ПРОГРАММА физического развития дошкольников, по работе с одарёнными детьми - «ОДАРЕННЫЕ»
рабочая программа
ПРОГРАММА
физического развития дошкольников,
по работе с одарёнными детьми -
«ОДАРЕННЫЕ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Звёздочка» города Смоленска (МБДОУ «Детский сад № 10 «Звёздочка»)
ПРОГРАММА
физического развития дошкольников,
по работе с одарёнными детьми -
«ОДАРЕННЫЕ»
Инструктор по ФК Сякова О.В.
Цель:
Гармонизация и развитие ярко выраженных физических способностей одаренного ребенка.
Задачи:
Мониторинг динамики физического развития ребенка.
Разработка индивидуального плана работы с физически одаренным ребенком.
Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество работы с детьми. Достижение детьми более высоких результатов.
Осуществление подбора индивидуальных комплексов упражнений для ребенка и формирование подгрупп детей, в зависимости от уровня их физического развития, состояние здоровья, склонностей, интересов. Организация физкультурных мероприятий и вовлечение в них этих детей.
.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 января 2014 г.
Нормативно-правовая база, программы:
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон Российской Федерации “Об образовании в Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
Актуальность
Детская одаренность — одно из самых интересных и загадочных явлений человеческой психики, а говоря о детской одаренности, специалисты обычно рассматривают и исключительную категорию детского наследия — одаренных детей, и интеллектуально-творческий потенциал каждого ребенка.
Реальная одаренность ребенка, та, с которой сталкиваемся мы в повседневной жизни, зависит не только от того, что даровано этому ребенку природой, но и от того, в какой среде он растет, какое получает образование, как сам заботится о развитии своего потенциала. Современная психология утверждает, что дар существует лишь в постоянном развитии, а потому умственный потенциал ребенка постоянно меняется, важно не упустить этот момент. Необходимо способствовать развитию каждой личности, довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня. Чтобы ребенок в дальнейшем смог стать высоким профессионалом, то стоит задуматься о том, какое дополнительное образование ему необходимо. Проблема одаренности в настоящее время становиться все более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Пояснительная записка
Дошкольный возраст самый благоприятный период для начала развития способностей. При этом необходимо понимать, что у ребенка развиваются только те способности, для которых имеются стимулы и условия. Создание благополучных условий необходимо для развития индивидуальности каждого. В связи с этим особое значение приобретает проблема понимания педагогом своих воспитанников и индивидуального подхода к каждому из них.
В числе ярких индивидуальных отличий ребенка – способность и одаренность. Как правило, под способностями понимаются особенности ребенка, обеспечивающие высокие достижения в конкретном виде деятельности. Одаренность трактуется, как качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения действий. «Развитие способностей, - писал С.Л. Рубинштейн, - совершается по спирали: реализующиеся возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают новые возможности для развития способностей другого уровня».
Исследователями установлено, что наиболее благоприятный период для развития способностей – это дошкольное детство. В настоящее время выявлено разнообразие видов человеческой одаренности – общая интеллектуальная, художественная, творческая, лидерская (социальная), психомоторная одаренность.
Термин «психомоторная одаренность» включает в себя понятие «психомоторика» (от греч. psyche - душа и лат. motor - двигательный, приводящий в движение). Понятие «психомоторика», характеризующее сферу определенных движений человека, находящихся в неразрывной связи с психическими процессами (память, мышление, чувства), впервые ввел выдающийся русский физиолог И.М. Сеченов, а в исследованиях Н.А. Бернштейна показана степень интеграции психомоторных способностей в психику человека.
Психомоторная одаренность проявляется в сфере движений, и заметить ее можно по следующим признакам:
- повышенная двигательная активность ребенка, ее разнообразие, стремление к овладению сложно координационными движениями;
- умение тонко различать движения по пространственным, силовым и временным параметрам, воспринимать и создавать новые на основе двигательного воображения;
- умение выступать инициатором двигательной деятельности, собственная позицию в ее построении (объяснять двигательные действия, знать точную их последовательность и качественную характеристику);
- использование своего «двигательного багажа» в новой обстановке (самостоятельно реализовывать двигательные навыки в интересных и полезных видах деятельности);
- умение проявлять настойчивость, азартность в достижении цели.
