Мастер-класс для педагогов "Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"
консультация (старшая группа)

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;

Непосредственно образовательная деятельность;

Моделирование и анализ заданных ситуаций;

Сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

Беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

Рассматривание картин и иллюстраций;

Развлечения, просмотр видеофильмов;

Организация выставок детского творчества;

Метод проектов и др.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе Выполнила: Донских Н.В.

Слайд 2

Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры; 2. Непосредственно образовательная деятельность; 3. Моделирование и анализ заданных ситуаций; 4. Сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек , прибауток; 5. Беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок; 6. Рассматривание картин и иллюстраций; 7. Развлечения, просмотр видеофильмов; 8. Организация выставок детского творчества; 9. Метод проектов.

Слайд 3

Конфликтная ситуация — это противоположные позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний. Конфликтная ситуация:

Слайд 4

1 . Борьба за лидерство и авторитет 2. Соперничество 3. Обман , ложь 4. Оскорбление , обиды, страх 6. Личная неприязнь 7. Борьба за внимание девочки (мальчика ) Причины конфликтов :

Слайд 5

Задачи педагога для предотвращения конфликта : 1. Научить коммуникации, основным правилам взаимодействия между людьми; 2. Научить правильно выражать свои желания; 3. Научить выслушать другого; 4. Научить договариваться; 5. Научить находить выход из конфликтной ситуации .

Слайд 6

Позиция педагога в конфликте : 1. Позиция авторитарного вмешательства в конфликт; 2. Позиция нейтралитета; 3. Позиция целесообразного вмешательства в конфликт.

Слайд 7

Считалки, стихи и рассказы о дружбе

Слайд 8

Игры в группе и на улице

Слайд 9

Адвент -календарь помог объединить коллектив

Слайд 10

Чтение терапевтических сказок о дружбе и проигрывание сюжета с детьми; Утренний круг; Круг-дружбы

Слайд 11

Совместный мастер - класс с родителями и детьми к новому году

Слайд 12

П роигрывание ситуации с помощью плюшевых игрушек; « Ковёр мира»

Слайд 13

Поздравление именинника с днем рождения

Слайд 14

Изучение правил дружелюбия; Коллективные работы, обсуждение работ друг друга

Слайд 15

Взаимоподдержка и взаимовыручка в детском саду

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;

Непосредственно образовательная деятельность;

Моделирование и анализ заданных ситуаций;

Сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

Беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

Рассматривание картин и иллюстраций;

Развлечения, просмотр видеофильмов;

Организация выставок детского творчества;

Метод проектов и др

Важно познакомить детей с правилами поведения и научить использовать правила как ориентиры формирования мнения детей о поведении сверстников и самого себя, воспитания доброжелательных взаимоотношений, например:

Хочешь играть, попроси разрешения;

Если начал игру с другом, не бросай ее без его согласия;

Играя, думай, чем помочь товарищам;

Если предложение товарища интереснее, поддержи его и т. д;

Я хотела бы акцентировать внимание на конфликтных ситуациях, которые очень часто возникают в детском коллективе. это сказывается на психологической обстановке в группе, развитие восприятия окружающих людей и как следствие мешает формированию дружеских взаимоотношений. мы, как педагоги, постоянно сталкиваемся с решением таких ситуаций и не всегда знаем, как найти выход, чтобы дети могли с правильным опытом выйти из конфликтной ситуации.

Но обо все по порядку…

Конфликтная ситуация:

Конфликтная ситуация — это противоположные позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т.д.

Причины конфликтов:

Отчего возникают конфликты между детьми?

1. борьба за лидерство и авторитет

2. соперничество

3. обман, ложь

4. оскорбление, обиды, страх

6. личная неприязнь

7. борьба за внимание девочки (мальчика)

Задачи педагога для предотвращения конфликта:

Научить коммуникации, основным правилам взаимодействия между людьми.

Научить правильно выражать свои желания.

Научить выслушать другого.

Научить договариваться.

Научить находить выход из конфликтной ситуации.

Позиция педагога в конфликте:

1.позиция авторитарного вмешательства в конфликт

2.позиция нейтралитета

3.позиция целесообразного вмешательства в конфликт

Педагог в конфликтной ситуации:

Ситуация мальчики и девочка. каждой группа свой принцип и в конце обобщить какой ведёт к дружелюбному отношению между сверстниками.

В моей практике я использую:

  1. Считалки, стихи и рассказы о дружбе      

Жили-были

Я ли, ты ли.

Между нами вышел спор.

Кто затеял, позабыли

И не дружим до сих пор.

Вдруг игра на этот раз

Помирить сумеет нас?

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Я для вас, мои дружки,

Затеваю пирожки:

Быстро нужно их испечь,

Ты пойдешь, затопишь печь!

