятельность, воспитание и обучение, коллективное и индивидуальное творчество, является важным средством патриотического воспитания дошкольников.

Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Задача моей работы формировать знания детей помнить, на какой земле мы живем, беречь и уважать наследие своего народа – действительно очень важна. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников одной из самых трудных вещей в педагогике –

труду любви, умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Система работы.

2. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2019.

3. Евдокимова Е.С. «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2020 №6.

4. Жирякова И.В. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2020 №4.

5. Зеленова Н.Г. Мы живем в России: подготовительная к школе группа. М.: Скрипторий. 2020, 2008.

6. Казакова И. Особенности патриотического воспитания. Обруч. № 6 – 2020г

Н.В. Нищева, Ю.А Кириллова «Я люблю Россию» издательство «Детство – пресс» 2023г.

7.Шорыгина Т.А. «Наша родина Россия» ТЦ Сфера 2011г.


Приложение 1

Диагностика

Комплекс заданий позволяет выявить уровень патриотического

воспитания дошкольников.

(мониторинг нравственно-патриотического воспитания в детей соответствии с методикой М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, адаптированной для анализа знаний о своем городе и крае)

Задание 1. «Родной город»

Цель: Определить уровень знаний о родном городе (знать название своего города, района, домашнего адреса. Узнавание театров города, достопримечательностей.)

Оборудование: Развивающая игра «Что это?», «Где находится?» Фотографии и картинки с достопримечательностями города, музеями.

Ход проведения: Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию, назвать памятник, достопримечательность.

Оценка результатов.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок без особого труда называет название города, района, домашний адрес. Связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы. Знает достопримечательности города, где они расположены.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок иногда допускает незначительные ошибки. Знает название достопримечательностей, но не может объяснить их местонахождение. На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок часто допускает ошибки. Затрудняется назвать домашний адрес, достопримечательности города. На поставленные вопросы отвечает с трудом,

в основном неверно.

Задание 2 «Символика родной страны, города»

Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о государственной символике страны, родного города (герб и флаг).

Ход проведения: Рассматривание герба и флага России, города Шарьи.

Оценка результатов. Высокий уровень (3 балла)

Ребенок правильно называет цвета флага и знает порядок их расположения.

Без труда называет значение изображения на гербе страны и своего города.

Может объяснить символику страны и города. Проявляет интерес.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок допускает незначительные ошибки. С помощью взрослого рассказывает о символах гербов, флагов и их значении.

Низкий уровень (1 балл)

Затрудняется рассказать о символике страны и родного города. Постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интереса к теме.

Задание 3 «История народной культуры и традиций»

Цель: Определить уровень сформированности знаний о  культуре и традициях коренных народов Костромского края.

Ход проведения: Педагог предлагает рассмотреть картинки, рассказать о традициях

Оценка результатов:

Высокий уровень: (3 балла)

Рассматривая музыкальные инструменты, ребенок называет их, рассказывает

об их использовании,.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок может определить, что это музыкальные инструменты, но назвать может не все. После дополнительных вопросов взрослого, объясняет, как на них можно играть. В отдельных случаях затрудняется ответить.

Низкий уровень: (1 балл)

Ребенок допускает значительные ошибки. Затрудняется при ответе на вопрос,

что это и для чего они использовались. Часто обращается за помощью взрослого.

Задание 4. «Патриотические чувства к стране»

Цель: Определить чувство и эмоциональное отношение к стране.

Ход проведения: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свою страну? Почему ты так думаешь?

- Если бы у тебя была волшебная палочка, и ты мог бы выполнять только

«большие» желания – для всей страны, для всего города, какие бы три желания ты загадал?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другую

страну? Почему?

- Ты гордишься своей страной? Почему ты гордишься/не гордишься?

- Назови, кого из людей в нашей стране ты уважаешь? Почему?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Дошкольник проявляет положительное эмоционально-окрашенное отношение к своей стране, может объяснить, что ему нравится в стране, с удовольствием рассуждает, что бы он хотел изменить в своем городе (стране), чтобы сделать в ней жизнь лучше, интереснее, испытывает чувство

гордости за свою страну

Средний уровень (2 балла)

Дошкольник проявляет положительное отношение к родной стране, может, рассказать, что ему нравится в стране, но его отношение не достаточно

осознанно, ребенок не стремится предлагать свои идеи по улучшению жизни

в стране, чувство гордости ситуативно, неустойчиво.

Низкий уровень (1 балл)

На вопросы педагога отвечает односложно, не эмоционально. Дети этого уровня в целом проявляют положительное отношение к родной стране, но оно носит неустойчивый характер.

Задание 5 «Личностное отношение к родному городу»

Цель: Определить отношения к родному городу. Умение детей связно, последовательно высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос. Умение свободно мыслить.

Ход проведения: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:

- Как ты думаешь, любишь ли ты свой город? Почему ты так думаешь?

- Сейчас или когда станешь взрослым, ты бы хотел переехать в другой город?

Почему?

- Какие достопримечательности ты любишь посещать вместе с родителями в городе?

- Что тебе нравится в нашем городе?

- Как ты помогаешь в семье, о ком заботишься?

Оценка результатов:

Высокий уровень (3 балла)

Показывает положительное отношение к окружающей среде, проявление заботы о близких, проявление дружелюбия.

Средний уровень (2 балла) Ребенок не всегда связно отвечает на поставленные вопросы. Ему требуется помощь, подсказка педагога, вспомогательные вопросы. Ответы дают без рассуждений и объяснений.

Низкий уровень (1 балл)

Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Отсутствуют любимые достопримечательности в городе, отсутствие заботы о близких, отсутствие дружелюбия.

Представленный комплекс методик позволяет выявить уровень патриотического воспитания дошкольника по следующим критериям:

Высокий уровень (13-15 баллов) Знает свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг, герб, гимн России; герб города; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие; имеет представление о членах семьи и ближайших родственниках.

Средний уровень (8-12 баллов). Знает свое имя, фамилию, название страны, города, свой адрес; флаг, герб, гимн России, герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет растительность и животный мир родного края и города, не знает географическое расположение родного края и города; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но затрудняется в объяснении своих чувств

и личностного отношения к окружающей действительности.

Низкий уровень (5-7 баллов). Не знает названия страны, города. Своего адреса, но узнает флаг, герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; не знает о географическом расположении города, о растительности, животном мире родного края и города; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не оказывает помощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

данный материал раскрывает систему работы ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста в формировании гражданско - патриотических чувств...

Презентация обобщения опыта работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством расширения представлений о родном крае».

Цель:воспитание патриотических чувств детей дошкольного возраста  на основе  воспитания любви к родному краю, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой св...

"ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Актуальность исследования обусловлена тем, что одним из важнейших направлений воспитательной работы в современном обществе является патриотическое воспитание, целью которого является создание условий ...

Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста (на примере ознакомления с достопримечательностями родного края)

Данный материал поможет педагогу организовать и провести виртуальную экскурсию (на примере ознакомления с достопримечательностями родного края). Применение в образовательной деятельности с детьми стар...