Ежегодно диагностика физического развития детей, проводимая на занятиях физической культурой, выявляет количество воспитанников, имеющих высокий уровень развития двигательных качеств. У таких детей преобладает высокий уровень двигательной активности. Занятия физкультурой и спортом таким детям доставляют массу радостных эмоций и переживаний. В спортивных и подвижных играх они получают уникальную возможность проявить собственную активность и утвердить себя. Что говорит о наличии у таких детей спортивных способностей или психомоторной одаренности.
Одной из проблем современного общества является отсутствие интереса к физкультуре и спорту со стороны взрослых и занятость родителей, что ведет к снижению интереса к двигательной активности и у детей. Вместо активной двигательной деятельности, ребенок, имеющий психомоторную одаренность, вынужден проводить время перед телевизором или у компьютера.
Таким образом, возникла необходимость внедрения дополнительных программ физкультурно-оздоровительной направленности, способствующих оптимизации двигательной деятельности детей, имеющих психомоторную одарённость.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В связи с этим в нашем ДОУ разработана программа «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ», целью которой является создание и реализация модели выявления и развития задатков и способностей успешности каждого ребёнка в образовательном процессе.
Программа «ЮНЫЕ ТАЛАНТЫ» физкультурно-спортивной направленности, составлена с учётом примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа нацелена на максимальное раскрытие потенциальных возможностей детей, совершенствование системы выявления одаренных детей со среднего дошкольного возраста, оказания поддержки каждому ребенку, разработку индивидуальных карт развития с учетом физиологических и индивидуальных способностей, одаренности ребенка.
Программа представляет собой стройную гибкую систему, которая позволит научить ребенка чувствовать свое тело и владеть им, получая от этого удовольствие и радость. В программе предусматривается охрана жизни и укрепления здоровья ребенка, поддержание у него бодрого, жизнерадостного настроения, профилактике негативных эмоций, воспитание положительных нравственно-волевых качеств, развитие творческого потенциала.
Курс программы «ОДАРЕННЫЕ» рассчитан на детей 4-6 лет и предполагает повышение физических возможностей ребенка, увеличение его двигательной активности, развитие психомоторных способностей, спортивных навыков и творческого потенциала.
Цель: совершенствование двигательной деятельности детей на основе формирования потребности в движениях, содействие гармоничному физическому развитию, обеспечение возможности самореализации одарённой личности в спортивном танце.
Задачи:
Оздоровительного направления:
- формировать правильное отношение детей к занятиям спортивными танцами;
- формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья;
- создавать условия для проявления положительных эмоций.
Образовательного направления:
- на основе определения уровня физической подготовленности и состояния здоровья применять индивидуальный подход в физическом развитии и выявлении двигательных интересов каждого ребенка;
- обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями;
- содействовать развитию двигательных и музыкальных способностей.
Воспитательного направления:
- формировать устойчивый интерес к занятиям спортивными танцами, желание использовать полученные двигательные навыки в самостоятельной деятельности;
- создавать условия для самореализации, участвуя в спортивных мероприятиях разного уровня.
Методы
Метод - система действий инструктора в процессе обучения элементам спортивного танца.
- Словесные методы – направлены на обращение к сознанию детей, помогают осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрывает содержание и структуру движения (объяснения, пояснения, указания, словесные инструкции и др.).
- Наглядные методы – направлены на создание зрительных представлений о движении (показ физических упражнений, использование наглядных пособий и др.).
- Практические методы – закрепляющие на практике знания, умения и навыки основных элементов танцевальных движений (закрепление, повторение и др.).
- Игровые методы – активизируют внимание, улучшают эмоциональное состояние, дети забывают об усталости, продолжают заниматься с желанием и интересом.
Принципы
Принцип систематичности – чередование нагрузки и отдыха.
Принцип индивидуальности – предполагает учет индивидуальных особенностей детей.
Принцип развивающей направленности – при обучении движениям учитывается «зона ближайшего развития», т.е. предлагаемые упражнения направлены не на имеющийся в данный момент у детей уровень умений и навыков, а опережает его.
Принцип воспитывающей направленности – воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств.
Принцип оздоровительной направленности – укрепление здоровья средствами физических упражнений, физические нагрузки должны быть адекватны возрасту и уровню физического развития и здоровья детей.
Принцип сознательности – понимание детьми сути производимого ими того или иного движения.
Принцип наглядности - создание у ребенка при помощи различных органов чувств представления о движении.