«Друзья у нас повсюду есть.» Г. Мамлин

«Настоящие друзья.» В. Степанов

«Хорошие товарищи.» С. Михалков

«Друзья-товарищи.» С. Маршак

«Подружки.» А. Кузнецова

  1. Игры в группе и на улице.

Подвижная игра «Поводырь» 1. Играющие разбиваются на пары. Ребёнок с открытыми глазами (собака «поводырь») стоит впереди. Другой на расстоянии вытянутой рука, чуть касаясь спины впередистоящего, встаёт с закрытыми глазами («слепой»). «Поводырь» медленно начинает передвигаться по помещению, «Слепой» следует за ним, стараясь не потеряться, затем скорость движения постепенно увеличивается. Пары меняются ролями.2. «Поводырь» и «Слепой» активно общаются друг с другом, согласовывая направление и скорость движения.Пары меняются ролями.

Игра-коммуникация «Пирамида любви» Ход игры: дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из вас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы (рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку (дети выстраивают пирамиду из рук). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.

Ситуативная игра «Хорошо - Плохо» Ход игры: игра проводится индивидуально или с двумя – тремя детьми, так как в большой группе дети склонны подхватывать высказывания товарищей, отвлекаясь от своих ассоциаций. Используется несколько вариантов игры.

Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребёнку, не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребёнка положительные и отрицательные. Например, карандаш.

-Нравится, что красный; не нравится, что тонкий.

-Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.

-Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

Вариант 2. Рассмотрение «положительных» и «отрицательных» качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся объекты и явления (громкая музыка, драка, дружба).

Например, громкая музыка.

- Хорошо, если утром - быстро просыпаешься.

- Плохо, если ночью - мешает уснуть.

Игра «Хорошо - плохо» должна стать частью повседневной жизни ребёнка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В неё можно играть на прогулке, перед сном.

«Котик и Ёжик на качелях» Ход игры: взрослый говорит: «Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? (ответы детей). Представьте двух друзей, каждый из которых хочет покачаться на качелях. Друзей зовут Ёжик и Котик. Как помочь им не поссориться?». На роли Ёжика и Котика выбираются два ребёнка, им выдаются маски соответствующих героев. Роль качелей выполняет стул с высокой спинкой. Детям предлагается изобразить происходящую ситуацию. Инсценировка стихотворения детьми:

В тихом лесу, средь кустов и дорожек

Жили два друга - Котик и Ёжик

.Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,Котик: «Я первый!», а Ёжик: «Нет. Я!»

Не уступают друг другу друзья.

Котик обиделся: «Значит, ты, Ёж,Мне как товарищ совсем не хорош».

Обсуждение проблемы, поиск путей решения после инсценировки

- Почему Котик решил не дружить с Ёжиком? (Ёж не уступил ему качели.)

- Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (Нет.)

- Как помирить друзей, сделать так, чтобы ссоры не было? (Ответы детей.)

Взрослый: «Ребята, давайте ещё раз прочитаем стихотворение, но с весёлым концом, где Котик и Ёжик смогли договориться и избежать ссоры». Дети инсценируют стихотворение с другой концовкой:Ёжик навстречу качелям шагнул,

Котик качели к себе потянул,Котик сказал: «Покачаю тебя.Мы ведь с тобою, Ёжик, друзья!»

3. Адвент-календарь помог объединить коллектив.

4. Чтение терапевтических сказок о дружбе и проигрывание сюжета с детьми.

5. Утренний круг, круг-дружбы.

6. Совместный мастер- класс с родителями и детьми к новому году.

7. Помочь разрешить конфликт нам помогает проигрывание ситуации с помощью плюшевых игрушек (мышка- колючка и пес дружок) проецируем конфликт.

8. «Коврик мира».

Ритуал с применением «Ковра мира» - хорошая стратегия разрешения конфликтов с помощью переговоров и дискуссий. Используя его дети должны мириться, обсуждать кто себя вёл не правильно, как нужно поступить, что бы не было ссоры. Само наличие «Ковра мира» побуждает детей отказываться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом. Детям предлагается при этом использовать стихотворные мирилки - короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

8. Поздравление именинника с днем рождения

9. Изучение правил дружелюбия

10. Приучаем детей к помощи, сочувствию и взаимоподдержке. если у ребенка что-то не получается, то другие ребята активно спешат на помощь. аппликация, завязать шарф, подать или поискать игрушку.

11. Коллективные работы, обсуждение работ друг друга (выделять плюсы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

План по самообразованию воспитателя старшей группына тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...

План по самообразованию воспитателя старшей группы на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которы...

План по самообразованию воспитателя на тему :«Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе" старшая группа.

Цель:Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относится к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;Формировать у дете...

Отчет по самообразованию на тему:" Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

Актуальность темы. В наше время изучение человеческих дружеских взаимоотношений является для педагогики ключевой проблемой. Слово «общение» говорит о мощности совместного дела, и тема...

План по Самообразованию «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

План по Самообразованию «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...

план самообразования тема «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе»

quot;План самообразования Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"...