Консультация для воспитателей "Принципы и формы организация досуга с игровыми элементами"
консультация

Гущина Ольга Александровна

Готовясь к организации досуга с игровыми элементами, воспитатель должен выбрать методы и приемы, которые помогут ему решить поставленные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_dosugi.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Принципы и формы организации досуга с игровыми элементами».

Готовясь к организации досуга с игровыми элементами, воспитатель должен выбирать методы и приемы, которые помогут ему решить поставленные задачи. Приемы могут быть игровыми, рудовыми, учебными, при этом они должны быть взаимосвязаны. В этом случае досуг будет носить увлекательный характер.

Основная задача воспитания в работе с детьми первой младшей группы, состоит в том, чтобы создать обстановку уюта и эмоционального благополучия, объединить детей общими переживаниями.

Проводя развлечения с детьми этого возраста, следует учитывать такие моменты:

- тема развлечения должна соответствовать интересам детей;

- необходимо стремиться к тому, чтобы все дети участвовали в развлечении;

- следует дать каждому ребенку проявить самостоятельность;

- оформление зала или группы должно соответствовать тематике развлечения.

При организации спортивных мероприятий следует учитывать возможную нагрузку на детей. Малыши не должны перевозбуждаться. Им должно быть весело и интересно. Следует проводить подвижные игры уже знакомые детям. Атрибуты целесообразно готовить заранее, а внося в группу-обыгрывать. Это повышает интерес детей к развлечению, способствует эмоциональному подъему и возникновению мотива деятельности.

Театрализованные развлечения занимают в этом возрасте особое место. Дети воспринимают спектакль очень эмоционально, стремятся принять в нем участие. Поэтому следует придерживаться следующим принципам:

- спектакль проводится п знакомой детям сказке и соответствует их уровню развития;

-привлекая детей к инсценированию, им поручают действия, которые они могут выполнить;

-следует помнить, что ребенку еще сложно одновременно действовать и говорить, поэтому необходимо использовать поэтапное выполнение роли: вначале действие, затем слова или наоборот;

- понравившиеся малышам моменты спектакля можно повторить два три раза.

Значительный интерес проявляют дети к забавам, народным и словесным играм, сопровождаемым движениями рук; заводным игрушкам, сюрпризным моментам. Забавы позволяют снять усталость малышей вызвать интерес и переключить их внимание.

Главная цель в организации культурно-досуговой деятельности во второй младшей группе, направлена на развитие деятельности по интересам, стимулирование желания ребенка действовать самостоятельно, проявляя себя. Поэтому в процессе организации надо исходить из интересов ребенка, его эмоционального состояния. Необходимо создать такую ситуацию, при которой дети захотят делать то, что предложить воспитатель. Взрослый является единомышленником малышей: он хочет доставить детям радость и помочь каждому из них почувствовать, что он что-то может.

Необходимо приобщать детей к созерцанию природы, картин, красивых вещей и предметов, которые их окружают, а для этого следует создать в группе развивающую среду. В процессе организации отдыха можно использовать любые игровые действия: сюжетные, строительные, театрализованные, подвижные, настольные и тд., рассматривание иллюстраций в книгах.

При проведении развлечений необходимо придерживаться следующих положений:

-сценарий составляется таким образом, чтобы в развлечении принимали участие все дети; особое внимание следует уделить застенчивым детям;

-следует подбирать динамичный, сочетающий активную деятельность и спокойные игры или включающий в себя сценку из сказки;

-при разучивании сценок следует уделять больше внимания созданию ребенком эмоционального образа, чтобы он мог изобразить того или иного героя, проявив при этом свое отношение выразительными движениями, жестами, мимикой и образной речью;

-если детям показывают спектакль, то реплики действующих лиц должны быть построены таким образом, чтобы малыши могли отвечать на них, становясь участниками спектакля;

-не следует забывать, что дети этого возраста уже могут сами разыгрывать короткие сказки при помощи плоскостного театра или театра игрушек.

Для того, чтобы дети с пользой научились проводить свой досуг, воспитатель должен создать в группе непринужденную обстановку, содействовать формированию у них уверенности в успехе и достижении поставленной цели.

Культурно-досуговая деятельность детей 4-5 лет призвана приобщить их к комплексным формам досуга, помочь обрести друзей, удовлетворить потребность в переживании радостных чувств, развить слух, пластику, фантазию, познакомить с историей края и тд.

Возможности детей в организации отдыха расширяются. К активному отдыху дошкольников этого возраста относятся прогулки, уборка участка и ухода за растениями, слушание музыки и чтение книг взрослым по желанию детей, просмотр мультфильмов, игровая деятельность. К пассивному-созерцание картин, красивых предметов, объектов природы; рассматривание иллюстраций в детских книгах и альбомах, фотоматериалов, открыток; беседы со взрослыми и детьми. На прогулке педагог создает условия для организации активной спортивной деятельности, проводит подвижные игры. На воздухе проводятся спортивные развлечения.

Игровая деятельность в утренние часы должна быть направлена на то, чтобы создать комфортное состояние у ребенка на весь день. Свободное время после завтрака определяется содержанием предстоящего занятия. Если дети будут заниматься сидя за столами, то перед этим целесообразно провести подвижные игры, а перед музыкальным или физкультурными занятиями лучше организовать спортивные игры. После дневного сна дети могут играть сначала в помещении, а затем на улице. Это время так же благоприятно для слушания музыки, музыкальных сказок, просмотра мультфильмов, чтения книг, задушевных бесед с воспитателем.