Принцип доступности – обучение с учетом возрастных и индивидуальных различий, уровнем физической подготовки, с учётом систематичности и постепенности усложнения физических упражнений.
Условия реализация программы:
- наличие подготовленных высококвалифицированных педагогов дополнительного образования, инструкторов по физическому воспитанию, воспитателей;
- наличие спортивно-развивающей среды, стимулирующей деятельность ребенка;
- создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, формирующей чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
- наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, включающей в себя спортивные развивающие программы;
- ведение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
- использование различных нетрадиционных методов и приемов, игровых и здоровьесберегающих технологий;
- участие детей в различных развлечениях, праздниках, досугах, днях здоровья, спортивных соревнованиях;
- тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей;
- взаимодействие с социумом на муниципальном уровне.
Ожидаемые результаты:
- Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников (спортивная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, пластичность).
- Формирование начальных физических умений и навыков, необходимых для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортивными танцами.
- Умение взаимодействовать с партнерами в игровых, танцевальных и соревновательных ситуациях.
- Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение показателя индекса здоровья.
Требования к деятельности педагога
- Высокий уровень профессиональной подготовки.
- Умение обеспечить оптимальные условия развития всей детской группы
- Личностная готовность к работе с одаренными детьми.
- Наличие у педагога специальных способностей и навыков, позволяющих ему заинтересовывать детей процессом деятельности.
Система отбора детей:
- наблюдение за детьми;
- анкетирование взрослых;
- диагностика.
Схема построения индивидуальной работы с одарёнными детьми
(спортивный танец)
Основные блоки программы
Программа предполагает учёт индивидуальных способностей каждого ребёнка, его возможностей и интересов. Дети, имеющие психомоторную одаренность, проявляют большую потребность в движениях. Они отличаются достаточно высокими показателями физической подготовленности. У них отмечаются наиболее высокие темпы роста показателей, характеризующих быстроту движений, время двигательной реакции, скорость однократных движений. На занятиях, детям предлагаются наиболее сложные варианты двигательных заданий, направленных на совершенствование двигательных навыков и развития физических и спортивных качеств. Включают в себя:
Упражнения общей направленности:
- развитие основных видов движений;
- упражнения на развитие гибкости, пластики движений;
- ритмическая гимнастика, различного вида аэробика, фитнес - тренировки;
Упражнения специальной направленности:
- элементы художественной и спортивной гимнастики, партерной гимнастики;
- элементы чарлидинга;
- силовые упражнения и упражнения игрового стретчинга;
Основные виды движений
- Одарённые дети имеют достаточно высокий уровень развития двигательных качеств. Задача инструктора в процессе занятий - расширить диапазон двигательных способностей дошкольников в основных видах движений, довести до автоматизма технику их выполнения, повысить показатели выполнения основных нормативов.
- Разнообразие основных движений и их вариантов, включение в занятия комплексов ритмической гимнастики, силовых упражнений и упражнений на развитие гибкости дает возможность развивать и совершенствовать быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость, что дает положительный результат на развитие психомоторных способностей дошкольников.
Упражнения на развитие гибкости
- Гибкость - способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.
- Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц, развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой. Развитие гибкости создает благоприятные предпосылки для совершенствования других психофизических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости.
- Одним из основных средств воспитания гибкости являются упражнения статического характера, 5-6 таких упражнений обязательно включаются в каждое занятие.
Ритмическая гимнастика
Ритмическая гимнастика — традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.
Одной из главных особенностей гимнастики - многократные повторения каждого движения, их сочетания в связках, сериях и целом потоке, что определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно - двигательного аппарата.
Основу занятий ритмической гимнастки составляют комплексы физических и танцевальных упражнений различной направленности, различные по своему характеру, выполняемые в согласовании и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп и характер с помощью движений.
Цель гимнастики – развитие координационных способностей, выразительности движений, чувства ритма, активизация музыкального восприятия через движения.
Упражнения ритмической гимнастики используются во вводной части занятия в качестве двигательной разминки в течение 7-8 мин. Один комплекс рассчитан на 4-5 занятий.
Силовые упражнения
Сила – степень напряжения мышц при их сокращении, развитие силы мышц достигается благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях). Преимущественное внимание уделяется мышцам-разгибателям. В занятие включаются 5-6 упражнений силового характера.
Здоровьесберегающие технологии
Стретчинг - происходит от английского слова «stretching» — растягивание, методика стретчинга - это специально разработанная система упражнений, направленная на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата. Используя эту методику, дети выполняют вытягивание мышц отдельных частей тела, затем в течение несколько секунд остаются в таком положении и возвращаются в исходное положение. Хорошая гибкость улучшает осанку, координацию движений и служит профилактикой травматизма.
Фитбол гимнастика и аэробика - большие упругие мячи, обладают комплексом полезных воздействий на организм человека. Вибрация на мяче активизирует регенеративные процессы в организме и по своему физиологическому воздействию сходна с райттерапией (лечением верховой ездой), при оптимальной и систематической нагрузке создается сильный мышечный корсет, хорошая релаксация мышц, коррекция деформаций позвоночника.
Степ - аэробика - «Step» в переводе с английского языка буквально означает «шаг» - это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ платформе. Степ-аэробика используется для профилактики заболеваний, которые вызваны гиподинамией, т.е. недостатком движений. Она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие.
Партерная гимнастика (партер) - в переводе с французского – «на земле» используется в разных видах спорта, даёт первоначальную подготовку для развития физических данных, которые формируют двигательные умения и навыки, необходимые для успешного овладения танцами. Партерная гимнастика – это система физических упражнений, отличающихся от обычных упр. тем, что выполняются на полу, в различных упорах: сидя, лёжа или на боку, с максимальной амплитудой.
Методическое обеспечение программы:
- Методическая литература;
- Диагностические карты;
- Индивидуальные образовательные маршруты на каждого ребёнка (ИОМ);
- Методические разработки (картотека спортивных и подвижных игр, упражнений игрового стретчинга; комплексы упражнений фитбол - и степ – аэробики, ритмической, силовой и партерной гимнастики; комплексы упражнений чарлидинга, комплексы с элементами спортивной, художественной гимнастики и акробатических упражнений; конспекты занятий, подборка танцевальных композиций);
- Перспективный план работы, в соответствии с реализуемой Рабочей программой по образовательной области «Физическое развитие» и программой по работе с одарёнными детьми «Юные таланты»;
- Аудиозаписи и видеоматериалы;
- Спортивный инвентарь, физкультурное оборудование, различные атрибуты и костюмы для танцев.
Список литературы:
- Сайкина Н.Г. Фитбол – аэробика и классификация её упражнений // Теория и практика физической культуры. – СПб.,2004г.
- Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7лет.- М.: ТЦ Сфера, 2015. – 224с.
- Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г., Лечебно-профилактический танец. «Фитнес-Данс. Учебное пособие – СПб.: Детство-Пресс, 2007.- 384с., ил.
- Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб.,1996г.
- Вавилова Е.Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1983.
- Фомина Н.А. Сюжетно-игровая ритмическая гимнастика. Методические рекомендации к программе по физическому воспитанию дошкольников. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2005.
- Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе: (Из опыта работы) / Э.И. Адашкявичене, Л.В. Карманова, Л.М. Коровина и др.: Под ред. А.В. Кенеман и др. – М.: Просвещение, 1980.
- Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1984.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система работы с одарёнными детьми в ДОУ – залог развития одарённости дошкольников»
Районное методическое объединение...
Программа физического развития дошкольников
Рабочая программа инструктора по физической культуре...
Программа физического развития дошкольников по работе с одаренными детьми "Юные таланты"
Таланты трудно распознать,Не всякий может в них поверить.Таланты надо воспитать,Их надо развивать, в них верить.Простую истину признать,Сумеет всякий, кто талантлив:Таланты может воспитать,Наставник, ...
Парциальная программа физического развития дошкольников "Олимпиец" на 2019-2020гг.
Парциальная программа физического развития дошкольников "Олимпиец" на 2019-2020гг....
Работа с одарёнными детьми.Инновационные подходы к развитию одаренного ребенка в условиях образовательной среды ДОУ.
Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных....
ПРОГРАММА "Юный чемпион" по работе с одарёнными детьми образовательная область «Физическое развитие»
ПРОГРАММА"Юный чемпион"по работе с одарёнными детьми образовательная область «Физическое развитие»...
Программа физического развития дошкольников по работе с одаренными детьми
Программа физического развития дошкольников по работе с одаренными детьми "Танцевальный мир" (спортивный танец)...