Для создания положительного эмоционального климата, формирования интереса к предстоящей деятельности, переключения с одного вида деятельности на другой организуются короткие сюрпризные моменты (загадки, шутки, игры-забавы). Кроме того регулярно – в зависимости от содержания занятий и погодных условий – проводят вечера развлечений: проводят показы пальчикового, теневого, кукольного и других видов театра; инсценирование сказок, песен, стихотворений; прослушивание любимых музыкальных произведений, концерты песен и танцев; развлечение с карандашами и красками.

В старшей группе дети уже могут самостоятельно регулировать свою потребность в отдыхе. Дошкольники учатся самостоятельно организовывать свой отдых, делать его полезным для себя, ставить перед собой цели и достигать их.

Прогулки предоставляют детям возможность восстанавливать свои силы, получить положительный эмоциональный настрой. Для этого воспитатель проводит подвижные игры и спортивные развлечения. В утренние часы дети играют (индивидуально или небольшими группами) с игрушками, строительным материалом и настольно-печатными играми; желающие рассматривают книги в книжном уголке.

Игры, которые проводятся после завтрака и между занятиями, согласуются с содержанием предстоящего занятия. После дневного сна ребенок участвует в сюжетно-ролевых и строительных играх, слушает сказки, стихи, смотрит мультфильмы и тд. В течении дня воспитатель должен использовать шутки, сюрпризы, произведения малого фольклора, фокусы для создания эмоционально положительной обстановки, снятия напряжения и усталости, внесения разнообразия в будни. Один или два раза в неделю проводятся вечера развлечений (показы теневого, пальчикового, кукольного театра). В постановке детских спектаклей и инсценирования литературных произведений, сказок, рассказов дети принимают активное участие не только как зрители, но и как действующие персонажи. Кроме того, организуются познавательные тематические вечера, посвященные писателям, композиторам, ученым и тд.

Ребенок этого возраста продолжает самостоятельно познавать окружающий мир, но он по-прежнему зависит от созданных взрослыми условий, мудрого руководства с их стороны, содержательности всей воспитательно-образовательной работы с детьми.

Детям предлагают различные дидактические игры по всем разделам образовательной программы, обеспечивают оборудованием для проведения экспериментов и опытов (микроскоп, пластмассовые бутылочки, баночки, губки; металлические, пластмассовые, деревянные предметы; природные материалы: глина, песок, вода). Дошкольники часто собирают различные коллекции. Желательно, чтобы воспитатель проявлял к ним интерес и рассматривал их вместе с детьми, которые уже способны рассказать об экспонатах своих коллекций.

Дошкольники 6-7 лет уже имеют разносторонние интересы в культурно-досуговой деятельности. В этом возрасте дети инициативны, с удовольствием поддерживают различные начинания, обычно связанные с интересной творческой деятельностью.

Организуя досуг детей, следует помнить, что в общении со сверстниками для них уже важен вопрос самооценки, нравственных позиций, лидерства. И именно организация культурного досуга содействует формированию положительного отношения к педагогу, эмпатия к другим детям, доброжелательного и заботливого отношения к младшим, уважения к старшим, а так же физическому развитию.

К организации собственной досуговой деятельности дошкольник подходит более осознанно, так как у него появляются новые мотивы деятельности, желание обязательно выиграть в соревнованиях.

В интересной и содержательной культурно-досуговой деятельности ребенок проявляет волевые усилия, осваивает социальный опыт, этические нормы. У него появляются первые увлечения, которые пока неустойчивы и могут меняться в зависимости от условий и влияния взрослых.

При организации культурно-досуговых мероприятий нужно заботиться о создании таких условий, которые помогут ребенку удовлетворить его культурные потребности. Воспитатель выделяет специальное место для творческой познавательной и спортивной деятельности, а также для моделирования.

При организации КВН, викторин, спортивных соревнований, конкурсов, целесообразно учитывать возрастные особенности детей и придерживаться следующих положений:

- темы и сюжеты должны основываться на хорошо знакомых детям материалах;

-умственная деятельность детей должна чередоваться с заданиями на двигательную активность;

-не следует планировать много вопросов; нужно учитывать их сложность, подготовленность детей и направленность развлечения;

-в конце развлечения должно предусматриваться поощрение активности детей;

-главной целью конкурсов должно стать выявление знаний, умений, склонностей и интересов дошкольников.

Интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет ребенку восстановить физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия, получению новых знаний, достижению необходимого уровня развития для поступления в начальную школу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей"

Консультация включает в себя ознакомление воспитателей с информационно-аналитическими, досуговыми, познавательными, наглядно-информационными формами работы с родителями, а также содержит комментарии а...

Формы организации самостоятельной музыкально - игровой деятельности детей

Основные формы организации самостоятельной музыкально - игровой деятельности детей  в дошкольном учреждении...

Консультация "Утренний сбор как форма организации совместной деятельности детей"

Групповой сбор – это время, когда мы обучаем детей жизненно необходимым навыкам. Опыт показывает, что проблемы детей связаны с отсутствием определённого навыка в его поведенческом репертуаре. Соответс...

Консультация для родителей старшей группы: «Организация досуга детей в летний период»

Консультация для родителей об организации игрового досуга в летний период....

Консультация для воспитателей "Современные формы организации образовательной деятельности в рамках познавательно речевого развития".

Концепция содержания непрерывного образования определяет позновательно-речевую компентетность ребёнка, как развитие его любознательности,инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений, о...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ В НЕТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ   Тема: «Организация и руководство игровой деятельностью детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».Повестка педсовета:...